Занятие-тренинг для педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью профилактики эмоционального выгорания. В педагогической деятельности одним из важнейших условий является сохранение психологического здоровья. Благодаря таким занятиям педагоги получают массу положительных эмоции, снимают эмоциональное и мышечное напряжение, у них возрастает уверенность в себе и своих силах.
Тренинг для педагогов «Мое здоровье в моих руках»
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
3. Нахождение внутренних ресурсов.
4. Определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.
5. Нейтрализация эмоционального напряжения.
Я рада, что сегодня мы смогли встретиться, имеем возможность немного
отдохнуть, поиграть, поговорить о сохранении психологического здоровья и,
возможно, узнать чтото новое о себе.
Прежде чем начать напомню Вам правила работы в группе:
Принцип “Я”:
основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на
том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием
личных местоимений единственного числа.
Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный
момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных
участников, должно остаться внутри группы.
Начинаем нашу встречу с необычного приветствия: потрите ладони, чувствуете
тепло? А теперь поделитесь своим теплом с друзьями: соедините свои ладони с
соседом и, не размыкая рук, присаживайтесь. У нас получилась “цепочка” дружбы!
Друг на друга посмотрите
и задорно подмигните,
вправо, влево повернитесь
и соседу улыбнитесь.
Сегодня мы с вами поговорим о сохранении психологического здоровья. Мы
живем в нестабильном, изменяющемся мире, в сложных, экстремальных и
социоэкологических условиях. Очень часто когда с случается какая либо
неприятность, мы зацикливаемся на ней, не можем из неё выйти и посмотреть состороны на происходящее. Следующее упражнение научит нас как из лимона сделать
лимонад.
1. Упражнение «Продолжи фразу»: первый участник говорит, что то
негативное, задача другого – найти в этом плюсы.
Сложно ли было выполнять упражнение?
Мы проводим много времени на работе. Профессия педагога относиться к числу
профессий с повышенной моральной ответственностью. Это вызывает стрессы,
повышается тревожность. Что негативно отражается на психологическом состоянии.
2. Игра "Карабас": участники рассаживаются в круг, вместе с ними садится
педагог, который предлагает условия игры: "Вы все знаете сказку о Буратино и
помните бородатого КарабасаБарабаса, у которого был театр. Теперь все вы
куклы. Я произнесу слово "КАРАБАС" и покажу на вытянутых руках какоето
количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев,
причём столько человек, сколько я покажу пальцев. (Чаще всего встают более
общительные, стремящиеся к лидерству люди. Те, кто встают позже, под конец игры,
менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они
составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не
встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 45 раз).
3. Упражнение «Ласковый дождь»
«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право. ( Звучит релаксирующая
музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В
сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь
на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и
скатываются по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее… Повернитесь в
круг…...Подставьте дождю руки … лицо….почувствуйте как приятные, свежие
капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу
после дождя: Вдохвыдох 3 раза. Спасибо».
4. Несерьезный тест
Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП.
К каждой букве напишите цифры от 1 до 4. К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какогото животного, птицы,
насекомого.
Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.
РАСШИФРОВКА: Л это любовь, Д это дружба, Р это работа, П это постель.
Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы,
насекомые с написанными вами качествами это то, как вы представляете себя в
соответствующих жизненных процессах.
5. Оздоровительная минутка, упражнение «Деревце»
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки
опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки
вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол
тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
Опустите руки и расслабьтесь.
6. Упражнение «Составление портрета здорового и нездорового человека»
Группа делится на две команды по принципу «Здоровяки», «Аналитики»
Каждой команде дается задание:
Задание 1 группы: составить коллаж здорового человека и объяснить, почему
изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: составить коллаж нездорового человека и объяснить, почему
именно так должен выглядеть нездоровый человек.
Как вы думаете, какой человек (здоровый или нездоровый) чувствует себя
комфортно? От чего это зависит?
7. Упражнение « Я люблю тебя и весь мир!»
Произносится фраза, которая сопровождается жестами.
«Я» правой рукой показываем себя;
«люблю» правая рука прикладывается к сердцу;
«тебя» разводим обе руки;«и весь мир» руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.
Повторяем 3 раза.
8. Рефлексия
Что нового узнали для себя? Давайте повторим девиз « Мое здоровье – в моих
руках!». Наш тренинг подходит к концу. Мне хочется поблагодарить Вас за
активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Возьмите лист бумаги,
обведите левую руку. Каждый палец – это какаято позиция, по которой надо
высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая–то
позиция вас не заинтересовала – не закрашивайте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
В заключении нашей встречи напомню вам притчу: “Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,
он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А
сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую
атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь мы сами на 100%
ответственны за события в нашей жизни.
9. Упражнение «Бабочка»
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко? А
это наше здоровье. Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить, то на нём
останется трещина. Так и ваше здоровье: если к нему не относиться бережно, оно не
будет прежним. Здоровье не вернуть ни за какие деньги. Берегите себя!
Давайте наградим себя аплодисментами!