Вариант 2
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Шаровая молния — это образование, вызванное созданием при ударе обычной молнии газообразных химически активных веществ, которые горят в присутствии катализатора, например частичек дыма или пыли (пишет известный советский физик-теоретик Я. И. Френкель). Но,<…>, пока мы не знаем веществ с такой колоссальной теплотворной способностью, которой обладает вещество шаровой молнии.
Есть ли у нас возможности оценить энергию молнии?
Для этого имеются два «свидетельских показания»: одно — из газеты «Дейли Мейл», другое — сообщение пассажиров французского экспресса. В первом случае молния попала в бочку с водой, стоявшую на улице в ноябре. Температура воды, таким образом, может быть грубо определена. Вода была нагрета до кипения, ее было, как выяснилось, около 20 литров, причем некоторое количество — около 4 литров — выкипело. Молния была размером «с большой апельсин», шар не упал с неба, а, как указывает автор заметки, «спустился». Следовательно, плотность вещества шаровой молнии лишь немного больше плотности воздуха (иногда молнии «плавают» в воздухе — тогда их плотность равна плотности воздуха). Воздух в объеме большого апельсина весит примерно десятые доли грамма. Предположим, что молния весила 1 грамм. Подсчет прост. Какова должна была быть температура тела массой 1 грамм, чтобы оно могло нагреть 20 литров воды с 10 до 100 градусов и испарить 4 литра воды? Расчеты тоже просты. Но тем неожиданней результат. Оказывается, температура такого тела должна составлять несколько миллионов градусов! (Из книги В. П. Карцева «Приключения великих уравнений»)
1.Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите её.
Ответ___________________
2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОБРАЗОВАНИЕ. Отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров. Министерство образования.
2) СОЗДАНИЕ. То, что создано, произведение. Бессмертные создания художника.
3) ВОЗМОЖНОСТЬ. Средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь, возможное обстоятельство. Большие возможности. Возможность упущена.
4) ЭНЕРГИЯ. Одно из основных свойств материи – мера её движения, а также способность производить работу. Механическая энергия. Тепловая энергия.
5) РЕЗУЛЬТАТ. Итог чего-либо. Результат совместной работы. Трудиться на результат. Ответ _______________________
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Типичным признаком научной речи в тексте является наличие вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения, порядок оформления мысли, предположение или уверенность в содержании высказываемого (таким образом, следовательно, предположим и др.)
2) Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя, слушателя и достигается за счет использования оценочных слов и выражений, как явных, так и неявных, привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста.
3) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.
4) Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов и союзных слов (пока, причем, который и др.).
5) Для текста характерны термины — слова, раскрывающие научные понятия.
Ответ______________________
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1)квартАл 2)мЕстностей 3)ободрИть 4)принудИть 5)нОвостей
Ответ_____________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов – одна из важнейших в макроэкономике.
Диетолог выписал пациенту ряд гомеопатических препаратов и помог подобрать ЭФФЕКТИВНУЮ диету.
ДЕМОКРАТИЧНЫЙ стиль управления подразумевает гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными.
Вынос Боевого Знамени ВОЕННОЙ части производится в порядке, установленном строевым уставом.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
Ответ: ____________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Мать требовала от сына истинной правды, хотела, чтобы он полностью восстановил события того дня.
Ответ____________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ свыше ТРЁХСОТ человек ДВУХСТАМИ журналами ПРИЛЯГТЕ на кровать не ЕЗДИ туда
Ответ______________________
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом |
1) Мифы, созданные древними греками, рисуют свойственную той эпохе картину борьбы сил космоса и хаоса. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) В журнале "Телескопе" были опубликованы "Философские письма" П.Я. Чаадаева. |
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
3) Учеба давалась мне легко благодаря упорства и самодисциплины. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4) Все, кто был в этот день в театре, вспоминал яркую игру актеров. |
Д) ошибка в построении сложного предложения
|
5) Эрих Фром сказал однажды, что любовь ближе к смерти, чем к жизни. |
|
6) Именно эдельвейс, согласно легенде, вырос на крови прикованного к скале Прометея. |
|
7) Мои подруги ошибочно считают то, что я не очень уважаю их. |
|
8) Дубрава, в которой любил проводить время юный М.Ю. Лермонтов, находилась неподалёку от Тархан. |
|
9) В "Сорочинской ярмарке", написанный Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) долг…летие, рассм…треть, охр…нять 4) г…ризонт, пан…рама, к…рзина
2) р…систый, разб…влять, препод…вать 5) опр…вдать, утр…мбовать, б…рдюр
3) б…снословный, б…рометр, прик…саться Ответ____________________________
10. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..увеличивать, пр..лепить, пр…лететь 4) вз…скать (штраф), дез..нформация, пост..ндустриальный
2) и…бирательная бе..думный, и..дательство 5) пр..встать, пр..дирки, пр…вередливый
3) о..далённый, на..треснутый, о…бросить Ответ_________________________
11. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сит…чко (для чая), врем..чко 3) створч…тый, вороч..ться
2) посме..ваться, питом..ц 4) рассчит..вать, завид..вать 5)замш..вый, намер..ваться
Ответ_______________________
12. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскол..шь, лепеч…шь 4 клянч..щий (конфету), брезж…щий (рассвет)
2) движ..щаяся (колонна), тащ…щий (тяжёлую ношу) 5) встреч…нный (знакомый), скач…нный (файл)
3) в колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы) Ответ_____________________
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Есть на земле люди, (НЕ)ЗНАЮЩИЕ, что такое снег.
В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М.Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.
Раскольников – (НЕ)ЗАУРЯДНЫЙ убийца, а одарённый молодой человек с философским складом ума.
Всё было: море музыки, красивые костюмы, роскошные декорации и та самая атмосфера Большого театра, которая вот уже долгие годы хранит никем (НЕ)РАСКРЫТЫЙ секрет.
Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.
Ответ______________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы; один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.
ЧТО(БЫ) ни произошло, мы пойдем (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.
Я ТО(ЖЕ) упорно занимался, (ПО)ЭТОМУ успешно сдал серьёзный экзамен.
Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трёх недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.
Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности: (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно терпелив и вынослив. Ответ___________________________
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н:
Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера. Ответ____________________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Рыжеватые болотца перемежаются либо белым ржаным жнивьём либо чернотой полос земли либо яркими пятнами озимых.
2) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
3) У меня стальные нервы или вовсе нервов нет.
4) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.
5) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба. Ответ________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Охваченный порывом радости (1) и (2) затрепетавший от переизбытка чувств (3) он (4) увидев (5) возлюбленную перед собой (6) остановился и замер. Ответ_____________________
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Друзья (1) Людмилы и Руслана (2)
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте (3) познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где (4) может быть (5) родились (6) вы
Или блистали (7) мой читатель. (А. С. Пушкин)
Ответ___________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В солнечный погожий день (1) когда пышные кучевые облака быстро плыли по небу (2) и (3) зацветала верба (4) я увидел на песчаном откосе первые золотисто-желтые чашечки – соцветия мать-и-мачехи. Ответ___________________
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда мы приходили к нему в гости (3) он заставлял нас (4) рассматривать все эти тысячи снимков (5) так как хотел всех удивить своим увлечением.
Ответ___________________________
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В многочисленных поездках я видел много интересных мест: мощные водопады, голубые озера, глубокие ущелья…(2) Но самой близкой для меня навсегда осталась средняя полоса России: Владимир, Кострома, Суздаль, Переславль - Залесский. (3) Явственно помню свои ощущения от Сергиева Посада. (4) Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь улочку и вдруг вспомнишь, что уже видел что-то подобное. (5) Здесь все: золото куполов, звон колоколен, белая пена черемухи – напоминало о мире детства. (6) Я даже подумал: «Это похоже на сон». (7) Этот удивительный город завладел моим сердцем сразу и навсегда.
Ответ: _______________________
Прочитайте текст и выполните задания 22–27
(1)Поэзия стала частью моей жизни с самого раннего детства.(2)Я едва научилась писать и писала большими печатными буквами, не отделяя еще слово от слова, писала так, как люди говорили, и вот однажды, длинным зимним вечером, в старой хрестоматии мне попалось на глаза маленькое стихотворение, которое начиналось так:
(3) Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима….
(4)Я замерла: была как раз зима, и улица, и наш сад были в клокастом инее, в пушистом снегу, и все в стихотворении было сказано как будто бы об этом самом, нашем, которое я просто вижу, но в стихе было все это так удивительно, что я сразу поняла, что зима – то живая, потому что она пришла, что ведь она взаправду волшебница, и север живой – он «завыл», что и стих, и наша заставская зима – это одно, но как это все в стихе красиво!
(5)Я прочитала стишок еще раз и еще, и мне вдруг так захотелось, чтоб все это ужасно правильное, изумительно красивое про зиму было сказано…мною!
(6)Нет, мне никак не передать сейчас этот первозданный восторг перед животворящим, одухотворяющим чудом поэзии. (7) Да этот восторг вообще ни передать, ни пересказать, ни объяснить нельзя. (8) В этом тайна поэзии, и в тайне этой – ее власть.
(9) Воровато оглянувшись, я переписала на большой лист бумаги стишок из хрестоматии, большими печатными буквами, без просветов между словами, засунула хрестоматию далеко – далеко под кушетку, чтобы ее больше никто никогда в жизни не нашел, и побежала к бабе Маше: я сидела как раз у нее.
(10)- Бабушка! – закричала я, дрожа от восторга. (11) - Бабушка, послушай-ка, что я сама сочинила!
(12) – Ай да молодец, - сказала бабушка, - ведь как складно!
(13)И никакого сомнения в том, что это сочинила я сама, у меня больше не было.
(14) И все-таки первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов.
(15) Красота и человечность лермонтовских стихов, неосознаваемые, а потому тем более властные, пленили меня всей силой своею. (16) И если через пушкинские строки я открыла, узнала, что зима – живая и север – ветер – живой, то в лермонтовских стихах мне открылось, что не только все кругом живое, но все про меня! (17) Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. (18) Как жалко было сосну, утес, дубовый листок! (19) С тех пор для меня осенью все листья неслись из-за Невской заставы только на юг, и все самые жемчужные облака шли только на юг, и каждому дереву в нашем пыльном и дымном саду снилось другое, далекое, прекрасное, с которым никогда – никогда не увидеться, но почему же все это было и про меня?!
(20) О, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение, это пленение, эту власть поэзии, это приобщение ко всему миру через ее волшебные, непостижимые умом напевы, как счастлива я, что до сих пор она сильнее всего владычит над сердцем и над жизнью моею. (21) Среди множества ремесел и и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. (22) Она все может. (23) Я утверждаю: она сильнее атомной бомбы – разрушающее творящее слово, пропитанное кровью любящего сердца, светом ищущего духа, окрыленное великой нашей идеей. ( По О. Берггольц*)
*Ольга Федоровна Берггольц (1910 – 1975) русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист. Фрагмент взят из документальной повести «Дневные звезды»
22. Какие из высказываний СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Первое прочитанное героиней стихотворение А.С.Пушкина вызвало у нее чувство восхищения.
2) В детстве героиня с трудом запоминала стихи, поэтому перечитывала их много раз.
3) Девочка показала хрестоматию с произведениями Пушкина бабушке, утверждая, что это она сама написала стихотворение.
4)Поэтическое слово способно быть и доброй, и беспощадной силой.
5)Юной героине казалось, что все стихи М.Ю.Лермонтова написаны о ней.
Ответ: ______________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются ОШИБОЧНЫМИ? Укажите номера ответов.
1)Предложение 6 противопоставлено предложению 5.
2) В предложениях 9 – 12 представлено повествование.
3) В предложении 20 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 19.
4) Предложение 15 поясняет содержание предложения 14.
5) Предложения 21 – 23 содержат рассуждение и описание.
Ответ: ______________________
24. Из предложений 9 -12 выпишите слово с лексическим значением «хорошо, правильно, последовательно».
Ответ: ______________________
25. Среди предложений 10 – 15 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Ответ: ______________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
26. « В тексте Ольга Берггольц рассказывает о своей первой встрече с поэзией, о той любви к поэтическому слову, которая, возникнув в детстве, осталась с героиней повести на всю жизнь. Детский восторг, испытанный после прочтения пушкинских строк, поэту помогают передать (А)____(предложения4,5, 11) и такие лексические средства художественной выразительности, как (Б)____ ( «в клокастом инее», « в пушистом снегу» в предложении 4, «первозданный восторг» в предложении 6.) С помощью такого синтаксического средства, как (В)____( в предложениях 5,6, 7, 15), автор заставляет читателей пережить всю гамму чувств, испытанных юной героиней. Особую выразительность тексту придают (Г)____(« добрая» и «беспощадная» в предложении 21, «разрушающее» и « творящее» в предложении 23)».
Список терминов:
1) гипербола |
4) книжная лексика |
7) восклицательные предложения |
|
||
2) просторечная лексика |
5) ряды однородных членов |
8) контекстные антонимы |
|
||
3)эпитеты |
6) анафора |
9) сравнение |
|
||
Ответ: |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
||
|
|
|
|
||
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.