Тренинг для родителей на тему "Стили воспитания в семье"
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
4 кл
02.04.2017
Тренинг родительской мудрости
Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье. Данный тренинг предназначен для родителей учащихся 4 класса. Тренинг содержит упражнения (сказки нашего детства, правила для ребёнка), на взаимодействие родителей, групповую работу и мозговой штурм. А также рекомендации для родителей о семейном воспитании.Тренинг родительской мудрости ( для родительского собрания в 4 классе)
Тренинг родительской мудрости.doc
Родительское собрание (4 класс)
Тренинг родительской мудрости
учитель нач. классов: Клюева И.Ю.
Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье
Ход проведения.
1.Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном,
семейном кругу, ведь детский сад это одна большая, дружная семья. Но сначала нам
нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача
за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье.
Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько
слов о членах своей семьи.
Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых
были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб
(папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в
пруду; семья львов и др.
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации
работы.
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных
правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного
взаимодействия:
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, ктото хочет внести
коррективы?
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка
стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена
тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.
Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома. Мозговой штурм
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка.
Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном
воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Какой явор такой забор, какой отец – такой и сын.
Яблоко от яблони далеко не падает.
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать
с детьми очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения,
ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как
начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они
должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают
семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако,
опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен
телевизор, и какаято женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального
порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 1520 минут в
день. Из них 1012 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом
существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно
насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от
него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка
развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к
слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей
отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют
поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность,
выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой
стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку
эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование.
Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная
самооценка.
Родители сторонники демократического стиля воспитания уважают личность ребенка,
принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них;
доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок,
прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают
развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей,
наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе,
хорошо социально адаптированными.
Упражнение«Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения
(сказки «Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «ИвасикТелесик» или другие, по
выбору психолога.)
Задача каждой группы драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны
догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
Что было для вас непривычным?
Каковы ваши ощущения от работы?
Сложно было выполнять задание?
Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?
Разминка «Почтальон»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.
Каждый участник получает листок бумаги с названием города.
Ведущий говорит: «Почта идет из Киева во Львов и из Харькова в Черкассы».
Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время
ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится
ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», тогда местами должны
поменяться все участники.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и
запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать
определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия
могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на
правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда
светит зеленый огонек светофора.
Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
Сложно было выполнить задание?
Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не
провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и
понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать
нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает
нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою
активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить
ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за
несоблюдение правил.
Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши
ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости,
если же ожидания сбылись частично ставьте стикеры на тропе между домом и холмом.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на
одной ладони улыбку, на другой радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко
накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
Тренинг для родителей на тему "Стили воспитания в семье"
Тренинг для родителей на тему "Стили воспитания в семье"
Тренинг для родителей на тему "Стили воспитания в семье"
Тренинг для родителей на тему "Стили воспитания в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.