ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.
Оценка 4.9

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

Оценка 4.9
Раздаточные материалы +1
docx
русская литература
9 кл
30.07.2017
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
литература - 9.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС. Время выполнения работы – 4 часа. I. Значение текста художественного произведения.  1. Из какого произведения следующая лексика? Что означают эти слова и выражения? Придворный календарь, кибитка, погребец, рекрут, грош, стремянный, ментор, яицкий казак, целовальник, епитимия (епитимья). 2. Какой из отрывков взят из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?  а)  …Было поздно. На долину Туман ложился, как прозрачный дым;  И сквозь него, прорезав половину Косматых скал, как буркою, густым Одетых мраком, дикую картину Родной земли и неба красоту Обозревал задумчивый Бешту.  Вдали тянулись розовой стеною,  Прощаясь с солнцем, горы снеговые;  Машук, склоняся лысой головой,  Через струи Подкумка голубые,  Казалось, думал тяжкою стопой Перешагнуть в поместия чужие… б)  Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой,  Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился. Хотя без слов,  Мне внятен был тот разговор,  Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней.  То вдруг стихал он, то сильней Он раздавался в тишине;  И вот, в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы… 3.   Какой   из   приведенных   ниже   текстов   принадлежит   перу В. А. Жуковского? Обоснуйте свою точку зрения.  а)  Безмолвное море, лазурное море,  Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью,  Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море,  Открой мне глубокую тайну твою:  Что движет твое необъятное лоно?  Чем дышит твоя напряженная грудь?  б)  И бунтует, и клокочет,  Хлещет, свищет и ревет,  И до звезд допрянуть хочет,  До незыблемых высот. Ад ли, адская ли сила,  Под клокочущим котлом,  Огнь геенский разложила – И пучину взворотила,  И поставила вверх дном. 4. Приведите крылатые выражения из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».  5. Из какого произведения (кто автор) взяты следующие афоризмы? 1) …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена. На все прочее мода… 2) …Невежда без души – зверь.  3) …Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается.  6. В каких названиях произведений древнерусской литературы содержится указание на жанр?  II. Историко­литературный блок.  1.   Единомышленник   или   идейный   противник   Чацкого   писал нижеследующие   слова?   Обоснуйте   вашу   точку   зрения   и   подтвердите   ее примерами из текста.  Война   1812   г.   пробудила   нас,   русских,   к   жизни.   В   1814­м   году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение 2­х лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение, мы ушли от них на сто лет вперед.  2. Назовите известные вам этапы творчества А. С. Пушкина.  III. Теоретико­литературный блок.  1.   Напишите   статью   в   Энциклопедию   «Юного   литературоведа»   под названием «Притча».  2. Назовите черты притчи в приведенном тексте и определите ее смысл.  ОГОНЬКИ  Как­то давно, темным осенним вечером, случилось  мне плыть по угрюмой сибирской   реке.   Вдруг   на   повороте   реки,   впереди,   под   темными   горами мелькнул огонек.  Мелькнул ярко, сильно, совсем близко… – Ну, слава богу! – сказал я с радостью, – близко ночлег.  Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.  – Далече!  Я  не  поверил:   огонек  так  и  стоял, выступая  вперед  из  неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко. Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать,   и   манить   своей   близостью.   Кажется,   вот­вот   еще   два­три   удара веслом – и путь кончен… А между тем – далеко!.. И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной   дали,   а   огонек   все   стоял   впереди,   переливаясь   и   ма­ ня, – все так же близко и все так же далеко… Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла… Но все­таки… все­таки впереди – огни!.. В. Г. Короленко 3. Определите стихотворный размер.  а)   ДАВНЕЕ       Все мне мерещится поле с гречихою,  В маленьком доме сирень на окне,  Ясное­ясное, тихое­тихое Летнее утро мерещится мне. б)  Тихо ночь ложится  На вершины гор,  И луна глядится В зеркала озер; Над глухою степью В неизвестный путь Бесконечной цепью  Облака плывут… 4.   Найдите   в   приведенном   отрывке   А.   И.   Клушина   «Несчастный   М­в» черты сентиментализма.  Уединение всегда было бесценною пищею М­ву; но когда основание его спокойствия   потряслося;   когда   душа   его   вкушала   жесточайшие   мучения, следующие за любовию; когда сердце его беспрестанно воспламенялось, как рождающаяся вечерняя заря: сие уединение сделалось для него священным. Комнаты его были осеняемы кедровыми деревьями; в некотором отдалении струились   воды;   безмолвие   царствовало   на   брегах   их;   некая   пасмурная дикость деревьев возрождала уныние. Посреди кедров сделана была дерновая скамейка,   унизанная   цветами;   роскошная   флора   щедрою   рукою   разметала повсюду   розы   и   лилии.   Здесь­то   всегда   был   М­в   уныл,   нередко   орошал слезами цветы, украшающие место его уединения.  IV. Литература и другие виды искусства.  1. Назовите оперы и их авторов, написанные на литературные сюжеты.  2. Назовите фамилии художников, создавших портреты русских писателей. V. Сравнительный анализ поэтических произведений.  а)  Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,  Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.  Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит –  И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.  Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,  И назовет меня всяк сущий в ней язык,  И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.  Веленью Божию, о муза, будь послушна,  Обиды не страшась, не требуя венца,  Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца. б)   ПАМЯТНИК  А. С. Пушкин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,  Металлов тверже он и выше пирамид;  Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,  И времени полет его не сокрушит.  Так! – весь я не умру, но часть меня большая,  От тлена убежав, по смерти станет жить,  И слава возрастет моя, не увядая,  Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,  Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;  Всяк будет помнить то в народах неисчётных, Как из безвестности я тем известен стал,  Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,  В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.  О муза! возгордись заслугой справедливой, И пре(cid:8) зрит кто тебя, сама тех презирай;  Непринужденною рукой неторопливой  Чело твое зарей бессмертия венчай.  Г. Р. Державин Ответы и указания I. Знание текста художественного произведения.  1. Из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1 балл).  За каждое правильное толкование слов по 1 баллу.  2. а) (1 балл).  3. б) (1 балл). Необходимо отметить элегический стиль поэзии Жуковского, создаваемый особыми словами, интонацию унынья и элегической грусти, созерцательности (3 балла за объяснение.)  4. За каждое название по 1 баллу.  5. Д. Фонвизин «Недоросль» (1 балл). 6. За рассуждение от 1 до 5 баллов.  II. Историко­литературный блок.  1. За каждое доказательство от 1 до 5 баллов.  2. Лицейский период (1811–1817 гг.) (1 балл). Петербургский период (1817–1820 гг.) (1 балл). Южная ссылка (1820–1824 гг.) (1 балл). Михайловская ссылка (1824–1826 гг.) (1 балл). Болдинская осень (1830 г.) (1 балл). III. Теоретико­литературный блок.  1.   Притча   –   один   из   древнейших   эпических   жанров   со   своими художественными   особенностями:   назидательностью,   аллегоричностью, апелляцией к основным нравственным и духовным ценностям, которые притча стремится   утвердить.   Все   эти   черты   определяются   целевым   назначением притчи.   Не   случайно   притчами   изобилуют   средневековая   литература, Священное   писание,   произведения,   связанные   с   сакральной   тематикой.   По этим же причинам к жанру притчи часто обращался Лев Толстой, морально­ этический аспект произведения которого, особенно принадлежащих позднему творчеству,   очевиден.   Приведенные   примеры,   представляющие   классику русской литературы (В. Г. Короленко) и современного автора (С. Козлов), служат   яркими   образцами   притчевого   жанра,   в   которых   все   жанровые особенности   присутствуют   очень   наглядно.   При   этом   их   конкретная интерпретация   открывает   простор   для   детского   творчества   и   позволяет ученику проявить свою фантазию (5 баллов). 2. (10 баллов). 3. Д. Кедрин «Давнее» четырехстопный дактиль (3 балла). И. Никитин «Тихо ночь ложится» трехстопный хорей (3 балла). 4.   Слова   с   ярко   выраженной   субъективно­эмоциональной   окраской, призванные   передать   психологическое   состояние   героя,   «ландшафт   души» персонажа (5 баллов).  IV. Литература и другие виды искусства.  1. За каждое название – 1 балл.  2. За каждую фамилию – 1 балл.  V. 20 баллов.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017