Тренировочный тест по русскому языку составлен по материалам открытого банка контрольно-измерительных материалов ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ"; предназначен учащимся 11 класса для подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). Материал состоит из 24 заданий и творческого задания.Тренировочный тест по русскому языку в формате ЕГЭ (11 класс). 2 вариант.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Вариант №2
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово,
число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и
других дополнительных символов.
словосочетание,
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Хочешь узнать, что такое картуз и почему он так называется? (2) Когдато так называли мешочки с
порохом. (3) Солдаты и офицеры в те времена носили кивера – высокие шапки с большой кокардой. (4)
Военные в них выглядели очень красиво. (5) Но работать в киверах было совершенно невозможно. (6)
<...> после службы солдаты надевали суконный колпак. (7) Он был точьвточь как картуз для пороха. (8)
Вот и называли головной убор так же.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
1) Картуз пришёл на смену киверу, потому что был более удобным.
2) В России картузы стали применять с начала XIX века.
3) Кивер – это мужской высокий головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с
козырьком.
4) Мужской головной убор картуз получил своё название от названия мешочка для артиллерийского
порохового заряда.
5) В киверах солдаты и офицеры выглядели очень красиво.
Ответ: ____________________
2. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
Выпишите это слово.
Наконец,
Однако
Поэтому
Например,
Лишь
Ответ: ____________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОКИЕ.
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи. ВЫСОКИЙ.
1) Имеющий большое протяжение снизу вверх, по вертикальной линии. Высокая гора. Высокий дом.
Высокий рост.
2) Имеющий отличные качества, достоинства. Высокие сорта товаров. Книга высокого достоинства.
3) Превосходящий других важностью, влиянием, весьма почетный (книжн.) Высокое звание. Высокое
положение в обществе. Высокая честь.
4) Возвышенный, полный глубокого содержания и значения (книжн.). Высокие мысли. Высокие
побуждения.
5) Тонкий, звонкий (о звуках, производимых воздушными колебаниями большой частоты и о голосе
соответствующего диапазона и тембра). Высокая нота. Высокий тенор.
Ответ: ____________________
14. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый
отдАв
жалюзИ
убЫстрить
начАвший
Ответ: ____________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Высокая ограда ОТДЕЛЯЛА парк и здания от внешнего мира.
В боку была НЕСТЕРПИМАЯ боль, от которой сыпались из глаз искры.
Ариэль чувствовал СКРЫТУЮ симпатию к уезжавшим.
Он был ПРАКТИЧЕСКИМ, рассудительным и аккуратным человеком.
Большие очки в ЧЕРЕПАХОВОЙ оправе напоминали два циферблата часов.
Ответ: ____________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЕЛЬ
старые ПРОФЕССОРА
у ОБЕИХ учениц
МОКНУЛА под дождём
ПОЕЗЖАЙ домой
Ответ: ____________________
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
7.
ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Вишневый сад» написано А.П. Чеховым.
Б) Об особенностях лермонтовской прозы
можно судить по его роману «Герою нашего
времени».
В) Воплотив любовь к родному Петербургу,
Осип Мандельштам написал, что «я вернулся
в мой город, знакомый до слёз».
Г) Образ Кутузова появляется в романе Л.Н.
Толстого, восхищаясь и обдумывая его.
Д) Благодаря данными разведки наше
командование нащупало наиболее уязвимое
место в самом, казалось бы, недоступном
районе — у Меловой горы.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
4) нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
5) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
6) неправильное построение предложения с косвенной
речью
7) ошибка в построении предложений с однородными
членами
2А
Б
В
Г
Д
Ответ: ____________________
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
отр..жение
в..ртлявый
р..стение
нат..реть
прик..сновение
Ответ: ____________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..скать, меж..нститутский
пр..махнуться, п..забавить
пр..одолевать, пр..бинтованный
ни..падать, бе..вкусный
из..ян, п..едестал
Ответ: ____________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
корч..вать
игруш..чный
розн..чный
затм..вать
фасол..вый
Ответ: ____________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
кактусы кол..тся
се..щий смуту
снега засыпл..т землю
чтото таратор..щий
снеговики быстро та..т
Ответ: ____________________
12. Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Ночевать приходилось на пустынном берегу, среди ещё (НЕ)СТАЯВШИХ снегов.
Дело не было доведено до конца (НИ)РАЗУ.
Солнце висит очень низко на него можно смотреть (НЕ)ЩУРЯСЬ.
На палубах брига и корвета можно было разглядеть людей, (НЕ)СПЕША заканчивающих утреннюю
уборку.
Мичман (НИ)ЧЕГО не ответил мальчику.
Ответ: ____________________
313. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
Повесть, (В)ПРОЧЕМ, можно начать (ПО)ИНОМУ.
Письмо написано было (В)ТОРОПЯХ, ЧУТЬ(ЛИ) не стоя.
Я сделал (ПОЛУ)ОБОРОТ, собираясь войти в театр, и тут (НА)КОНЕЦ увидел Савчука.
(ГДЕ)ТО (ПО)ЗАДИ загремели беспорядочные выстрелы.
(В)ДОЛЬ бортов, зашумев, побежали, пенясь и отставая, отвалы (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ воды.
Ответ: ____________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дли(1)ый маятник стари(2)ых сте(3)ых часов движется размере(4)о и плавно.
Ответ: ____________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1) Кончились передачи по телевизору отец щёлкнул выключателем и все молча стали ложиться спать.
2) Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими попросту жить.
3) В воздухе повеяло прохладой и крепче запахло полынью и тамариском.
4) Возок то подпрыгивал то опускался кудато в глубину то покачивался.
5) Володька как очутился в лесу так и завертел радостно головой.
Ответ: ____________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Три неприятельских судна (1) идя вслед (2) за пенящим воду (3) пароходом (4) медленно
приближались.
Ответ: ____________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны
стоять запятые.
Егор Иванович достаточно изучил повадки браконьеров. Хищники охотились (1) именно (2) в этом
районе, недалеко от высокогорных пастбищ. За мясом (3) конечно (4) придут только к вечеру, когда
убедятся, что все тихо.
Ответ: ____________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Сощурившись от нестерпимого солнца, Володька глядел на широкую реку (1) по которой (2) плыли
белоснежные теплоходы (3) и неказистые буксиры тащили баржи...
Ответ: ____________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Ещё не растаявшие маленькие льдины плавали по воде (1) и (2) когда (3) волны их сталкивали друг с
другом (4) звенели точно хрустальные бокальчики.
Ответ: ____________________
4Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.
(2)Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо,
словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3)Он изнемогал.
(4)Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками
– и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
(5)Он вспоминал...
(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство
роздал другим, друзьям и недругам... (7) И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули,
друзья ещё раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И
горько ему было на сердце и стыдно.
(10)А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
(11) Вдруг он услышал, что ктото зовет его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед
собою незнакомца.
(12)Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не
злой.
(13)– Ты всё своё богатство роздал, – послышался ровный голос... (14) – Но ведь ты не жалеешь о
том, что добро делал?
(15)– Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.
(16)– И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не
над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
(17) Старик ничего не ответил – и задумался.
(18)– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку,
доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
(19)Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался
прохожий.
(20)Старик подошел к нему – и протянул руку. (21)Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не
дал ничего.
(22)Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.
(23)И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не
было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
(По И. С. Тургеневу)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Просить милостыню унизительно.
2) Старик сожалеет о том, что делал добро людям.
3) Истинное сокровище человека – его добродетельность.
4) Принимая подаяния от людей, можно сделать добрый поступок дать возможность этим людям
совершить благородный поступок.
5) Старику горько и стыдно изза того, что он своё богатство отдал другим людям.
Ответ: ____________________
21. Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 6 содержит объяснение того, о чём говорится в 5 (пятом) предложении текста.
2) Ведущий тип речи в этом тексте – повествование.
3) Предложение 2 содержит элемент описания.
4) В предложениях 69 описаны повторяющиеся действия персонажа.
5) В предложении 12 содержится рассуждение.
Ответ: ____________________
522. Из предложения 6 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ____________________
23. Среди предложений 513 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью
противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы
анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите
цифры, соответвующие этим буквам последовательно без пробелов, запятых и других
дополнительных символов.
24. «Стихотворение в прозе «Милостыня» приглашает к размышлению, передаёт тонкости
духовного мира, глубину переживаний человека. Тургенев с помощью таких тропов, как ___(А)
(«словно чужие» в предложении 2) и ____(Б)(«старый, больной в предложении 1, «глаза не
лучистые, а светлые», «взор пронзительный» в предложении 12), рисует портреты старика и
незнакомца. Внутреннюю боль старика помогает передать синтаксическое средство ____(В)
(предложение 8). Усиливает эффект от прочитанного ____(Г) (например, «капали» в предложении
10, «и» в предложении 23).»
Список терминов:
1) вопросноответная форма изложения
2) диалог
3) риторический вопрос
4) эпитеты
5) сравнение
6) антонимы
7) ряды однородных членов
8) лексический повтор
9) синонимы
А
Б
В
Г
Ответ: ____________________
Часть 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения
автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь
на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
6Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Ответы:
1) 14
2) поэтому
3) 1
4) убыстрить
5) практичным
практичный
6) мокла
7)
А
Б
В
Г
Д
25613
1) «Вишневый сад» написано А.П. Чеховым. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) Об особенностях лермонтовской прозы можно судить по его роману «Герою нашего времени».
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Воплотив любовь к родному Петербургу, Осип Мандельштам написал, что «я вернулся в мой город,
знакомый до слёз». неправильное построение предложения с косвенной речью
4) Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, восхищаясь и обдумывая его. неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом
5) Благодаря данными разведки наше командование нащупало наиболее уязвимое место в самом,
казалось бы, недоступном районе — у Меловой горы. неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
8) вертлявый
9) промахнутьсяпозабавить
позабавитьпромахнуться
10) розничный
11) тараторящий
12) ничего
13) полуоборотнаконец
наконецполуоборот
14) 1234
15) 25
16) 14
17) 34
18) 1
19) 24
20) 34
21) 45
22) друзьямнедругам
друзьянедруги
23) 10
24)
А
5
Б
4
В
3
Г
8
78