Тренинговое занятие
«Путешествие в страну чувств и эмоций»
(конспект дидактических игр
в детском доме)
Материал подготовила:
Ганжусь Наталья Владимировна
г. Хабаровск
2021г.
ТЕМА: Тренинговое занятие «Путешествие в страну чувств и эмоций» (конспект дидактических игр в детском доме).
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 06.02.2021г.
ВРЕМЯ: 35 минут
ЦЕЛЬ: Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, расширение представлений детей об эмоциях и чувствах.
ЗАДАЧИ:
· установление благоприятной психологической атмосферы;
· содействие самораскрытию детей;
· развитие умений распознавать свои чувства и чувства других, принятие различных чувств;
· развитие эмпатии;
· расширение представлений детей об эмоциях и чувствах;
· развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами;
· способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
· способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими).
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники детского дома (11 человек), 4 волонтера и 1 организатор.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: дети рассаживаются за стулья. Стулья стоят таким образом, чтобы было видно табличку «Экран настроения» с именами и этапами, а также была возможность свободно подходить к нему со смайлом, отдавая для прикрепления волонтёру.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Экран настроения», различные смайлы, ножницы, игрушка, двусторонний скотч/клей, презенты (2 батончика шоколада – Чио Рио, Зебра, чупа-чупс).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА.
1. Вводная часть.
Знакомство, цели занятия, правила группы, установление контакта (3 минуты)
2. Основной этап (30 минут)
№ упражнения (этапы): |
Названия этапы |
Время (мин) |
1 |
«Моё настроение сейчас» |
2 мин |
2 |
«Маски» |
5 мин |
3 |
«Когда я радуюсь, когда грущу» |
5 мин |
4 |
«Играем в сказку |
2 мин |
5 |
«Маленькое приведение» |
3 мин |
6 |
«Четвёртый лишний» |
3 мин |
7 |
«Крошка Енот» |
5 мин |
8 |
«Моё желаемое настроение» |
5 мин |
3. Заключительная часть (рефлексия) (2 минуты)
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вводная часть. Приветствие. (3 мин)
Цель: Установление контакта с детьми. Знакомство с волонтёрами.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об эмоциях и чувствах, зачем они нам нужны, почему их необходимо знать и различать».
1.1. Правила работы
на занятии:
Список правил:
1. Слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я – высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «СТОП»
8. Конфиденциональность.
2. Основная часть. (30 мин)
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
2.1. Упражнение «Моё настроение сейчас». (2 мин).
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы знаете о чувствах и эмоциях. Что это такое? Чем отличаются чувства от эмоций? (Ответы детей)
Какие вы знаете чувства и эмоции? (Ответы
детей)
Хорошо. Молодцы все!
А для того, чтобы мы с вами ещё больше узнали об эмоциях и чувствах, я предлагаю вам на протяжении всех, пройденных этапов (упражнений) заполнить «Экран настроения».
На этом экране написаны ваши имена. Вам мои помощники раздадут различные смайлы. А сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить смайл, который соответствует вашему настроению сейчас.
Когда вы выполните это задание, можно сесть на свои места (Дети выполняют задание, затем садятся на свои места).
Вы отлично справились с заданием, и отметили смайлом своё настроение. А теперь я предлагаю вам описать своё настроение.
Рефлексия. Мы с вами сейчас делились друг с другом своим настроением.
Как вы себя чувствовали? Легко или тяжело
вам было делиться с другими своим настроением? Что вы узнали о настроении
других детей из экрана настроения? (Ответы детей). Мы с вами делились
настроением. И мы увидели и услышали, что оно отличается. Когда мы делились
своим настроением, то мы передавали и описывали свои чувства. Это очень
здорово, когда люди могут делиться друг с другом своим настроением!
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Маски».
2.2. Упражнение «Маски» (5 мин).
Цель: Развитие
умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для
выражения своих эмоций.
Описание: Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.
Подготовить карточки с лицами с разными эмоциями (страх, любопытство,
радость, злость, спокойствие, удивление, отвращение, самодовольство, печаль,
стыд, плач), дать каждому ребенку поочередно и попросить изобразить их. Помочь
определить, что это за эмоция.
Рефлексия: Замечательно! Мы с вами поиграли. Как вы себя сейчас чувствуете? (Ответы детей). Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Смогли ли вы изобразить эмоции и чувства, которые вам попались? Легко или трудно было вам отгадывать, то, что изображали другие ребята? Передача настроения «смайлами» волонтеру для прикрепления на экран.
2.3. Упражнение «Когда я радуюсь, когда грущу» (5 мин).
Цель: раскрытие внутреннего мира ребенка, узнать о его чувствах и взаимоотношениях с педагогом и другими людьми.
Описание: Садимся в круг и берем игрушку. Передаем игрушку друг другу, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому передали
игрушку, должен сказать «Я радуюсь, когда…» – и послать игрушку дальше.
Также можно разыграть другие эмоции – грусть, страх, удивление. Эта игра больше
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Передача настроения «смайлами» волонтеру для прикрепления на экран.
2.4. Упражнение «Играем в сказку (2 мин).
Цель: Суть в том, что детям нужно прочитать сказку про зверя, а дети должны изобразить его эмоции.
Описание:
Жил в лесу медведь. Спал
себе спокойно в берлоге. Но настала весна, и он проснулся – голодный и
недовольный. Вылез
из берлоги – зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся – а здесь
солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне,
забыл про голод. Рядом лисичка пробегала – удивилась – надо же, медведь уже
проснулся! А
недалеко под кустиком сидел зайчик – услышал шум, испугался, прижал ушки и
замер, прислушиваясь – “что там за шум?” Выглянул из-за куста – а там медведь и лисичка. Обрадовался он
своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Передача настроения «смайлами» волонтеру для прикрепления на экран.
2.5. Упражнение «Маленькое приведение (3 мин).
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Передача настроения «смайлами» волонтеру для прикрепления на экран.
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Описание: Организатор объявляет 4 эмоциональных состояния. Ребенок должен выделить 1 состояние, которое не подходит к остальным:
- радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
- грусть, обида, вина, радость;
- трудолюбие, лень, жадность, зависть;
- жадность, злость, зависть, отзывчивость;
- грусть, огорчение, веселье, печаль;
- радость, восторг, веселье, злость.
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Передача настроения «смайлами» волонтеру для прикрепления на экран.
2.7. Упражнение «Крошка Енот» (5 мин).
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Описание: один из детей – крошка Енот, а остальные
его отражение (тот, который живет в реке). Они сидят свободно на ковре. Один
енот подходит к реке и изображает разные чувства (испуг, интерес, радость), а
другие дети отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота
поочередно выбирают другие по желанию. Игра заканчивается песней «От улыбки
станет всем теплей».
Рефлексия: Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Передача настроения смайлами волонтеру для прикрепления на экран.
2.8. Упражнение «Моё желамое настроение» (5 мин).
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
Описание: А сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё снова имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить последний смайл, который соответствует вашему желаемому настроению.
3. Заключительная часть рефлексия (2 мин).
Рефлексия занятия. Обсуждение занятия. Что детям запомнилось, понравилось, что было легко выполнять, а что было сложно. Как себя чувствуют сейчас?
Итак, ребята! Наше путешествие в страну
чувств и эмоций завершилось. Я предлагаю вам снова подойти к «Экрану
настроения» и приклеить на него смайл настроения, которое у вас есть сейчас.
После того, как вы приклеите стикер, можно сесть на своё место. И я прошу вас
поделиться тем, что вам запомнилось на занятии. О чём мы с вами сегодня
разговаривали. Что для вас было интересным и что вы узнали нового?
Я напоминаю вам, что мы не перебиваем друг друга, один говорит, а другие внимательно слушают. (Ответы детей)
Я благодарю вас за интересную работу. За то, что вы были активными, что делились с другими своими чувствами и настроением! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам по весёлому смайлику! Берегите себя и своих близких! Помните о том, что у каждого из нас есть свои чувства и их нужно уважать. Я прощаюсь с вами до следующего раза! (вручение минипрезентов)
Используемая литература:
1. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции», 2008г, «Феникс», Ростов-на Дону.
2. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.