Тренировочные задания по русскому языку составлены по материалам открытого банка заданий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ и предназначены для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) - отработки задания № 22 "Лексическое значение слова".Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)
Задание № 22. Лексическое значение слова.
1 вариант
1. Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».
(18)Както Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а
за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его
выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот
особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
Ответ: _________________________________
2. Из предложений 4042 выпишите фразеологизм.
— (40)Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния.
—(41)Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42)Это художественный памятник, его как пить
дать оставят.
Ответ: _________________________________
3. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью,
страстным желанием придать значимость чемулибо, значимостью не обладающему».
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
Ответ: _________________________________
4. Из предложений 17—18 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с друзьями?
Ответ: _________________________________
5. Из предложения 22 выпишите слово в переносном значении.
(22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный
закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца.
Ответ: _________________________________
6. Из предложения 21 выпишите антонимы.
(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую
толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
Ответ: _________________________________
7. Из предложений 16—21 выпишите устаревшее слово.
— (16)Да всё делает не полюдски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним.
(18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать на
чинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под
ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?
Ответ: _________________________________
8. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении? Выпишите это слово.
усталые (предложение 4)
белые (предложение 8)
пробуждение (предложение 15)
скрывается (предложение 17)
(4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...
(8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от
дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки.
(15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением
родины, России.(17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только веч
ная в искусстве радость жизни.
Ответ: _________________________________
9. Из предложений 28—30 выпишите фразеологизм.
(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы
душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй
план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам
взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться
внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём
не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцани
ем природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культу
рой.
Ответ: _________________________________
10. Из предложений 20—22 выпишите антонимическую пару.
(20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы!
(21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой планеты, вопервых, и, вовто
рых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопро
сов?
Ответ: _________________________________
11. Из предложений 57 выпишите фразеологизм.
(5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно
будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице,
запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело.
Ответ: _________________________________
12. Из предложения 25 выпишите фразеологизм.
(25)Нет мудрости в том, что ктото, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и де
лает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом.
Ответ: _________________________________
13. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 44? Выпишите его.
великодушие
благодушие
равнодушие
добродушие
(31)Меня зовут Елена Петровна.
(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена
Петровна.(…) (39)Моё дело кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить это ваше дело. (41)А
если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка... уж вы меня извините... значит, вы учитель
ница так себе... (42)Неважная вы учительница.
(43)Елена Петровна вскочила.
(44)Ваше (...) меня потрясает! сказала она дрожащим от гнева голосом. (45)Может быть, я
неважная учительница, но вы очень плохая мать!
(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты.
Ответ: _________________________________
14. Из предложения 13 выпишите антонимы.
(13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорча
лись, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях...
Ответ: _________________________________
15. Из предложения 17 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправ
давшей себя парности Добра и Зла.
Ответ: _________________________________
Задание № 22. Лексическое значение слова.
2 вариант
1. Из предложения 13 выпишите слово в переносном значении.
(1) В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей приве
ли в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной
двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные
трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше всюду были заметны сероватые следы вре
мени.
Ответ: _________________________________
2. Из предложения 42 выпишите слово в переносном значении.
(42)И взлёт в твоей жизни обеспечен.
Ответ: _________________________________
3. Из предложений 1215 выпишите фразеологизм.
(12)Это дело чести...
(13)Романов Ф. С., мл. сержант, — про себя читал я. (14)Салямов М., рядовой, Санько А. Д., рядо
вой...
(15)Вчитываясь в эти фамилии, я както и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка.
Ответ: _________________________________
4. Из предложения 7 выпишите термин.
(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интере
сами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится
в летаргии.
Ответ: _________________________________
5. Выпишите из предложения 10 слово в переносном значении.
(10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке.
Ответ: _________________________________
6. Из предложений 47 выпишите фразеологизм.
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наи
более короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Онито всё прини
мают за чистую монету. (7)0ни далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве,
когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего
лишь сценическая легенда, чтото вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычно
го человека.
Ответ: _________________________________
7. Из предложений 1112 выпишите контекстные антонимы.
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухо
творённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут настраницах классиков и ждут светлых дней.
Ответ: _________________________________
8. Из предложений 810 выпишите фразеологизм.
(8)Нам тогда было по тринадцать — мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы
пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило осве
житься, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.
Ответ: _________________________________
9. Из предложений 18–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(18)Каким образом возникла в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь
далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно я не помню. (20)Только ещё очень долго я,
несмотря на отсутствие связи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление,
когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.
Ответ: _________________________________
10. Из предложений 16—17 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они броса
ли без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарос
лей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.
Ответ: _________________________________
11. Из предложений 25 выпишите фразеологизм.
(2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не
слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих
надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека,
доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Ответ: _________________________________
12. Из предложений 2628 выпишите антонимы.
(26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоил
ся, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы
жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта —
всё возвращается назад...
Ответ: _________________________________
13. Из предложений 1−5 выпишите фразеологизм.
(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт
дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый
сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стри
жен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой под
вальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид.
Ответ: _________________________________
14. Из предложений 5—10 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет.
(7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт
сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно толь
ко существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные,
идущие от сильного к слабому.
Ответ: _________________________________15. Из предложений 1618 выпишите антонимы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
(17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой
длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он.
Ответ: _________________________________
Ответы к заданию
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1 вариант
выспренним
какпитьдать
пафосный
товарищидрузья
железный
2 вариант
следы
взлёт
делочести
летаргии
печать
бездарныхталантливых
принимаютзачистуюмонету
доселе
белые
навторойплан
жизнисмерти
вовесьдух
раноилипоздно
равнодушие
радовалисьогорчались
добразла
ушлиживут
затридевятьземель
фактсобытие
сухойсырыми
ставиласьнакарту
позднорано
сапогипросяткаши
сильногослабому
длинныйкороткая
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия
Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/