Тревожный ребенок и как ему помочь
Оценка 5

Тревожный ребенок и как ему помочь

Оценка 5
Документация
doc
психологическая работа +1
Детсад
13.10.2019
Тревожный ребенок и как ему помочь
Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.
Тревожный ребёнок и как ему помочь.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 города Ярцева Смоленской области «Тревожный ребёнок и как ему помочь» Подготовила: Сатанова М.В. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается   в   повышенной   склонности   испытывать   беспокойство   в   самых различных   жизненных   ситуациях,   в   том   числе   и   в   таких,   которые   к   этому   не располагают. Одной  из  отличительных  черт  тревожных  детей  является  их  чрезмерное беспокойство.   Причем,   иногда   они   боятся   даже   не   самого   события,   а   его предчувствия.  Тревожность   следует   отличать   от   тревоги:   тревога   –  это   эпизодические проявления   беспокойства   и   волнения,   а   тревожность   является   устойчивым состоянием. Например, ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях   он   остаётся   спокойным.  Это   проявление   тревоги.   Если   же   состояние тревоги проявляется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. Анализирую проблему детской тревожности, Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают: тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть разными причинами. В их числе: 1.Противоречивые   требования,  предъявляемые   родителями   либо педагогами. Например, родители не пускают ребёнка в детский сад из­за плохого самочувствия,   а   воспитатель   требует   регулярного   посещения,   отчитывает   за пропуск занятий в присутствии других детей и указывает на плохую подготовку ребёнка к школе.  2.Неадекватные   требования  взрослых  (чаще   всего   завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребёнку, что он непременно должен быть послушным, ответственным, вежливым, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь плохо ведёт себя в детском саду, не умеет играть в коллективе, обижает других детей и не является самым лучшим ребёнком группы. 3.Негативные   требования,  которые   унижают   ребёнка,   ставят   его   в зависимое положение.  Тревожность   ребёнка   во   многом   зависит   и   от   уровня   тревожности окружающих его взрослых:  высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.  Портрет тревожного ребёнка? В группу детского сада входит ребёнок. Он напряжённо вглядывается во всё, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается  и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, он ожидает неприятностей. Это тревожный ребёнок. Таких детей в детском саде немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому   что   и   гиперактивные,   и   агрессивные   всегда   на   виду,   как   на   ладони,   а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство; причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть   в   новые   игры,   приступать   к   новым   видам   деятельности.   У   них   высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки у этих детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для   тревожных   детей   характерны   и   соматические   проблемы:   боли   в животе,   головокружения,   головные   боли,   спазмы   в   горле,   затруднённое, поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение. Как выявить тревожного ребёнка? Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймёт, кто из них   обладает   повышенной   тревожностью.   Однако   не   надо   торопиться   с обобщениями: прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребёнком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности (в том числе на прогулке), в общении с другими детьми. Критерии определения тревожности у ребёнка:  Постоянное беспокойство.  Трудность,   иногда   даже   невозможность   сконцентрироваться   на   чём­ либо. Раздражительность.  Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).   Нарушение сна. Можно   предположить,   что   ребёнок   тревожен,   если   хотя   бы   один   из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С   целью   выявления   тревожного   ребёнка   используются   также   критерии, предположенные Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (1992) в качестве теста. Тревожный ребёнок: 1. Не может долго работать не уставая. 2. Не может сосредоточиться на чём­то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. Нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слёзы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество «плюсов»,  чтобы получился общий балл. Высокая тревожность – 15 ­ 20 баллов.  Средняя – 7 ­ 14 баллов. Низкая – 1 ­ 6 баллов. Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, Как помочь тревожному ребёнку? как правило, занимает достаточно длительное время. Необходимо  проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Рассмотрим подробнее каждое из них. Повышение самооценки. Конечно   же,   повысить   самооценку   ребёнка   за   короткое   время   невозможно. Необходимо   ежедневно   проводить   целенаправленную   работу.   Обращайтесь   к ребёнку   по   имени,   хвалите   его   даже   за   незначительные   успехи,   отмечайте   их   в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти любой повод для того, чтобы сделать это. Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе   от   окружающих,   взглянуть   на   себя   глазами   других   детей.   А   чтобы   о достижениях каждого воспитанника или ученика узнали окружающие, в группе   детского   сада   можно   оформить   стенд   «Звезда   недели»:   раз   в   неделю   вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребёнка. Каждый   ребёнок,   таким   образом,   получит   возможность   быть   в   центре внимания   окружающих.   Количество   рубрик   для   стенда,   их   содержание   и расположение обсуждаются взрослыми и детьми совместно. В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка, можно закрепить «Цветик­ семицветик» (или «цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка ­   фотография ребёнка, а на лепестках, соответствующих дням недели, ­ информация о достижениях ребёнка, которыми он гордится. В   младших   группах   информацию   вписывают   воспитатели,   а   в подготовительной   к   школе   группе   заполнение   цветиков   ­   семицветиков   можно поручить самим детям. Как можно научить детей управлять своим поведением? Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не может или не хочет признаться. В   этом   случае   желательно   привлекать   ребёнка   к   совместному   обсуждению проблемы.   В   детском   саду   можно,   сев   в   кружок,   поговорить   с   детьми   об   их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений хорошо показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится   (таких   людей   вообще   нет),   а   тот,   кто   умеет   преодолевать   свой   страх. Желательно, чтобы каждый ребёнок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом,  показав рисунок, рассказать о нём.   Подобные   беседы   помогут   тревожным   детям   осознать,   что   у   многих сверстников   существуют   те   же   проблемы,   которые,   как   им   казалось,   присущи только им. Сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идёт о тревожных детях,   этот   приём   категорически   недопустим.   Кроме   того,   желательно   избегать состязаний   и   таких   видов   деятельности,   которые   принуждают   детей   сравнивать свои достижения с достижениями других. Иногда травмирующим фактом может стать проведение даже такого мероприятия как спортивная эстафета. Если у ребёнка появляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие­ либо виды работ на скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить из. Надо чаще давать задания, связанные с увлечением. Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклонитесь к нему, либо приподнимите ребёнка до уровня ваших глаз. Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит   ребёнка   словами   выражать   свои   тревогу   и   страх.   И   даже   если   он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой­то мере успокоить  ребёнка.  Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.       Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка.  Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка – роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а вам сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно   в   подвижной   эмоциональной   игре   («казаки­разбойники»)   ребёнок   может пережить  и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь

Тревожный ребенок и как ему помочь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019