Тревожный ребенок
В психологическом словаре тревожность определяется как «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях…» (1997, с.386). Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, а тревожность является устойчивым состоянием, она проявляется практически всегда. Если человек чего-то боится, то речь идет о страхе. У каждого ребенка бывают какие-либо страхи и если их много, то можно уже делать вывод о наличии тревожности. Тревожность ребенка может зависеть от уровня тревожности окружающих его взрослых. Немаловажную роль могут играть стили семейного воспитания, например, авторитарный стиль воспитания не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Исследователи данной проблемы определяют следующие признаки определения тревожности у ребенка:
§ постоянное беспокойство;
§ трудность сосредоточиться на чем-либо;
§ мышечное напряжение;
§ раздражительность;
§ нарушения сна.
Принято считать, что наличие одного из критериев может говорить о тревожности. С целью выявления тревожного ребенка можно использовать опросник Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М., 1992
Специалисты рекомендуют проводить работу с такими детьми в следующих направлениях:
§ повышение самооценки;
§ обучение ребенка умению управлять собой;
§ обучать навыкам снятия мышечного напряжения.
Рекомендации по профилактике и работе с тревожными детьми
1. Общаясь с ребенком нельзя подрывать авторитет значимых для него людей;
2. Не следует запрещать ребенку то, что разрешалось раньше, без всяких причин. Старайтесь быть последовательными в своих действиях;
3. Необходимо учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не смогут выполнить. Оказывайте помощь и поддержку в учебной деятельности, при достижении успехов не забывайте похвалить;
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными, принимайте таким, какой есть.
5. Выбирать для ребенка занятия по душе, чтобы они приносили ему радость и он чувствовал себя спокойно.
6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми;
7. Чаще используйте телесный контакт;
8. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, чтобы ребенок знал за что;
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени;
10. Не предъявляйте ребенку завышенные требования;
11. Старайтесь делать меньше замечаний;
12. Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.
Следует помнить, что ребенок должен жить в атмосфере тепла и доверия, необходимо, чтобы он жил, чувствуя любовь и поддержку.
Литература:
Е.К.Лютова, Г.Б.Монина Шпаргалка для взрослых М., 2000
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.