Тренинг для педагогов по теме: «Формирование у педагогов ДОУ умений находить выход из стрессовых ситуаций»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Тренинг для педагогов по теме: «Формирование у педагогов ДОУ умений находить выход из стрессовых ситуаций»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Игры +1
docx
психологическая работа +1
Детсад
20.10.2019
Тренинг для педагогов направлен на обучение экспресс методам борьбы со стрессом и умением самостоятельно находить способы преодоления стрессовых ситуаций. Он знакомит педагогов с основными признаками стресса и причинами его возникновения. Игры и игровые упражнения направлены на снижения уровня фрустрации (стресса).

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Тренинг для педагогов-«Формирование у педагогов ДОУ умений находить выход из стрессовых сит.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска Мини – тренинг для педагогов по теме:  «Формирование у педагогов ДОУ умений находить выход из стрессовых ситуаций» Цель:  Обучение   экспресс   методам   борьбы   со   стрессом   и  умением самостоятельно находить способы преодоления стрессовых ситуаций. Тренинг составлен педагогом­психологом – Бондарь Е.М. г. Волгодонск – 2019г. МИНИ­ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Формирование у педагогов ДОУ умений находить выход из стрессовых ситуаций» Цель:  Обучение   экспресс   методам   борьбы   со   стрессом   и  умением самостоятельно находить способы преодоления стрессовых ситуаций. Задачи: 1.   Способствовать   приобретению   педагогами   навыков   анализа   стрессовых ситуаций и путей выхода из них. 2.  Выявить   и   активизировать   внутренние   ресурсы   у   педагогов   для   решения проблем. Стресс –   это   общее   напряжение   организма,   возникающее   под   воздействием чрезвычайного раздражителя.  Основные признаки стресса:  ­ физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);  ­ эмоциональные (излишняя   агрессивность,   повышенная   возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);  ­ поведенческие (постоянный   поиск   у   себя   различных   заболеваний,   потеря интереса   к   своему   внешнему   облику,   притопывание   ногой   или   постукивание пальцем, и т. д.).  Многие   из   перечисленных   состояний   со   временем   усиливаются   и   могут привести к серьезным заболеваниям.  Причины возникновения стресса.  Рассмотрим стрессовые ситуации:  ­ неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;  ­ конфликты с коллегами;  ­   чувство   перегруженности   работой, переутомляемость;   психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми; ­ слишком высокая ответственность; ­  тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников.  Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.  Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему   рабочему   дню   практически   не   восстанавливаются.   Тревожность, депрессия, эмоциональное   опустошение   –   вот   цена   ответственности,   которую платит педагог.  Сегодня я постараюсь вас обучить методам преодоления стрессовых ситуаций.     1. Упражнение «Смысл моего имени» Цель:  дать   возможность   педагогам   при   знакомстве   подчеркнуть   свою индивидуальность. Ведущий:  Уважаемые   коллеги,   я   предлагаю   вам   придумать   положительные прилагательные   о   себе   на   каждую   букву   имени.   Например,   имя   Жанна:   Ж   – жизнерадостная; А – активная; Н – необычная, надежная; А – артистичная.  Есть одно условие при выполнении этого упражнения, не повторяться. Упражнение «Возьми салфетки» 1. Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу   пачку   бумажных   салфеток   со   словами:   «На   случай,   если   потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток» Психолог: «У   всех   в   руках   салфетки?»   Хорошо,   а   теперь   давайте   начнем. Перед   началом   нашей   работы,   я   думаю,   нам   стоит   вновь   познакомиться.   На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Посчитайте, сколько у вас салфеток   в   руках?   Сейчас   я   прошу   Вас   представиться   (называя   себя   только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько у Вас в руках салфеток. «Замечательно!» Теперь переходим к нашей теме. 2. Цветотерапевтическое упражнение «Где живет стресс? Цель: снизить уровень фрустрации (стресса).  Ведущий:  Коллеги, каждый из нас периодически испытывает стресс. Сейчас мы с вами попробуем найти с помощью цветотерапевтического  упражнения, где живет ваш стресс. Закройте глаза, представьте себе самое горячее место в своем теле, а затем отметьте его на силуэте красным карандашом, самое холодное – синим цветом, самое неприятное – черным, самое приятное – желтым.  Педагоги выполняют упражнение в течение 5 секунд. Затем ведущий комментирует ответы. Ведущий: Посмотрите внимательно на свои силуэты с отметками, а я поясню, где какой стресс живет. Ноги – неуверенность в себе, руки – общительность, голова –   информационный   стресс,   сердце   –   эмоциональный, коммуникативный стресс.    плечи,   грудь, С   помощью   следующего   упражнения   мы   попытаемся   снять   стресс   и напряжение.  3. Упражнение «Каляки­маляки» Цели:  активизировать   обе   руки   и   оба   полушария   головного   мозга; освободиться от тревожных мыслей, успокоить нервы. Ведущий:  У   вас   на   столах   есть   фломастеры,   карандаши.   Ваша   задача нарисовать рисунок двумя руками.  Педагоги рисуют. Ведущий комментирует упражнение. Ведущий:  Это   упражнение   позволяет   активизировать   обе   руки   и   оба полушария головного мозга, освободиться от тревожных мыслей. Если вы вышли из состояния   душевного   равновесия,   почувствовали   себя   измотанными, расстроенными,   попытайтесь   несколько   раз   выполнить   упражнение   с использованием обеих рук.  Педагоги рисуют. Ведущий:  Спасибо,   у   вас   получились   замечательные   рисунки.   Давайте   мы проанализируем ваше творчество.  Педагоги показывают и рассказывают, как и что рисовали. 4. Игровое упражнение «Ситуации, которые мы не выбираем» (10 мин.) Цель:  Выявить   наиболее   часто   встречающиеся   ситуации,   вызывающие стрессовые состояния. Ведущий:   В   настоящее   время   чаще   всего   слово   «стресс»   встречается   не столько в медицинском, сколько в психологическом смысле. Неудовлетворенность жизнью,   хронический   разрыв   между   желаниями   и   возможностями,   длительные перегрузки,  конфликты  в  семье  и т.  д. – все это  может  разрушить даже самый сильный организм. Недаром говорят – что все болезни от нервов. Участникам   необходимо   объединиться   в   группы   и  записать   ситуации, которые, по их мнению, вызывают стрессовое состояние.  Затем  участники зачитывают   то,   что   они   написали.   Общим   мнением   выявляются   наиболее   часто встречающиеся ситуации.  Рефлексия: Что вы чувствовали, когда вспоминали данные ситуации? Что вы почувствовали, когда узнали о похожих ситуациях у других? 5. Упражнение «Три цвета личности» Цель:  помочь   участникам   увидеть   себя   как   некоторое   «единство непохожих», подчеркнуть свою индивидуальность.  Ведущий:  Цель данного упражнения – помочь участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность. Сейчас я вам раздам три небольших листочка разного цвета, которые будут обозначать: зеленый – «как все» в данной группе; желтый – «как некоторые из присутствующих»; розовый – «как никто больше». На листочках   соответствующего   цвета   вам   нужно   сделать   запись   про   себя,   про собственные   свойства   и   черты.   При   этом   на   листочке   «как   все»   должно   быть записано качество, реально присущее вам и объединяющее (как вам кажется) со всеми   другими   участниками   группы.   На   листочке   «как   некоторые»   –   качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее вас с некоторыми,   но   не   со   всеми   членами   группы.   Последний   листочек   должен содержать указания на уникальные черты, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно у вас.  Педагоги приступают к выполнению задания. Ведущий: А теперь возьмите в руки тот листочек, на котором записаны черты «как все». (Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе.) Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые» и «как никто больше». Ведущий:  Каждый   должен   убедиться   в   том,   что   в   группе   есть   люди, обладающие   подобными   особенностями,   с   одной   стороны,   и   что   эти   свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.  6. Упражнение «Волшебный лес чудес» Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес ­ роща и встанем в две шеренги. Наши руки ­ это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди   пусть   пройдет   сквозь   этот   волшебный   ласковый   лес,   а   ветви   будут поглаживать по голове, рукам, спине. Что   вы   испытывали,   когда   вы   проходили   по «лесу» и   к   вам   прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями? Расскажите о своем состоянии до и после упражнения. 7. Упражнение «Знакомство с животными» Цель: снять эмоциональное напряжение в группе, создать благоприятные условия для работы.  Ведущий: На планете Земля много лесов: лиственные, хвойные, тропические. В лесах водятся разные животные. Давайте представим их себе. Встаньте в круг друг за другом и повторяйте за мной все движения. В лесах водятся: жирафы – короткие, но сильные  (Хлопки крест­накрест по спине впереди стоящего.); львы, с жадностью поедающие мясо (Двумя руками мять шею и лопатки.); бегемот, который весело скатывается в воду (Медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику.); дикие   прыжки   кенгуру  («Топать»   кончиками   пальцев   по   спине   впереди стоящего.); слоны (Медленно и сильно нажимать кулаками на спину.); змеи, медленно ползающие по песку (Делать ладонями движения, похожие на то, как ползает змея); крокодил, разевающий пасть, (Коротко и сильно щипать руки и ноги); колибри   прилетела   в   гнездо   и   устраивается   там   поудобнее  (Запустить пальцы в волосы и слегка их подергать.) Педагоги повторяют за ведущим движения. 8. Притча “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать   такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя   комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие. 9. Упражнение «До следующей встречи!» У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться   впечатлениями   о   сегодняшнем   дне тренинга,   дарить   свои   пожелания участникам группы. Помните 9 слов, способных изменить жизнь: Жизнь прекрасна и ярка, Жизнь свободна и легка, Жизнь есть солнечный рассвет, Жизнь есть неба дивный свет, Жизнь – улыбки и цветы, Жизнь полнится красоты, Жизнь есть ласка добрых слов, Жизнь есть – дети и любовь! Правила противостояния стрессу 1. Воспринимайте   жизнь   такой,   какая   она   есть.   Не   усложняйте   и   не преувеличивайте оценку событий. Не ищите в действиях, окружающих подвоха. У каждого из вас есть какой­то идеал счастливой жизни. Как сказал В.Шекспир:  «В страданиях единственный исход ­ по мере сил не замечать невзгод». 2. Не   прогнозируйте   собственные   несчастья.   Некоторые   люди   склонны представлять себя постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс неудачника». Как выяснили психологи, если постоянно бояться и ждать неудач, то они настигают человека значительно быстрее и чаще.  3. Любите себя. Многие читают, что любить, хвалить себя несколько неэтично. Это   удовлетворенность   своим   результатом,   вызывает   положительные   эмоции   и придает уверенность в своих силах. Любить себя ­ это большое искусство: надо поверить в себя, принять себя как ценную и состоявшуюся личность.  4. Управляйте своими эмоциями, не растравляйте себя. Попав под влияние отрицательных   эмоций,   человек   нередко   начинает   многократно   прокручивать   в голове ситуации, их вызвавшие. Тем самым он поддерживает в напряжении эмоции, сопровождавшие эти ситуации и приносящие ему столько переживаний. Управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.  5. Не   занимайтесь   постоянной   самокритикой.  Есть   люди,   которые занимаются постоянным анализом своего поведения с точки зрения неудачности, неэффективности: «А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так­ то   и   так­то.   Почему   я   ему   уступил?   Что   я   натворил!?»   Эти   и   подобные   им самоукоряющие вопросы вызывают чувство вины, что в свою очередь приводит к еще большему «самобичеванию».  Памятка Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо: – не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности, – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения, – прислушиваться к собственным потребностям и заботам, – стараться выполнять принятые решения. Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее: – выделять приоритетные задачи, – назначать реалистические сроки, – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил, – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним, – всегда оставлять время для себя, – не брать на себя слишком много, – поручать часть дел другим, – делать всё по очереди. Взаимоотношения с людьми Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь: – беречь интимные отношения, – развивать общительность, – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными, – поддерживать контакты с друзьями, – подбадривать окружающих. Помощь и поддержка Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы: – каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”, – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам. Правила противостояния стрессу  «В   1.Воспринимайте   жизнь   такой, какая она есть. Не усложняйте и не преувеличивайте   оценку   событий.   Не ищите   в   действиях,   окружающих подвоха. У каждого из вас есть какой­ то идеал счастливой жизни. Как сказал В.Шекспир: страданиях единственный исход ­ по мере сил не замечать невзгод». 2.Не   прогнозируйте   собственные несчастья.   Некоторые   люди   склонны представлять себя   постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс неудачника». Как выяснили психологи, если   постоянно   бояться   и   ждать неудач,   то   они   настигают   человека значительно быстрее и чаще.  3.Любите   себя.   Многие   читают,   что   хвалить   себя   несколько любить,       Это   удовлетворенность неэтично. результатом, вызывает своим   положительные   эмоции   и   придает уверенность   в   своих   силах.   Любить себя   ­   это   большое   искусство:   надо поверить   в   себя,   принять   себя   как ценную и состоявшуюся личность.  4.Управляйте   своими   эмоциями,   не растравляйте   себя.   Попав   под влияние   отрицательных   эмоций, человек нередко начинает многократно прокручивать   в   голове   ситуации,   их вызвавшие. самым   он поддерживает   в   напряжении   эмоции, сопровождавшие   эти   ситуации   и приносящие ему столько переживаний. Управление эмоциями основывается   на сознательном контроле.  своими     Тем 5.Не   занимайтесь   постоянной самокритикой.  Есть   люди,   которые занимаются   постоянным   анализом своего   поведения   с   точки   зрения неудачности,   неэффективности:   «А почему я не сделал вот так? Я должен был   ему   ответить   так­то   и   так­то. Почему   я   ему   уступил?   Что   я натворил!?» Эти и подобные им  самоукоряющие   вопросы   вызывают чувство   вины,   что   в   свою   очередь приводит   большему   к   «самобичеванию». еще Правила противостояния стрессу    «В   1.Воспринимайте   жизнь   такой, какая она есть. Не усложняйте и не преувеличивайте   оценку   событий.   Не ищите   в   действиях,   окружающих подвоха. У каждого из вас есть какой­ то идеал счастливой жизни. Как сказал В.Шекспир: страданиях единственный исход ­ по мере сил не замечать невзгод». 2.Не   прогнозируйте   собственные несчастья.   Некоторые   люди   склонны представлять себя   постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс неудачника». Как выяснили психологи, если   постоянно   бояться   и   ждать неудач,   то   они   настигают   человека значительно быстрее и чаще.  3.Любите   себя.   Многие   читают,   что   хвалить   себя   несколько любить, неэтично.   Это   удовлетворенность своим   вызывает результатом, положительные   эмоции   и   придает уверенность   в   своих   силах.   Любить себя   ­   это   большое   искусство:   надо поверить   в   себя,   принять   себя   как ценную и состоявшуюся личность.          Тем   своими   4.Управляйте   своими   эмоциями,   не растравляйте   себя.   Попав   под влияние   отрицательных   эмоций, человек нередко начинает многократно прокручивать   в   голове   ситуации,   их вызвавшие. самым   он поддерживает   в   напряжении   эмоции, сопровождавшие   эти   ситуации   и приносящие ему столько переживаний. эмоциями Управление основывается   на сознательном контроле.  5.Не   занимайтесь   постоянной самокритикой.  Есть   люди,   которые занимаются   постоянным   анализом своего   поведения   с   точки   зрения неудачности,   неэффективности:   «А почему я не сделал вот так? Я должен был   ему   ответить   так­то   и   так­то. Почему   я   ему   уступил?   Что   я натворил!?» Эти и подобные им  самоукоряющие   вопросы   вызывают чувство   вины,   что   в   свою   очередь приводит   к     большему «самобичеванию». еще Памятка Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо: – не быть пассивным, отстаивать свою  позицию, но без агрессивности, – определять проблемы, ставить цели и  искать пути их решения, – прислушиваться к собственным  потребностям и заботам, – стараться выполнять принятые решения. Учитесь эффективно использовать  время. Здесь важно следующее: – выделять приоритетные задачи, – назначать реалистические сроки, – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил, – предвидеть стрессовые ситуации и  заранее готовиться к ним, – всегда оставлять время для себя, – не брать на себя слишком много, – поручать часть дел другим, – делать всё по очереди. Взаимоотношения с людьми Общение может снимать стресс, и  приводить к нему. Старайтесь: – беречь интимные отношения, – развивать общительность, – замечать чувства окружающих и не  смешивать их с собственными, – поддерживать контакты с друзьями, – подбадривать окружающих. Помощь и поддержка Осознайте, что внутри и вне вас всегда  найдутся дополнительные ресурсы: – каждый день подбадривайте себя  мыслями “Всё будет хорошо”, – не стесняйтесь обращаться за помощью  к близким, друзьям или специалистам. Материал   подготовлен   педагогом­ психологом­ Бондарь Е.М. Памятка Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо: – не быть пассивным, отстаивать свою  позицию, но без агрессивности, – определять проблемы, ставить цели и  искать пути их решения, – прислушиваться к собственным  потребностям и заботам, – стараться выполнять принятые решения. Учитесь эффективно использовать  время. Здесь важно следующее: – выделять приоритетные задачи, – назначать реалистические сроки, – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил, – предвидеть стрессовые ситуации и  заранее готовиться к ним, – всегда оставлять время для себя, – не брать на себя слишком много, – поручать часть дел другим, – делать всё по очереди. Взаимоотношения с людьми Общение может снимать стресс, и  приводить к нему. Старайтесь: – беречь интимные отношения, – развивать общительность, – замечать чувства окружающих и не  смешивать их с собственными, – поддерживать контакты с друзьями, – подбадривать окружающих. Помощь и поддержка Осознайте, что внутри и вне вас всегда  найдутся дополнительные ресурсы: – каждый день подбадривайте себя  мыслями “Всё будет хорошо”, – не стесняйтесь обращаться за помощью  к близким, друзьям или специалистам. Материал   подготовлен   педагогом­ психологом­ Бондарь Е.М. 1. Упражнение «Смысл моего имени» Цель:  дать   возможность   педагогам   при   знакомстве   подчеркнуть   свою индивидуальность. Ведущий:  Уважаемые   коллеги,   я   предлагаю   вам   придумать   положительные прилагательные   о   себе   на   каждую   букву   имени.   Например,   имя   Жанна:   Ж   – жизнерадостная; А – активная; Н – необычная, надежная; А – артистичная.  Есть одно условие при выполнении этого упражнения, не повторяться. 1. Упражнение «Возьми салфетки» Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток» Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом нашей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Посчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу Вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько у Вас в руках салфеток. 2. «Замечательно!» Теперь переходим к нашей теме. 2. Цветотерапевтическое упражнение «Где живет стресс? Цель: снизить уровень фрустрации (стресса).  Ведущий: Коллеги, каждый из нас периодически испытывает стресс. Сейчас мы с вами попробуем найти с помощью цветотерапевтического упражнения, где живет ваш стресс. Закройте глаза, представьте себе самое горячее место в своем теле, а затем отметьте его на силуэте красным карандашом, самое холодное – синим цветом, самое неприятное – черным, самое приятное – желтым.  Педагоги выполняют упражнение в течение 5 секунд. Затем ведущий комментирует ответы. Ведущий: Посмотрите внимательно на свои силуэты с отметками, а я поясню, где какой стресс живет. Ноги – неуверенность в себе, руки – общительность, голова – информационный  стресс, плечи, грудь, сердце – эмоциональный, коммуникативный стресс.  С помощью следующего упражнения мы попытаемся снять стресс и напряжение.  3. Упражнение «Каляки­маляки» Цели:  активизировать   обе   руки   и   оба   полушария   головного   мозга; освободиться от тревожных мыслей, успокоить нервы. Ведущий: У вас на столах есть фломастеры, карандаши. Ваша задача нарисовать рисунок двумя руками.  Педагоги рисуют. Ведущий комментирует упражнение. Ведущий: Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, освободиться от тревожных мыслей. Если вы вышли из состояния душевного   равновесия,   расстроенными, попытайтесь несколько раз выполнить упражнение с использованием обеих рук.    почувствовали   себя   измотанными, Педагоги рисуют. Ведущий:  Спасибо,   у   вас   получились   замечательные   рисунки.   Давайте   мы проанализируем ваше творчество.  Педагоги показывают и рассказывают, как и что рисовали. 4. Игровое упражнение «Ситуации, которые мы не выбираем» (10 мин.) Цель:  Выявить   наиболее   часто   встречающиеся   ситуации,   вызывающие стрессовые состояния. Ведущий: В настоящее время чаще всего слово «стресс» встречается не столько в  медицинском,  сколько  в  психологическом  смысле.  Неудовлетворенность   жизнью, хронический   разрыв   между   желаниями   и   возможностями,   длительные   перегрузки, конфликты в семье и т. д. – все это может разрушить даже самый сильный организм. Недаром говорят – что все болезни от нервов. Участникам   необходимо   объединиться   в   группы   и  записать   ситуации, которые,   по   их   мнению,   вызывают   стрессовое   состояние.   Затем   участники зачитывают   то,   что   они   написали.   Общим   мнением   выявляются   наиболее   часто встречающиеся ситуации.  Рефлексия: Что вы чувствовали, когда вспоминали данные ситуации? Что вы почувствовали, когда узнали о похожих ситуациях у других? 5. Упражнение «Три цвета личности» Цель:  помочь   участникам   увидеть   себя   как   некоторое   «единство непохожих», подчеркнуть свою индивидуальность.  Ведущий:  Цель   данного   упражнения   –   помочь   участникам   увидеть   себя   как некоторое   «единство   непохожих»,   каждому   обрести   поддержку   и   в   то   же   время подчеркнуть свою индивидуальность. Сейчас я вам раздам три небольших листочка разного   цвета,   которые   будут   обозначать:   зеленый   –   «как   все»   в   данной   группе; желтый – «как некоторые из присутствующих»; розовый – «как никто больше».  На листочках   соответствующего   цвета   вам   нужно   сделать   запись   про   себя,   про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее вам и объединяющее (как вам кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» – качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее вас с некоторыми, но не со всеми   членами   группы.   Последний   листочек   должен   содержать   указания   на уникальные черты, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно у вас.  Педагоги приступают к выполнению задания. Ведущий:  А теперь возьмите в руки тот листочек, на котором записаны черты «как все». (Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе.) Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые» и «как никто больше». Ведущий: Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.  6. Упражнение «Волшебный лес чудес» Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда   хорошо   и   приятно.   Разделимся   на   две   группы   по принципу:   лес   ­   роща   и встанем в две шеренги. Наши руки ­ это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди   пусть   пройдет   сквозь   этот   волшебный   ласковый   лес,   а   ветви   будут поглаживать по голове, рукам, спине. Что   вы   испытывали,   когда   вы   проходили   по «лесу» и   к   вам   прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями? Расскажите о своем состоянии до и после упражнения. 7. Упражнение «Знакомство с животными» Цель:   снять   эмоциональное   напряжение   в   группе,   создать   благоприятные условия для работы.  Ведущий:  На планете Земля много лесов: лиственные, хвойные, тропические. В лесах водятся разные животные. Давайте представим их себе. Встаньте в круг друг за другом и повторяйте за мной все движения. В лесах водятся: жирафы   –   короткие,   но   сильные  (Хлопки   крест­накрест   по   спине   впереди стоящего.); львы, с жадностью поедающие мясо (Двумя руками мять шею и лопатки.); бегемот, который весело скатывается в воду  (Медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику.); дикие   прыжки   кенгуру  («Топать»   кончиками   пальцев   по   спине   впереди стоящего.); слоны (Медленно и сильно нажимать кулаками на спину.); змеи, медленно ползающие по песку  (Делать ладонями движения, похожие на то, как ползает змея); крокодил, разевающий пасть, (Коротко и сильно щипать руки и ноги); колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (Запустить пальцы в волосы и слегка их подергать.) Педагоги повторяют за ведущим движения. 8. Притча “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать   такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя   комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие. 9. Упражнение «До следующей встречи!» У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего   дня.   Вы   будете   передавать   друг   другу   это   волшебное   солнышко   и делиться   впечатлениями   о   сегодняшнем   дне тренинга,   дарить   свои   пожелания участникам группы.
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: