Тренировочный тест по русскому языку составлен по материалам открытого банка контрольно-измерительных материалов ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ"; предназначен учащимся 11 класса для подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). Материал состоит из 24 заданий и творческого задания.Тренировочный тест по русскому языку в формате ЕГЭ (11 класс). 4 вариант.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Часть 1.
Вариант № 4
Ответами к заданиям 1–24 являются слово,
число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и
других дополнительных символов.
словосочетание,
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
(1)В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который
был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покро
вительницей города была Артемида богиня плодородия, покровительница животных и охоты,
а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно
и естественно решение процветающих горожан построить храм∙в честь такой богини. (3) ( ... )
это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции,
под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит
оборот их «банков».1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащая
ся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была богиня Артемида.
2) Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её
честь.
3) Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продикто
вано практическими соображениями богатых горожанростовщиков.
4) Эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты.
5) Возводя храм богине Артемиде в Эфесе, крупные ростовщики надеялись на то, что покровительни
ца города поможет увеличить их доходы.
Ответ: ____________________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором
предложении?
Следовательно
Даже
Впрочем
Казалось бы
И всё же
Ответ: ____________________
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБОРОТ. Определите,
в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствую
щую этому значению в словарной статье.
ОБОРОТ , а; м.
1) Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово.
2) Отдельная часть, отдельное звено, стадия какойн. деятельности, развития чегон. (спец.). О. поле
вых культур. О. стада (изменение его структуры и численности за определённый период).
3) Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр. движение кудан. с
возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов.
4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала
(его непрерывно возобновляющийся кругооборот). Годовой о. предприятия. Торговый о.
5) Один круг обращения вокруг чегон.; виток (в 3 знач.). Набирать обороты (также перен.: о каком
н. деле, событии: убыстряться, ускоряться).
Ответ: ____________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО вы
делена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шофЁр
баловАть
цепОчка
нАчали
рАвны
Ответ: ____________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис
правьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное
слово.
Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.
Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.
Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.
Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.
Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
Ответ: ____________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками
в ВОСЬМИДЕСЯТИ верстах
голос БОЛЕЕ ВЫШЕ
ПРЕДУПРЕЖУ тебя
ПОЛОЩУЩИЙ бельё
Ответ: ____________________
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых
они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложе
ния
Д) нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Из холма, который природа склеила из громад
ных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой
струйкой бежала вода.
2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи
подчёркивают творческое начало в научной работе.
3) В повести ХVII века «Начало царствующего ве
ликого града» можно найти одну из гипотез, объяс
няющих значение слова «Москва».
4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и
литературы стали традиционными на канале «Куль
туре».
5) Но с деревом опять произошло несчастье: его
ветви обрубили, расположенные низко.
6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролю
бова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».
7) В жизни случаются разочарования, и неприятно
сти были – их нужно научиться преодолевать.
8) Толстой очень хорошо понимал то, что своей
«Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и
среди священников.
9) Многие из тех, кто читал произведения С.Д. До
влатова, восхищались тонким чувством юмора писа
теля.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В Г
Д
Ответ: __________________________
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву.импр..визировать
раск..лоть
соб..рать
тв..рить
оз..рить
Ответ: __________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти
слова, вставив пропущенную букву.
бе..корыстный, ра..гореться;
пред..дущий, дез..нформация;
с..провождение, пр..дедушка;
пр..открывать, пр..брежный;
на..кусить, о..делка.
Ответ: __________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вежл..вый
разгул..вать
обнаруж..вает
кремни..вый
приукраш..вает
Ответ: __________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
независ..мый
подозрева..мый
расходу..мые
пригрева..мое
колебл..мый
Ответ: __________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
Ответ: __________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии
охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но
(В)ПЕРЁД не идёт.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно
о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён ху
дожник.Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС
отразил в себе нежную зелень.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь,
превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой
водой.
Ответ: __________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Татьяна была измуче(1)а произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е
ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.
Ответ: __________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую
1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурико
ва.
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.
4) Дружба да братство дороже всякого богатства.
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воиновстепняков и вот по сла
вянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.
Ответ: __________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении долж
ны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке возрастания.
В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в ко
медии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
Ответ: __________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении долж
ны стоять запятые.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским учёным было (1) доподлинно (2) известно,
что на востоке Европы живут многочисленные племена венедов. Венеды (3) по мнению современ
ных археологов (4) и были предками современных славянских народов.
Ответ: __________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении долж
ны стоять запятые.
В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для по
лучения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей
Земли.
Ответ: __________________________
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте кото
рых в предложении должны стоять запятые.Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели
лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё
долго молча смотрели в небо.
Ответ: __________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного и ум
ственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка откры
вает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. (3)Благодаря музыке в че
ловеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только
в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате,
слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
(5)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в зву
ках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую
ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(6)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (7)Задача
заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник
человеческих чувств. (8)Но мелодия − этот язык человеческих чувств − доносит до детской души
не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(9)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вре
дит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального
шума, он подавлен нагромождением звуков, он не способен отличить красоту от уродства. (10)Так
и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто посадить ребёнка и заставить его слушать музыку, нет, у ребёнка должен
быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (12)Я подбирал для слушания
мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, переданы звуки, что они слышат вокруг
себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завыва
ние ветра. (13)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой ме
лодией проводил большую воспитательную работу, цель которой − пробудить у детей желание
ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении
новую красоту.
(14)Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчётливо слышится каждый звук, я предло
жил прослушать мелодию «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. РимскогоКорса
кова. (15)Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. (16)Малыши говорили: (17)«Шмель то
приближается, то отдаляется. (18)Слышится щебетанье маленьких птичек...» (19)Ещё раз слушаем
мелодию. (20) Потом идём к цветущей медоносной траве.
(21)Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. (22)А он, большой, лохматый, то поднима
ется над цветком, то опускается. (23)Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и за
писанная, но в музыкальном произведении есть какаято своеобразная красота, которую компози
тор подслушал в природе и передал нам. (24)Детям хочется ещё раз услышать записанную мело
дию.
(25)В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота − такова сила музыки.
(по В. А. Сухомлинскому*)
*Василий Александрович Сухомлинский (1918−1970) – выдающийся педагогноватор.
20. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Если человек научится воспринимать красоту музыки в раннем детстве, он поднимется в своём раз
витии на новый культурный уровень.
2) Для развития чуткости ребёнка к музыке не нужен учитель.
3) Важно, чтобы дети сами хотели вернуться к музыкальному произведению, чтобы открыть его красо
ту.
4) Стихийное воздействие музыки на ребёнка тоже является средством эстетического воспитания.
5) Развитие чувства к музыке облагораживает мысли, стремления ребёнка.
Ответ: __________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.1) В предложениях 1−3 содержится рассуждение.
2) В предложениях 9−10 представлено повествование.
3) Предложения 16−18 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 15.
4) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 22.
5) В предложениях 21−22 представлено рассуждение.
Ответ: __________________________
22. Из предложений 20−23 выпишите антонимы.
Ответ: __________________________
23. Среди предложений 20−25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза
и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности тек
ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места про
пусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Текст В.А. Сухомлинского отличается особой поэтичностью. Рассказывая о роли музыки в
жизни ребёнка, автор использует такой троп, как (А)_____: «мелодия открыла в каждом сердце
… родник человеческих чувств» (предложение 7). Читатель словно слышит звуки природы, бла
годаря такому фонетическому средству выразительности, как (Б)_____ (предложение 12). Об
разность текста создают и (В)_____ (например, «очаровательное щебетанье» в предложении 12).
Синтаксическое средство − (Г)_____ − позволяет автору точнее выразить свои мысли (например,
в предложениях 3, 4, 12)».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) эпитеты
3) развёрнутая метафора
4) аллитерация
5) диалектные слова
6) парцелляция
7) анафора
8) риторическое обращение
9) сравнительный оборот
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Ответ: __________________________
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой
зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь впервую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются
первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1) 35
2) впрочем
3) 4
4) равны
5) конский
6) более высокий (выше)
7)
Г
8
Д
7
В
6
Б
4
А
5
54687
8) расколоть
9) приоткрывать прибрежный
10) кремниевый
11) независимый
12) непрекращающиеся
13) кверхутотчас
14) 234
15) 15
16) 123
17) 34
18) 1
19) 1234
20) 24
21) 245
22) поднимаетсяопускается
23) 22
24)
А
3
Б
4
В
2
Г
1
3421