Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы
Оценка 4.9

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
16.03.2018
Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы
Материал думаю пригодится педагогам начальной школы, которые хотят развивать в учащихся умение видеть проблемы. Лично я использую эти упражнения для развития способностей детей во время организации занятий по проектной деятельности. И детям нравится и результат есть. Задания можно использовать и дома родителям для игры с детьми.
0001e036-91ab931e.docx
по развитию  универсальных учебных действий Задания на развитие способности видеть проблемы Тренинговые занятия   Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться,  можно   использовать   методику  «продолжения   неоконченных рассказов от имени разных персонажей». «Осеннее   небо   покрылось   чёрными   тучами,  и   пошёл  снег.  Крупные   снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» ­   Представь,   что   ты   гуляешь   во   дворе   с   друзьями.   Как   ты   отнесёшься   к появлению   первого   снега?   Затем   представь,   что   ты   –   водитель   грузовика, едущего по заснеженной дороге; или лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу.  «В школьном коридоре кто­то уронил кожуру от банана. Миша бежал, наступил на неё и поскользнулся…» ­ Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций самого Миши, учителей, школьного   охранника,   школьного   врача,   Мишиного   друга,   Мишиной   сестры, Мишиной бабушки; а что по этому поводу мог бы подумать пол, сама кожура банана и др.  «Третий   класс   всю   первую   четверть   осваивает   новые   компьютерные   игры. Ребята  активно обмениваются  дисками  с  новыми играми.  Постоянно  спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…» ­   Продолжи   рассказ,   оценив   эту   ситуацию   с   позиций   учителя   информатики, одноклассника   этих   ребят;   вороны,   живущей   в   «живом   уголке»;   студентов педагогического   университета,   пришедших   в   школу   на   практику;   воробьёв, чирикающих за окном, и  др.  «Хомячок по кличке Ероша жил дома у Серёжи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из   школы   Сережа   неожиданно   схватил   его   рукой.   Длинные   и   острые   зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…» ­   Посмотри   на   ситуацию   глазами   разных   участников   событий   и   сторонних наблюдателей. Задание «Что имел в виду мыслитель?» ­ Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»? Задание «Составь рассказ от имени другого». ­   Представь,   что   ты   на   какое­то   время   стал   столом   в   классной   комнате, камешком   на   дороге,   животным   (диким   или   домашним),   человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни. Задание «Составь рассказ, используя данную концовку». ­ Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: «…Нам так и не удалось выехать за пределы города». «…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо». Задание «Сколько значений у предмета». Детям   предлагается   какой­либо   хорошо   известный   предмет   со   свойствами, также хорошо известными. Это может быть кусочек мела, картонная коробка, кирпич, газета и многое другое.  ­ Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». ­ Понаблюдай: «Почему светит солнце7»; «Почему играют котята?»; «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»; «Почему щкольники так шумят на переменах?» и др. Задание «Увидеть в другом свете». ­ Как  бы ты отнёсся к синей котлете, красному воробью, белому яблоку? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? Развитие умений высказывать суждения, делать выводы Задание «Проверь правильность утверждений». ­ Все деревья имеют ствол и ветви. Клён имеет ствол и ветви. Следовательно, клён – дерево. ­ Все волки серые. Рекс серый. Следовательно, он волк. ­   Когда   идёт   дождь,   крыши   домов   мокрые.   Крыши   домов   мокрые. Следовательно, идёт дождь. ­ Все ученики 1 «А» класса любят играть в компьютерные игры. Коля Иванов любит играть в компьютерные игры. Следовательно, коля Иванов – ученик 1 «А» класса. Задание «Скажи, на что похожи…» ­ Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи: * узоры на ковре; * облака; * очертания деревьев за окном; * старые автомобили; * новые кроссовки и др. Задание «Как люди смотрят на мир». На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаем детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряем самые оригинальные, неожиданные ответы.  Когда   ответов   накопилось   множество,   попробуем   подвести   итог.   Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Дети быстро придут к заключению, что «правы были все, только по­своему». Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого эксперимента: «Разные люди смотрят на мир по­разному».  Задания для развития умения конструировать гипотезы Задание «Определить условия». ­ При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можно ли придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: * очки; * компьютер; * космический корабль; * яблоко; * настольная лампа; * проект детской площадки; * кофеварка; * вертолёт; * букет полевых цветов;  * морская свинка. ­ При каких условиях эти же предметы будут совершенно бесполезны или даже вредны? Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения». ­ Сделай два самых логичных предположения и придумай два самых логичных объяснения следующим событиям: «На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др. ­ Придумай два ­ три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. ­   Представь,   что   воробьи   стали   размером   с   больших   орлов   («Слоны   стали меньше кошек»; «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. Задание «А что, если…?». ­ Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле. Задания на развитие умения задавать вопросы Задание «найди загаданное слово». Дети   задают   друг   другу   разные   вопросы   об   одном   и   том   же   предмете, начинающиеся   со   слов   «что?»,   «как?»,   «почему?»,   «зачем?».   Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Возможен более сложный вариант. Один из детей загадывает слово и держит его в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это «М». Кто­нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?». Задание «Угадай, о чём спросили». Ученик,   вышедший   к   доске.   Получает   несколько   карточек   с   вопросами.   Не читая   вопроса   вслух   и   не   показывая,   что   написано   на   карточке,   он   громко отвечает   на   него.   Например,   на   карточке   написано:   «Ты   любишь   спорт?» Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов:  ­ Какой окрас обычно имеют тигры? ­ Почему совы охотятся ночью? ­ Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? ­ Для чего космонавт надевает скафандр? ­ Чем питаются в космосе космонавты? ­ Почему пригородные поезда называются «электричками»? ­ Почему главную площадь нашей страны называют Красной? Задание «Найди причину события с помощью вопроса». Педагог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания   урока.  Как  ты  думаешь,  что  произошло?» ( «Серёжа   готовился   к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?» Задание «Вопросы машине времени». ­   Задай   три   самых   необычных   вопроса   машине   времени:   один   из   прошлого, другой из настоящего, третий из будущего. Задание «Вопросы домашних животных». ­ Как ты думаешь, если бы домашние животные (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать? Развитие умения давать определения понятиям Задание «Определения для инопланетян».  ­ Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о   нашей   планете,   им   известно   лишь   минимальное   количество   наших   слов. Объясни им кратко и точно, что такое:  * апельсин; * книга; * стол; * дом. Задание «Ограничение понятия». ­ Попробуй ограничить понятия: * населённый пункт (город) * столица (столица России) * автомобиль * здание * одежда Задание «Обобщение понятия». ­ Попробуй обобщить понятия: * русская псовая борзая (русские борзые, охотничьи собаки, собаки, животные) * продолжительный осенний дождь; * большая игровая комната; * детская художественная литература. Задание «Найди родовое понятие». ­   Из   приведённых   ниже   понятий   построй   такие   пары,   в   которых   каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему: насекомое                                                                  храм Христа Спасителя книга                                                       знаменитый полководец А.В. Суворов выдающаяся личность                      пчела церковная архитектура                                            Леонардо да Винчи Задание «Выявление причин и следствий». ­ Определи, что является причиной, а что – следствием: * смех, шутка; * мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи; * утро, солнце, пение птиц, радость; * снег, мороз, зима, вьюга, лёд; * жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди; * боль, падение, перелом ноги; * пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.                                     энциклопедия Развитие умения классифицировать Задание «Классификация по разным основаниям». ­ Даны предметы: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль.  Попробуйте объединить их по разным основаниям. (возможные виды классификации: по категориям; по фукции; пространственное объединение; аналитическое объединение). Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их». ­   Не   вызывает   ли   у   тебя   возражения   данная   классификация?   Попробуй аргументировать ответ. ­ Автомобили: легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, нарисованные в книгах, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам. Развитие умений и навыков экспериментирования Задание «Мысленный эксперимент». ­ Попробуй провести мысленный эксперимент: «Что случится, если известный двоечник станет учиться на одни пятёрки?»; «Что произойдёт, если листья с деревьев не  опадут  осенью?»; «Что  можно сделать  из  куска  бумаги?»; «Что будет, если все станут выше ростом?»; «На какое животное похоже темнеющее перед   грозой   небо?   Почему?»;   «Если   бы   озеро   стало   столом,   чем   были   бы лодки?»;   «Что   будет,   если   люди   научатся   читать   мысли   других?»;   «Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?». Задание «Эксперименты с домашними животными». ­Давайте   проведём   эксперименты   для   того,   чтобы   определить,   как   наши домашние питомцы относятся к музыке, громким звукам, любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно. ­   Можно   экспериментально   проверить,   насколько   способен   обучаться   наш щенок, котёнок или волнистый попугайчик. Предложим им для освоения какую­ нибудь из известных команд («сидеть», «лежать», «голос», «дай лапу» и т.д.). Если он уже знает все обычные команды, придумаем новую, например, «спать» (допустим,   что   по   этой   команде   щенку   надо   лечь   на   спину)   или   «прячься». Сколько повторений понадобится, чтобы наш воспитанник усвоил команду – 2­3 или 10?

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы

Тренинговые занятия  по развитию  универсальных учебных действий. Задания на развитие способности видеть проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018