Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению
Оценка 4.8

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
1 кл
11.02.2017
Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению
Известно, что только сотрудничество родителей с учителем , их помощь на первом этапе школьной жизни будут способствовать успешному обучению ребенка в школе. И, чтобы родители не были пассивными наблюдателями учебно-воспитательного процесса, а принимали активное участие в профилактической и коррекционной работе, надо их активизировать. На данном собрании используется такая форма работы как тренинг для родителей.Выступление на заседании учителей начальных классов "Тренинг для родителей по итогам мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе"
Тренинг для родителей.docx
Королькова Т.В.­ учитель начальных классов  МБОУ СОШ №3, г.Ноябрьск. Выступление на городском методическом объединении  учителей начальных классов «Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования готовности первоклассников к школьному обучению» В сентябре в первых классах прошло мониторинговое исследование готовности  первоклассников к школьному обучению. Получив результаты, каждый учитель на собрании    ознакомил родителей с ними, подробно рассказывая о каждом профиле. Для детей  с пониженными и  низкими показателями по профилям   был намечен совместный план действий школы и родителей по  дальнейшему развитию ребенка. Известно, что только тесное  сотрудничество родителей с учителем, их помощь   на первом  этапе школьной жизни  будут способствовать успешному обучению ребенка в школе. И, чтобы  родители не были пассивными наблюдателями учебно­воспитательного процесса, а принимали  активное участие в профилактической  и коррекционной работе, надо их активизировать.  И эта  задача ложится на плечи учителя. Чтобы вовлечь  родителей была выбрана  такая форма работы как  тренинг – это одна из  форм интенсивного обучения.                                                                                                                   СЛАЙД Проанализировав результаты мониторингового исследования класса  были  определены сферы,  в которых группируется большинство проблем   и сделан вывод, что в блоке «Познавательной сферы» наибольшее затруднение вызвало у детей задание «Образец и правило»; в сфере «Индивидуально­ личностных особенностей» проблемным профилем стала мотивация; в  сфере «Семья­ как ресурс  адаптации первоклассника» ­ условия ребенка в семье для обучения.   СЛАЙД Были приглашены родителей, чьи дети показали в данных профилях  низкие или пониженные  результаты. Для решения  именно  этих проблемных профилей был  проведен тренинг.   Родители были распределены  на 3 группы.                                                                         СЛАЙД 1.Теоретическая часть         В 1 части собрания  родители были ещё раз ознакомлены с целями проведенных методик и  интерпретацией  полученных результатов. Методика «Образец и правило»                                                                                                     СЛАЙД Методика выявляет     уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований,  моделирующую процесс школьного обучения, направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Родителям представлено задание с инструкцией к нему, которое было предложено детям. «Изобразите справа от данной фигуры точно такую же, соединяя точки. Но точки разные. Одни  точки  как маленькие квадратики, другие ­ как маленькие треугольники, есть точки как  маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя  соединять два треугольника или два квадрата, или два круга. Линией можно соединять только  две разные точки.» Родители были ознакомлены с  ошибками детей при выполнении данного задания:   ­нарушение заданного правила (соединяют одинаковые точки) ; ­правило соединения точек соблюдено, но неверно  изображена фигура в пространстве. Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником  трудностей в овладении математикой.    Низкие результаты говорят о том, что ребенок не умеет следовать заданной  инструкции, имеет  трудности в планировании своих действий, не умеет действовать  в соответствии с образцом, не  может преодолевать влияние посторонних факторов, нарушены пространственные представления.   Задача учителя и родителей: устранить проблему и  учить ребенка понимать и выполнять  инструкцию, заданное правило, учить действовать строго в соответствии с образцом, формировать  пространственные представления, учить преодолевать влияние посторонних факторов. Над решением этой задачи работала 1 группа родителей.                                                          СЛАЙД    В сфере «Индивидуально­личностных особенностей»  проблемным профилем  оказалась мотивация.   Родителям было раскрыто понятие учебная мотивация. СЛАЙД Учебная мотивация­ это стремление и желание учиться. Она является важным фактором успешной   учебной деятельности.     положительных эмоций для ребенка, а воспринимается как обуза. Низкая мотивация указывает на то, что учебная деятельность не является источником  Внимание родителей акцентировано на то, что для формирования внутренней мотивации у  ребенка  (интереса к самому процессу обучения и к его результату) нужно поддерживать в нем  состояние успеха.  Задача учителя и родителей: приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся   положительной мотивации и повышение её у тех ребят, которые пришли в школу без желания. Над решением этой задачи работала 2 группа родителей.                                                           СЛАЙД   В сфере «Семья ­ как ресурс адаптации первоклассника»  проблемный профиль   ­ условия ребенка в семье для обучения.                                               СЛАЙД Эта шкала характеризует   условия, которые созданы в семье для обучения.  Пониженные показатели говорят о том, что  в семье созданы недостаточные условия для обучения.     Задача учителя и родителей: разобраться, какие условия нужно создать в семье   для  обеспечения успешной   учебной деятельности ребенка. Над этим работала 3 группа родителей.                                                                                         СЛАЙД 2.Практическая часть. 2.1.  Групповая работа Чтобы найти пути решения по устранению выявленных проблем  и решить поставленные задачи   родителям была предложена групповая  работа. 1 группа      «Образец и правило» Из предложенных на карточках заданий выбрать  и рассказать о тех, которые будут учить  ребенка понимать и выполнять инструкцию, соблюдать   заданное правило,  действовать строго в  соответствии с образцом; развивать пространственные представления, уметь отвлекаться от  посторонних факторов.  (Приложение) 2 группа  «Мотивация» Распределить подготовленные родительские высказывания и установки на 2 группы:  ­высказывания, которые будут поддерживать в ребенке состояние успеха  и положительно влиять на  формирование внутренней мотивации; ­ высказывания, которые будут  действовать разрушающе.  Работа с интерактивной доской.  Когда ребёнок возвращается из школы, я спрашиваю: «Тебя вызывали? Какую отметку  получил?»  Когда ребёнок возвращается из школы, я спрашиваю: «Как дела в школе? Что было  интересного?»  Я не контролирую учебную деятельность своего ребёнка, так как он у меня  самостоятельный.  Я всегда подробно расспрашиваю ребёнка о школьных делах.  Я стараюсь принимать участие в жизни школы и класса, потому что ребёнку приятно  осознавать, что школа –это часть жизни нашей семьи.  Я хвалю ребенка за каждый, даже едва заметный успех.  Не стоит хвалить ребенка за едва заметный успех, это может привести к завышенной  самооценке.  Иногда в случае неудач ребёнка в порыве гнева я могу сказать: «Уйди с моих глаз!»             (Придумайте противоположное  «Давай вместе еще раз разберемся!»)   «Если будешь плохо учиться, то тебя отправят обратно в детский садик!»            (Придумайте противоположное «Как бы ты меня порадовал, если б выполнил задание»)  Провожая ребёнка в школу, я говорю: «Пусть всё сегодня у тебя будет хорошо! Удачи!»  Провожая ребёнка в школу, я говорю: «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся!» 3 группа «Семья­ как ресурс адаптации первоклассника». Задача группы ­ создать памятку для родителей школьника «Семья ­ как ресурс организации  образовательного пространства». Опорные вопросы для работы группы по созданию памятки: 1)Как правильно организовать рабочее место ребёнка, учитывая разные жилищные условия  семьи? 2) Почему важно организовать соблюдение режима дня ребёнком? 3) Как организовать доступ ребенка к поиску новой информации? 4)Как организовать свободное  от учёбы время, учитывая интересы и способности ребенка? 2.2.   Представление результатов работы в группах. Обмен мнениями. 2.3.   Ролевая игра «А у меня нет …».                                                                                      СЛАЙД Цель:  через игру  показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка ребенка к урокам; показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха; показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика. На парте у каждого родителя лежит подготовленный комплект учебных принадлежностей для  урока математики, но в каждом комплекте не хватает какого либо предмета: линейки, учебника,  карандаша, тетради и т.д. Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними фрагмент  урока математики.   На   уроке   родители   обязательно   используют   весь   набор   полученных   школьных принадлежностей: работают с учебником, в тетрадях, чертят с помощью линейки и т.д. Как только выясняется, что у кого­то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «А у меня нет …» или «А мне мама не положила…». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого­ нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов: ­ Было ли Вам комфортно на уроке? ­ Все ли у Вас получалось? ­ Может ли Ваш ребенок, даже если он силен в математике, чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности? ­Как вы думаете, с какой целью мы проиграли с Вами такой урок? 3. Рефлексия                                                                                                                               СЛАЙД Рефлексия была проведена с использованием приема незавершённых высказываний. Заготовленное на доске начало фразы родители завершают в соответствии с собственным пониманием проблемы:   • • • • • • • • • «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…»  «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка ­ это ...»   «Мне захотелось…» «Было интересно…» «Было трудно…» «Я понял(а), что…» «Теперь я могу…» «Я почувствовал, что…» «Я зря потратил(а) время, потому что…»    Закончен  тренинг   высказыванием: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»                            СЛАЙД Прием «Слово и рисунок дня».                                                                                               СЛАЙД Родителям было предложено выразить свое отношение к нашей   встрече одним словом и рисунком (на листе бумаги). Например: слово «здорово», рисунок–солнышко или  слово «Скучно», рисунок – тучка.

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению

Тренинг для родителей по итогам мониторингового исследования первоклассников к школьному обучению