Цель: Становление нравственно-зрелой личности, воспитание желания совершать добрые
дела.
Задачи:
1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство.
2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.
3. Воспитывать нравственные чувства, социально-активную личность.
4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, добрые дела.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Бригантина»
625022, г.Тюмень, проезд Солнечный 6/1 т. 478790, 646645, факс: 478790
«Спешите делать
добрые дела»
тренинг для подростков 1416лет
Составитель специалист
по работе с молодежью
Стефанович Е.В.Тюмень 2013
Продолжительность мероприятия – 3040 минут
Цель: Становление нравственнозрелой личности, воспитание желания совершать
добрые
дела.
Задачи:
1. Продолжить формирование нравственноэтических понятий:
отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство.
доброта,
2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору,
мотивацию к участию в добровольческой деятельности.
3. Воспитывать нравственные чувства, социальноактивную личность.
4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и
нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, добрые дела.
Форма проведения: этический диалог?
Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик, аудиозапись, карточки с
ситуациями, карточки для рефлексии, фламастеры, ватман.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Умерсон У.
2. Мотивация. (5 минут: 3 минуты ролик + 2 минуты обсуждение)
Просмотр ролика «Жизнь за 2 минуты»
Какие чувства и мысли вызвал у вас ролик?
О чем заставил задуматься?
Что надо сделать, чтобы рассказ о вашей жизни не уложился в 2 минуты?
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.
(Д.Голубков)
Человек, как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…
Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала
Вселенная”?
При подготовке к классному часу мы с вами проводили небольшое исследование, вы
ранжировали нравственные качества, которыми на ваш взгляд должен обладать
современный человек. При диагностике частоты выбора нравственных качеств вы отдали
первенство честности – 70%, совесть на 2 месте 60%, поставив доброту на 3 место 50%. Далее в
рейтинговом ранжировании следуют: милосердие, ответственность, мужество и т.д.Мужество
Уступчивость
Ответственность
Доброта
Совесть
Милосердие
Честность
Порядочность
Благородство
Правдивость
Скромность
Терпение
Честность 70%
Совесть 60%
Доброта 50%.
Милосердие – 50 %
Ответственность – 40 %
Мужество – 40%
Порядочность 40%
Терпение – 40 %
Благородство – 40%
Уступчивость – 20%
Правдивость – 20%
Скромность – 10%
Л.Н.Толстой сказал: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые
худшие пороки с нею легко прощаются».
Поэтому сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из
нас в различных жизненных ситуациях, о добрых делах.
3. Этап актуализации знаний. (2 минуты)
А как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
Быть добрым в мыслях это …………
Быть добрым в словах – это……………..
Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Ведь как сказал Л.Н.Толстой: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал
людям хоть каплю добра».
4. Основной этап: 18 минут.
1. (этап размышления). (2 минуты)
Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова,
поступки
Знакомые.
Друзья. Одноклассники.
Я
Незнакомые.
Окружающие.
Родители. Близкие. Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро.
И опять на память приходят слова Л.Н.Толстого: «Добро, которое ты делаешь от
сердца, ты делаешь всегда себе».
2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего
участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
Работа в группах. (5 минут: 3 минуты обсуждение + 2 минуты ответ)
Прежде, чем вы начнете работу в группах, хочу напомнить вам правила общения:
Правила общения:
1. Искренность и честность в ответах.
2. Запрещение критики. Каждый говорит все о себе, а другие в это время не
высказывают своей точки зрения.
3. Не разрешается перебивать товарища при ответе.
4. Стараться быть точным и кратким в ответе.
Ситуация 1.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить
билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени
много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 2.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему
виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него
внимания.
Как вы поступите?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когдато комуто
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. Раскрытие понятия «Волонтерство». – презентация «Волонтер» (4 минуты)Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать,
а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем. В настоящее время в нашем
государстве большое внимание уделяется добровольческому движению, волонтерству.
Ставка делается на молодежь. А кто такие волонтеры, чем они занимаются, на что
направлена их деятельность вы узнаете из презентации.
Презентация «Волонтер!»
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз –
то же дело становится привычкой. Л.Н.Толстой
Волонтерское движение есть и в нашей школе. И некоторые из вас являются
официальными участниками волонтерского движения Жаба. А остальные , сами того не
подозревая, являются неофициальными участниками волонтерского движения.
Достаточно вспомнить все акции и мероприятия в которых вы участвовали на протяжении
всех последних 7 лет.
(просмотр фото). Узнаете себя?
Но это были мероприятия общешкольные, в которых вы были гдето организаторами, а в
большей степени активными участниками.
Но пришла пора показать, на что вы способны, какое доброе дело вы в состоянии
организовать и провести самостоятельно. Предлагаю вам смоделировать минипроект
доброго дела в рамках школы, поселка. Надеюсь, песня Шуры вас только вдохновит на
доброе дело.
4.Работа в группах. Моделирование «Доброго дела» (7 минут :
)
обсуждение + 2 минуты защита
Звучит песня в исполнении Шуры «Твори добро», в это время обучающиеся моделируют
проект доброго дела в рамках школы, поселка.
План
5 минуты
1 Название мини проекта
2 Актуальность
3 Цель
4 Сроки
Защита минипроекта.
5 На кого направлен, участники
6 Этапы
7 Формы работы
8
Ожидаемый результат.
5. Молодцы, хорошо поработали, осталось ваши минипроекты воплотить в мир. Я
уверена, все у нас получится. Хотелось бы , чтобы вы высказались о том, что узнали
сегодня, в каких мыслях и решениях стали более уверенными.
Проведем рефлексию с помощью «Я» высказываний (у каждого ученика)
Дополните фразу:
Я сегодня узнал, что…
Я подумал о…
Я стал более уверен в том, что…
Я понял, что…
Я испытывал чувства, настроение...
6.Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится
нравственно зрелой личностью.Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть понастоящему добрым трудно.
Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям
радость.
А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело,
Тем живём на земле.