Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения», направлен на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога, создание комфортного пребывания в группе, умение стравляться со стрессовыми состояниями,
развить умение находить подход к людям, обеспечить психологическую разгрузку участников, развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.ренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения», направлен на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога, создание комфортного пребывания в группе, умение стравляться со стрессовыми состояниями,
развить умение находить подход к людям, обеспечить психологическую разгрузку участников, развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.
Тренинг для педагогов
«Снятие эмоционального напряжения»
Вступление. Актуальность выбранной темы.
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От
многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог
испытывает большие нервнопсихические нагрузки, которые проявляются в
эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего
эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению
состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны
60% педагогов. Я считаю, что педагоги современных образовательных
учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам
снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в
работе психолога.
Основная часть.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления
психологического здоровья педагога.
Задачи:
познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической
саморегуляции;
создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю
душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по
кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 60 минут.
Ход проведения тренингаЗвучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную
полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся
в круг.
1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не
хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время
бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот
бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас чтото тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа
одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а
только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и
самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение
выбранного цвета. Карточки «Значение цвета»
(Приложение 1) Цвета делятся на основные красный, синий и желтый, и на
дополнительные зеленый, оранжевый и фиолетовый.
Красный цвет жизни, солнца, огня. Он вызывает противоположные чувства
любовь и ненависть, радость и гнев. Он наиболее бросается в глаза. Считается,
что стимулирует кровообращение.
Красный цвет сердца, легких и мускулов; он делает человека разговорчивым,
возбуждает и усиливает эмоции все революционные флаги непременно
красного цвета. Он делает ленивых более активными.
Синий цвет привносит ощущение мира и бесконечности, расслабляет
человека. Этот холодный свет влияет на эндокринную систему, на наши
реакции на стресс, на релаксацию (расслабление), а также на систему защиты
организма от инфекций и аллергии.
Желтый цвет символизирует полуденное солнце и оказывает
стимулирующий эффект. В большей степени он воспринимается левымполушарием мозга, его «интеллектуальной» половиной, и может оказывать
положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков.
Желтый улучшает настроение людей, вечно чемто недовольных.
Зеленый самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он
действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает
необычайно целебна.
Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье. Он благотворно влияет на
человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему
пессимизму.
У людей, которые утром просыпаются уже усталыми, недовольными и слова
не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение,
стоит им хотя бы на несколько минут после пробуждения посмотреть на мир
сквозь оранжевое стекло.
Фиолетовый цвет всегда ассоциируется с духовностью. Он действует на
подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от
медитации.
Если надеть фиолетовые очки и отправиться в многолюдное место, можете не
сомневаться никто даже не приблизится к вам.
А если вы хотите умерить свой аппетит надевайте, садясь за стол,
фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно.
Бирюзовый цвет это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние
стороны нашей жизни. Терапевтический (лечебный) эффект при применении
этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение
расслабления, освобождения и благоденствия.
Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо
повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую
по нескольку минут. Вскоре вы поймете, какой именно цвет вам особенно
приятен, а какой неприятен в эту минуту.1.3. Упражнение «Визитка»
Назвать свое имя и растение с которым себя ассоциирует (объяснить почему)
1.4 Упражнение : «Австралийский дождик»
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский
дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу
цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко
мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
– А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
1.5. «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера,
убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера,
гибкость дипломата».
Труд педагога – это каждодневная работа не только с детьми в саду, но и
регулярная работа над собой.
2. Снятие эмоционального напряжения.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его
любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей,
неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис грузпроблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает
тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение
расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Притча:
3. Молодой индеец одиноко прогуливался в лесу и нашел яйцо орла. Думая,
что это яйцо степной курицы, он положил его в гнездо степной курицы.
Птенец появился на свет в окружении куриц. Он стал ходить, как курица,
кудахтать,
как курица.
как курица,
крошки,
клевать
В один прекрасный весенний день молодая птица увидела нечто
необыкновенное это была огромная птица, которая взлетела, планируя в
воздухе
красотой.
Что это за птица? спросил молодой орел, выросший среди степных кур. Это
необычайной
с
орел прекраснейший из всех птиц!
Орленок подумал о необыкновенном даре уметь летать с такой грацией. Но
так как он знал, что никогда не может стать орлом, то быстро забыл о своей
мечте.
Он прожил всю жизнь, думая, что он степная курица, а не орел. Сколько
людей напоминают этого орленка! Они обладают необыкновенным
потенциалом, имеют неиспользуемые возможности, способности, таланты,
которые могли бы принести пользу людям и позволили реализоваться им
самим. К сожалению, они родились в гнезде где не было яркого примера для
подражания. Они даже получили сообщения, отменившие любовь, которую
они могли бы испытывать к самим себе, а также веру в себя, которую можно
было бы развить. Вследствие этого они проживают жизнь, не
удовлетворяющую их, испытывают огромную тоску по чемуто другому,
более гармоничному, более ценному.
Вы не расстраивайтесь, главное, что все это ощущение можно изменить.
Начните с декларации самооценки, произносите ее каждый день.
Декларация самооценки (садитесь поудобнее)Автор: Вирджиния Сатир
Декларация самооценки
Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди чемто похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как
Я. Поэтому всё, что исходит от меня, это подлинное мое, потому что именно
Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы,
которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, тревога,
удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все
слова, которые он может произносить, вежливые, ласковые или грубые,
правильные или неправильные; мой голос – громкий или тихий; все мои
действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат
все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне
принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это
принадлежит мне.
И потому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя
и подружиться с собой. И я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало
моим интересам. Я знаю, что коечто во мне озадачивает меня, и есть во мне
чтото такое, чего Я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, я
могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что
озадачивает меня, и узнавать все больше и больше вещей о себе самом. Все,
что я вижу и ощущаю, все, что я говорю и делаю, что я думаю и чувствую в
данный момент, это моё. И в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в
данный момент.
Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что я видел и ощущал,
что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не
вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не
подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть чтотоновое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и
действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, быть
продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я
принадлежу себе, и поэтому Я смогу строить себя.
Я – это Я, и я – это замечательно!
2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше
душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.
ПИЦЦИКАТО 66960c547fb651673dd9c86e971db110.mp3
2.3. Упражнение: « Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек
становится машиной, последний сушилкой (обнимает машину). Прошедший
мойку становится сушилкой.
Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди
счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе
жила замечательная семья…
Каждый педагог по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно
предложение для сочинения сказки.
Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем
себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!
Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и
эмоциональное раздражение. Люди поразному переносят стресс.
преодолеваю«фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные,
уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые
решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые,
несдержанные, их движения быстрые и резкие.
–Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие,
пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе,
что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний
человека связано со стрессом..
2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод,
чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение,
пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества,
снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше.
Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса.
Не бойтесь плакать!
Упражнение «Волшебный мешочек»
Участникам предлагается достать из мешочка любой предмет. После того как
все получили по предмету, найти сходство между ним и вашей семьей.
Игра «Пирамида»
Построим пирамиду из наших рук . Я назову чтото любимое и положу свою
руку, каждый из вас называет то, что он любит и класть руку поверх моей..
Посмотрите какая высокая пирамида получилась. А все потому , что мы
любимы и умеем любить сами.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь