Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (по демоверсии 2023 года)
Оценка 4.8

Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (по демоверсии 2023 года)

Оценка 4.8
docx
09.03.2023
Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  (по демоверсии 2023 года)
Тренировочный вариант 1 для подготовки к ЕГЭ.docx

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Игр для детей сейчас такое огромное количество, что и не знаешь, за что хвататься. Большинство из них, особенно если говорить о мобильных проектах, – бессмысленные тайм-киллеры, которые в лучшем случае отвлекут ребёнка на несколько часов, а в худшем ещё и спишут у вас деньги с карты, если вы вовремя не заблокировали внутриигровые транзакции. А любые тайтлы посложнее родителям приходится ещё и тщательно проверять на наличие крови, сомнительного сюжета, взрослых словечек и прочих неприятных вещей.

На первый взгляд, самое простое и безопасное решение в этой ситуации – запретить ребёнку играть вовсе. Но игры – это не обязательно бессмысленная трата времени и денег, и родители-геймеры об этом знают как никто другой. Да и, в конце концов, попросту нечестно преграждать детям дорогу к консоли или компьютеру, если они сами прекрасно видят, как папа по вечерам садится играть в танки, а мама после отбоя успокаивает нервы в какой-нибудь Симс.

Учить, как известно, лучше всего на своём примере – и чем ждать, <...> чадо услышит от одноклассников про GTA, лучше самим показать ему достойные проекты, которые и развлекут, и научат чему-то новому, и заодно подкинут всей семье новый способ сблизиться и весело провести время вместе.

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении третьего абзаца. Запишите этот союз. Ответ____________________________________

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) Хвататься. Поспешно и несимптоматично делать что –нибудь, переходя от одного дела к другому. (разг.) Столько дел – не знаешь, за что х. Х. за всё сразу.

2) Спишут. Списать – изобразить, воспользовавшись кем- чем –н. как оригиналом, прототипом. Действующие лица списаны с реальных лиц.

3) Играть. Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду.

4) Дорога. Путешествие, пребывание в пути. Устал с д. Взять еды на д.

5) Пример. Действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-н. Следовать чьему –н. примеру. Брать п. с кого –нибудь.      Ответ __________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1) Цель публицистического стиля: воздействовать на массовое сознание, призывать к действию и сообщать информацию.

2) Цель текста – передача важной информации большому количеству людей. Воздействующая функция направлена на то, чтобы повлиять на мнение людей, сформировать определенное отношение к проблеме.

3) Позиция автора текста выражена нечётко, невозможно понять и эмоции автора.

4) В тексте присутствуют просторечные слова (папа, мама, подкинут и другие), что присуще публицистическому стилю.

5) Текст рассчитан на широкую аудиторию читателей.

Ответ_________________________________

 

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) созвонИмся  2) намЕрение   3) христиАнин  4) дремотА  5) слИвовый

Ответ________________________

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЗАПЛАТИТЬ за лечение не было возможности.

Со мною в гостинице жил ДИПЛОМАНТ конкурса молодых исполнителей.

Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.

ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.

Перед комбинатом стояла практически невыполнимая задача - НАРАЩИВАНИЕ мощности при отсутствии материальной базы.

Ответ________________________________

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

 

Музыка является главным лейтмотивом повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната»: музыкальная тема на протяжении определённого периода жизни персонажа начинает звучать для него по-разному, открывая читателям изменения, которые с ним произошли, и позволяя осознать влияние, которое оказала музыка на его жизнь.

Ответ________________________

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

полкилограмма ВАФЕЛЬ    МАШЕТ рукой      ЖГЁШЬ солому  более ТЕРПЕЛИВ      без ПОГОН

Ответ____________________________                                      

 

 

 

 

 

 

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Получив два долгожданных письма от Сони, лицо Николая Ростова побледнело и глаза испуганно и радостно заблестели.

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

2) В Сокольниках любили отдыхать бояре и великие князья, главным развлечением при этом была соколиная охота, за что местность и получила своё название, сохранившееся до наших дней.

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

3) В пейзаже «Московский дворик» художнику удалось передать атмосферу умиротворённости и покоя, любовь к жизни подчёркивается живыми яркими красками.

Г) нарушение в построении сложного предложения

4) Весной можно приготовить салат из скороспелого редиса, причём не только порезать корнеплоды, но и ботву, посолить, заправить маслом - и витаминное блюдо готово.

Д) ошибка в употреблении существительного с предлогом

5) В 1842 г. профессор Казанского университета П.И. Котельников в речи «О предубеждениях против математики» подчеркнул, что «тысячелетние тщетные попытки доказать одну из основных теорем геометрии побудили г-на Лобачевского построить целую науку - геометрию».

 

6) Извивающаяся тропинка в клевере, ведущая к озеру, всё время находится на самом солнцепёке.

 

7) Корни виноградных кустов, вопреки классических представлений французских виноградарей, не уходят в глубь земли, а располагаются в верхних слоях почвы.

 

8) При взгляде на картину можно почувствовать запах осеннего парка, как будто доносящийся из распахнутого настежь окна.

 

9) Греческие философы хорошо понимали то, что математическая окружность отличается от окружности, нарисованной на песке.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

9. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) г…рлянда, в…лосипедный, разб…раться                        4) оч…рование, прим…лькаться, напр…жение

2) пор…деть, инт…ллект, приз…млиться                            5) под…вать, р…стительность, к…лендарь

3) гл…бальный, р…сточек, прик…сновение   

Ответ_____________________

10. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  шампин..он, двух...ярусный, в...езжать                                         4) с…грать, пед...нститут, сверх...дея

2) бе…домный, и...бранный, ра...гореться                                         5) раз...слать, нед…варить, под…бранный      

3) пр...волье, пр…права, пр...усадебный            

Ответ____________________________

11. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  разве...вать (сомнения), причудл…вый              3) народнич…ство, настойч…вость                      5) потреб…вать, справ…                                         

2)  почу…ть, раста...л                                                4)  пить..вой, прослав..ться

Ответ____________________________

12. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) рассе...нный, отча...вшийся                           4) вылеч...шься, расстел...шь

2) ненавид...мый, выздорове…шь                     5) неприемл…мый, выгляд...вший

3) (мы) засмотр...мся, независ...мый

Ответ____________________________

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.

Показное щегольство и роскошь больших городов (НЕ)СВЯЗАНЫ с настоящей деревянной Россией, настоящей русской жизнью.

Было (НЕ)ЖАЛЬ потраченного времени.

Под кистью мастеров Городца добела обструганные доски превращались в картины с (НЕ)ХИТРЫМИ сюжетами на темы городского быта.

Тихо покачивают нежными бутонами ещё (НЕ)РАЗБУЖЕННЫЕ солнечными лучами цветы.

Ответ____________________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Запах, наполнявший столовую за обедом, ЕДВА(ЛИ) был аппетитнее, чем тот, который щекотал наше обоняние (НА)ПРОТЯЖЕНИИ завтрака.

Из окон комнаты открывался прекрасный вид на море, и поэт часто (В)ТЕЧЕНИЕ долгих часов задумчиво смотрел (В)ДАЛЬ.

Иногда трудно объяснить, (ОТ)КУДА берутся привычки, и (ПРИ)ТОМ неожиданные.

(В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени меня не покидало ощущение, (КАК)БУДТО все это со мной уже случалось.

Все делалось поспешно и в (ТО)ЖЕ время БУД(ТО) сквозь сон.

Ответ____________________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Синегория, берег, пусты(1)ый в послеполуде(2)ый час. Сейчас море успокое(3)о, оно стихло и ушло в свои пределы, обнажив отшлифова(4)ую полосу песка, которая отделе(5)а от берега валиком гальки.

Ответ____________________

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Город мил мал да много повидал.

2. К ним нет дорог и троп и добраться до них можно только через лес по карте и компасу.

3. На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

Ответ______________________

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если мне иногда случится услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревней, низенькой комнаткой (1) озарённой свечкой (2) в старинном подсвечнике (3) ужином (4) уже стоящим на столе(5) майскою тёмной ночью (6) уже глядящею из сада(7)на стол(8) уставленный приборами (9) соловьём (10) обдающим сад трелями.

Ответ____________________________

 

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Основное, что определяло лицо вошедшего гостя, было (1) пожалуй (2) общее выражение добродушия, которое нарушали (3) впрочем (4) глаза, пытливые, изучающие всех присутствующих.

Ответ______________________

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Князь нашёл сие весьма благоразумным, пошёл к своей невесте, сказал ей (1) что письмо его очень опечалило (2) но (3) что он надеется со временем заслужить её привязанность (4) что мысль её лишиться слишком для него тяжела (5) и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор.

Ответ___________________

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.
Ответ_______________________

 

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Углич - один из древнейших русских городов, он всего на год «моложе» Москвы. (2) Первое упоминание о нём встречается в Ипатьевской летописи около 1148 года: легенда гласит, что в 937 году по велению великой княгини Ольги на берегу реки Волги была выстроена крепость, превратившаяся со временем в славный город Углич - столицу удельного княжества. (3)Во второй половине XV века при князе Андрее Большом - младшем сыне Василия Тёмного - возводится величественный собор Покровского монастыря, отстраиваются кремль и княжеский дворец. (4)В конце XVI века сюда, в почётную ссылку, был отправлен царевич Димитрий -младший сын Ивана Грозного. (5) «Таинственная гибель ребёнка произошла 15 мая 1591 г., но до сих пор неизвестны истинные обстоятельства смерти Димитрия», пишут историки. (б)Сегодня Углич - по утверждению путеводителей - стал маленьким провинциальным городком, здесь протекает обычная будничная жизнь российской глубинки. (7)Но стоит подняться на колокольню монастыря и прислушаться к тишине, нарушаемой только редкими ударами колокола, - в голосе ветра, налетающего с Волги, можно явственно услышать отзвуки прошлого этого древнего края.

Ответ_______________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума», высказываемая в разное время независимо друг от друга Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё, что говорит он, очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)На бале московским бабушкам? (7)Молчалину? (8)Это непростительно. (9)Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми», – пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым знал отлично.

(10)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия: в Софью влюблён, надо же! (11)Какой после этого ум?! (12)«И что он нашёл в Софье? (13)Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом, Молчалина».

(14)Грибоедов попал в нерв: черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, – увы, именно в этом. (15)Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и в сущности мизинца твоего не стоит. (16)Может ли быть иначе? (17)Вряд ли. (18)Потому что иное положение дел свидетельствовало бы о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. (19)Снобизм – иное дело, но редкий сноб умён в истинном смысле слова. (20)Чаще он демонстрирует репетиловские черты: нахватался фраз да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

(21)Горькая и странная, эта пьеса – именно о том, как ум взыскивает диалога. (22)Он не живёт в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать. (23)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. (24)Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? (25)Это признак совсем другой души – расчётливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, самоцельный, занятый вечными вопросами. (26)Такому мудрецу и правда не понять, что у него под носом делается.

(27)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (28)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам. (29)И это – один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны, о, в какой ад они превратили бы захваченный ими мир! (30)Но злодеи недалёки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. (31)А ум даётся таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. (32)Высчитывать, кому и что можно сказать, – молчалинская черта. (33)Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя всё равно неправильно поймут.

(34)Горе ума – в том, что он не может априори признать людей идиотами. (35)В нём нет холодного презрения к тем, кто много ниже, и температура его мира не около ноля, а много выше. (36)Горе ума – в вечном и обречённом поиске понимания, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы «блаженствовать на свете». (37)Горе ума – в любви к Софье, потому что трезво оценивать возлюбленную – прерогатива буфетчика Петруши. (38)Горе ума, наконец, – в трезвом осознании того, что представляет собой общество. (39)Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы – непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы людей.

(По Д.Л. Быкову) Дмитрий Львович Быков (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, журналист, критик.

 

22. Какие из высказываний  СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По мнению В.Г. Белинского, первым признаком умного человека является умение видеть, с кем он имеет дело.

2) А.С. Пушкин и В.Г. Белинский независимо друг от друга выражали претензии к пьесе «Горе от ума», заключавшиеся в психологической несообразности конфликта.

3) С настоящим умом не сочетается презрение к людям: ум не даётся холодным и самодостаточным существам.

4) Уязвимое место всякого большого ума – необходимость отклика, потребность в любви.

5) Злодеи, как правило, очень умны.

Ответ_____________________

23. Какие из перечисленных утверждений являются ВЕРНЫМИ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 содержится повествование.

2) В предложениях 10–13 содержится рассуждение.

3) Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 21.

4) В предложениях 23–25 содержится рассуждение.

5) В предложении 31 содержится элемент описания

Ответ____________

 

24. Из предложений 27 - 28 выпишите фразеологизм     Ответ__________________________

25.  Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, лексического повтора и контекстных антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 Ответ_______________________________

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

26. «Основное синтаксическое средство, которое использует автор, – это (А)_____ (например, предложения 11, 12, 24). Разнообразные изобразительно-выразительные средства, в том числе синтаксическое средство – (Б)____ (в предложениях 13, 21, 22), – помогают автору дать оценку пьесе и персонажам. Особую эмоциональность придаёт тексту приём – (В)____ (в предложениях 36–38) – в сочетании с таким лексическим средством, как (Г)____ (в предложениях 30, 34)».

Список терминов:

1) антонимы

4) диалектизмы

7) эпитет

2)вопросительные предложения

5) ряды однородных членов

8) эмоционально-оценочная лексика

3) анафора

6) восклицательные предложения

9)метафора

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Часть 2

  27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


 

Вариант 1 Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Вариант 1 Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить

Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви

Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2023