В тренинге для педагогов - «Сплочение коллектива», говорится о том, что сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.В тренинге для педагогов - «Сплочение коллектива», говорится о том, что сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Тренинг «Сплочение коллектива»
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности
межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций,
единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности.
Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество
и взаимопомощь формируют хороший социальнопсихологический климат.
Фактор, воздействующий на социальнопсихологический климат коллектива,
обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из
его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются
все влияния на него как производственного, так и непроизводственного
характера. Поэтому для формирования того или и социально
психологического климата коллектива имеют значение не столько
психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики
формальных и неформальных организационных связей в коллективе и
соотношение между ними), демократического уровня в коллективе,
оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Упражнение «Квадрат» (510 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не
открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается
балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какоето время
выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После
того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите,
все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек,
которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И
только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в
квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший
результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие
фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу
выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое
обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения
работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было
сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством,
а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 4045 мин.
Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные
карандаши, краски с кисточками.
Ход упражнения
Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной
тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных
картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие
тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки,
каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое
расположение в группе. После выполненной работы каждый участник(по
желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей
Вопросы для обсуждения:
1. Почему вы выбрали ту или иную картинку?
2. Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы
хотелось?
3. Чувствуете ли вы себя так в группе?
4. Были ли сложности при выполнении упражнения?
3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Время проведения: 2530 мин.
Ход упражнения
Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа –
сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача
для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем
пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по
всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют
критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они
начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт,
а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры
начинают играть (см. видео 1). Бурные овации, море эмоций. Вот теперь
посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было
бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и
негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях.
И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий
эффект налицо!Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь