Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)
Оценка 5

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Оценка 5
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
11 кл
23.02.2017
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)
Тренировочные задания по русскому языку составлены по материалам открытого банка заданий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ и предназначены для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) - отработки задания № 22 "Лексическое значение слова".Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)
ЕГЭ-2017. Задание № 22.doc
Задание № 22. Лексическое значение слова.  1 вариант 1. Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный». (18)Как­то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. Ответ: _________________________________ 2. Из предложений 40­42 выпишите фразеологизм. — (40)Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. —(41)Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят. Ответ: _________________________________ 3.   Из   предложений   33–44   выпишите   слово   со   значением:   «Проникнутый   приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему­либо, значимостью не обладающему». – (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. Ответ: _________________________________ 4. Из предложений 17—18 выпишите синонимы (синонимическую пару). (17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с друзьями? Ответ: _________________________________ 5. Из предложения 22 выпишите слово в переносном значении. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца.  Ответ: _________________________________ 6. Из предложения 21 выпишите антонимы. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.  Ответ: _________________________________ 7. Из предложений 16—21 выпишите устаревшее слово. — (16)Да всё делает не по­людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать на­ чинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил? Ответ: _________________________________ 8. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении? Выпишите это слово. усталые (предложение 4) белые (предложение 8) пробуждение (предложение 15) скрывается (предложение 17) (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия... (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки.  (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только веч­ ная в искусстве радость жизни. Ответ: _________________________________ 9. Из предложений 28—30 выпишите фразеологизм. (28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцани­ ем природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культу­ рой. Ответ: _________________________________ 10. Из предложений 20—22 выпишите антонимическую пару. (20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы! (21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой планеты, во­первых, и, во­вто­ рых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопро­ сов? Ответ: _________________________________ 11. Из предложений 5­7 выпишите фразеологизм. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!  (7)В одиннадцатом классе учиться весело.  Ответ: _________________________________ 12. Из предложения 25 выпишите фразеологизм. (25)Нет мудрости в том, что кто­то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и де­ лает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. Ответ: _________________________________ 13. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 44? Выпишите его. великодушие благодушие равнодушие добродушие ­(31)Меня зовут Елена Петровна. ­(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна.(…) (39)Моё дело ­ кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить ­ это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка... уж вы меня извините... значит, вы учитель­ ница так себе... (42)Неважная вы учительница. (43)Елена Петровна вскочила. ­(44)Ваше (...) меня потрясает! ­ сказала она дрожащим от гнева голосом. ­(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать! (46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. Ответ: _________________________________ 14. Из предложения 13 выпишите антонимы. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорча­ лись, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам совре­ менников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... Ответ: _________________________________ 15. Из предложения 17 выпишите антонимы (антонимическую пару). (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправ­ давшей себя парности Добра и Зла. Ответ: _________________________________ Задание № 22. Лексическое значение слова.  2 вариант 1. Из предложения 1­3 выпишите слово в переносном значении. (1) В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей приве­ ли в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше ­ всюду были заметны сероватые следы вре­ мени.  Ответ: _________________________________ 2. Из предложения 42 выпишите слово в переносном значении. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен.  Ответ: _________________________________ 3. Из предложений 12­15 выпишите фразеологизм. (12)Это дело чести... (13)Романов Ф. С., мл. сержант, — про себя читал я. (14)Салямов М., рядовой, Санько А. Д., рядо­ вой... (15)Вчитываясь в эти фамилии, я как­то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка.  Ответ: _________________________________ 4. Из предложения 7 выпишите термин. (7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интере­ сами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Ответ: _________________________________ 5. Выпишите из предложения 10 слово в переносном значении. (10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке. Ответ: _________________________________ 6. Из предложений 4­7 выпишите фразеологизм. (4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наи­ более короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они­то всё прини­ мают за чистую монету. (7)0ни далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что­то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычно­ го человека. Ответ: _________________________________ 7. Из предложений 11­12 выпишите контекстные антонимы. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухо­ творённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. Ответ: _________________________________ 8. Из предложений 8­10 выпишите фразеологизм. (8)Нам тогда было по тринадцать — мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило осве­ житься, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.  Ответ: _________________________________ 9. Из предложений 18–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).  (18)Каким образом возникла в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно я не помню. (20)Только ещё очень долго я, несмотря на отсутствие связи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра. Ответ: _________________________________ 10. Из предложений 16—17 выпишите антонимы (антонимическую пару). (16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они броса­ ли без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарос­ лей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами. Ответ: _________________________________ 11. Из предложений 2­5 выпишите фразеологизм. (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Ответ: _________________________________ 12. Из предложений 26­28 выпишите антонимы. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоил­ ся, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад... Ответ: _________________________________ 13. Из предложений 1−5 выпишите фразеологизм. (1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стри­ жен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой под­ вальной одутловатостью, сапоги просят каши. (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Ответ: _________________________________ 14. Из предложений 5—10 выпишите антонимы (антонимическую пару).  (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно толь­ ко существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. Ответ: _________________________________ 15. Из предложений 16­18 выпишите антонимы. (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он.  Ответ: _________________________________ Ответы к заданию № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 вариант выспренним какпитьдать пафосный товарищидрузья железный 2 вариант следы взлёт делочести летаргии печать бездарныхталантливых принимаютзачистуюмонету доселе белые навторойплан жизнисмерти вовесьдух раноилипоздно равнодушие радовалисьогорчались добразла ушлиживут затридевятьземель фактсобытие сухойсырыми ставиласьнакарту позднорано сапогипросяткаши сильногослабому длинныйкороткая Использованные источники: 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия  Гущина. http://rus.reshuoge.ru/ 2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" (Задание № 22)
Скачать файл