Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
02.01.2019
Данный материал можно использовать для организации тренингового занятия с преподавателями музыки. Здоровьесберегающие технологии, которые используются на занятии применимы и к работе с детьми. Важная часть тренинга -полное погружение в проблему и личное участие в практической части занятия. Будьте здоровы Вы и ваши ученики!
муз технол.docx
Педагогическая мастерская с элементами тренинга
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий,
направленных на формирование ЗОЖ и сохранение психоэмоционального
здоровья»
Задачи:
1) Познакомить педагогов с разнообразными технологиями, методами и
приёмами,
которые оказывают положительное воздействие на
здоровьеобучающихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих
методов и приёмов в образовательной деятельности.
3)
целесообразности использования
здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Убедить
элементов
в
I.Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас и надеюсь, что
наше сотрудничество будет плодотворным. Так как наше занятие будет
проходить с элементами тренинга, давайте примем вместе правила нашей
работы. (Ответы педагогов) Правила нашей работы: быть активным,
доброжелательным, здесь и сейчас. А главным правилом нашей работы я
предлагаю следующее «Умеешь сам, научи другого;
Упражнение «Воздушный шар».
Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Вокруг Вас ярко светит
солнце, голубое небо. Назовите, какие 7 ценностей из предложенных важны
для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например,
деньги, здоровье, семья, работа, любовь, друзья, спокойствие) . Положите в
корзину. ( на столах карточки) А теперь представьте, что ваш воздушный
шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от
балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть уберите 2 (а
потом еще 2 и ещё 2) из списка.
Что вы оставили в списке?
Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
Без здоровья очень трудно достичь чеголибо, поэтому оно является – одной
из главных жизненных ценностей человека. Если Вы сегодня пришли, значит
проблема сохранения здоровья взрослых и школьников для вас актуальна. Я
уверена, что каждый учитель на своем уроке может много сделать для
сохранения и укрепления здоровья школьников. А также давайте не будем
забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и
учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и
качество образовательной деятельности. Поэтому сегодня я вам предлагаю
урок здоровья для нас с вами. А технологии, которые мы будем использовать
сегодня можно успешно включать на любых уроках музыки.
II. Основная часть 1. Сейчас я предлагаю каждому из Вас оценить свое эмоциональное
состояние.
Практическая часть: Оценка эмоционального состояния педагогов.
Педагогам предлагается три цветовых квадрата – красный, синий,
зеленый.
Уважаемые коллеги, перед вами лежат три карточки разного цвета.
Выберите из них ту, которая вам больше всего нравится по цвету.
Из двух оставшихся, какая карточка вам больше нравится?
И последнюю цветовую карточку, поместите рядом с выбранными.
Внимательно посмотрите на свой цветовой ряд. Если у вас:
КСЗ ваше эмоциональное состояние сейчас от переживания,
возмущения до состояния гнева;
КЗС эмоциональное состояние удовлетворения до восторга и
ликования. Доминируют положительные эмоции.
ЗКС – ваше эмоционально состояние – спокойное, устойчивое, самое
оптимальное для реализации различных видов деятельности, где не
требуется напряжения;
ЗСК – Повышенное внимание, активность;
СЗК – Состояние грусти, подавленности, доминируют отрицательные
эмоции.
СКЗ – состояние дискомфорта, растерянности.
2. Улыбкотерапия.
Для улучшения эмоционального состояния на уроках музыки
используют различные технологии.
Давайте, начнём с разминки. Поменяйтесь местами те, кто сегодня
смотрелся в зеркало. Поменяйтесь местами, те кто не просто
посмотрелся в зеркало, а улыбнулся своему отражению (таких меньше)
А почему?
А теперь передавая соседу смайлик, мы назовём своё имя, отчество и
улыбнёмся друг другу. (Психологи рекомендуют повесить смайлик на
видном месте и улыбаться, глядя на него)
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Здоровье
детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся
человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А
ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с
ней смотрит на мир и на людей.
3.Музыкотерапияэто психотерапевтический метод, основанный на
целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где
музыка используется как лечебное средство. Еще Гиппократ и Пифагор
“прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких
целительных эффектов. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, чтобы снять психическое
напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть
музыкантом – достаточно включить музыку. Музыкотерапия предоставляет
возможность для самовыражения и самопознания, помогает приобрести
эмоциональное равновесие. Термин «музыкотерапия» означает «исцеление
музыкой».
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную,
интегративную.
Рецептивная музыкотерапия отличается тем, что человек не принимает
никакого активного участия, занимая позицию простого слушателя.
Активная музыкотерапия основана на активной работе с музыкальным
материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности
других видов искусства: рисование под музыку, музыкальноподвижные игры,
пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов,
рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др.
Практическая часть: для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение
самочувствия, активности, настроения прослушивание классического
произведения с видеорядом
КАТАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (см. буклет)
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение
чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Кантата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ляминор".
3.Для общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн сольминор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в
отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт реминор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ляминор". 5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным
напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" 1,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение
самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".
8. Для снятия головной боли
Огинский « Полонез»,
Лист «Венгерская рапсодия»
Бетховен «Фиделио»
9. От бессонницы
Григ сюита «Пер Гюнт»,
Сибелиус «Грустный вальс»
Шуман «Грезы»
пьесы Чайковского.
10. От гастрита поможет «Соната N7» Бетховена.
4. Музыкальная терапия связана со сказкотерапией, прежде всего, через
музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в
музыке. (Сказки –шумелки, музыкальные спектакли см.буклет)
5. Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и
дыхательная терапии.
Вокалотерапия это лечение пением. Пение обычных песен используется не
только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как
средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм
детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой
оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата,
формирования правильной осанки. О лечебных свойствах отдельных звуков,
произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые
различные заболевания. Педагоги используют на своих занятиях пропевание
звуков:
А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению
проблем с сердцем;
У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого
пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы – лечит уши, улучшает дыхание;
Э – улучшает работу головного мозга.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных
согласных звуков:
В, Н, М – улучшают работу головного мозга;
К, Щ – лечат уши;
Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии,
улучшает дыхание;
Ч – улучшает дыхание;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
М – лечит сердечные заболевания;
Ш – лечит печень.
ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
АП, АМ, АТ, ИТ, УТ – исправляют дефекты речи;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и
негативной энергии.
Дыхательная терапия, включающая игру на духовых музыкальных
инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения
для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься
оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – это синоним жизни.
Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой
жизни. Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в
большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп,
что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе
внутренних органов.
Практическая часть: распевка «Дождь полил…» с игровым массажем
Посмотрите, дождь полил и лисёнка (ежонка, гусёнка, слонёнка) намочил.
Он бежит к себе домой, весь до ниточки сырой»
6. Фольклорная арт — терапия. Это интегрированная арт — терапия,
музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и
культуры, одним словом, — русский песенный фольклор.
*Исполнение песни «Семечки» (учащиеся)
*Импровизация песни …… с использованием инструментов.
7.Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения
сердца, ритм дыхания. Это приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что мы видим и слышим, состоит из
ритмов.
Ритмотерапия танец, мимика и жест являются одним из древнейших
способов выражения чувств и переживаний. Музыкально –ритмические
упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться
эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. (почеши
мне спинку). Движение и танец, помимо того что снимают нервно
психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с
другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический
эффект. На уроках музыки ритмотерапия применяется тогда, когда в
разучиваемом произведении не получается ритмический рисунок. В этом
случае сначала необходимо трудные места разучить, применяя специальные
ритмические упражнения, а уже потом разучивать произведение. Кроме того,
музыкально – ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей,
содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.
Практическая часть: 1) изобразить капли дождя, потом дождь;
2) коллективная импровизация ритма (исполнение доступных ритмических
рисунков); 3) «Танец джентельменов» в исполнении учащихся.
III. Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что оно было для Вас
полезным.
Что бы Вам хотелось использовать в своей практике из увиденного сегодня.
А может ктото хочет поделиться своими находками?
И закончить хотелось небольшой легендой.
«Давнымдавно, на горе Олимп жилибыли боги. Стало им скучно, и
решили они создать
человека и заселить планету Земля. Стали
решать...Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен
быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий
сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если
всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они
спрятатьглавное, что есть у человека его здоровье. Стали думать, решать
куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее
море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо
спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь
найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар
богов!»
Я желаю Вам беречь то, что нам дано свыше, сохранять и укреплять своё
здоровье и здоровье своих учеников.
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Тренинговое занятие с преподавателями "Здоровьесберегающие технологии в процессе преподавания музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.