Тема урока: Виды теплопередачи: конвекция, излучение.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с видами теплообмена: конвекцией в жидкостях и газах, излучением;
Задачи:
научить объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории строения вещества;
продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы;
воспитать внимание учащихся, наблюдательность, интерес к изучению физики и понимание необходимости знаний для правильного понимания явлений в окружающем нас мире.
стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительными образовательными ресурсами в школе во внеурочное время и дома;
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
Эпиграф к уроку на доске: Владея опытом естественных наук,
Изучим всё, что есть в подлунном мире, Тогда лишь станет ясным всё вокруг,
И понимание человеческое шире.
Организационный момент: 2 минуты
проверка наличия учащихся в классе;
напоминание ТБ работы в кабинете;
сообщение темы и задач урока.
2.Проверка домашнего задания
Учитель: «Итак, ребята, давайте повторим, что такое внутренняя энергия?»
Ученик: «Внутренняя энергия – это кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия».
Учитель: «Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?»
Ученик: «Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу или теплопередачей».
Учитель: «Что происходит с объемом тела при его нагревании и остывании?»
Ученик: «При нагревании тела его объем увеличивается, а при остывании - уменьшается».
Опыт с забиванием гвоздя
Учитель: А почему гвоздь , пока мы его забивали не нагревался, а как только мы несколько раз ударили по шляпке она нагрелась.
Учащиеся: пока вбивали гвоздь энергия распределялась по всему гвоздю, а затем только по шляпке.
Вопрос №1. Чашку с горячим чаем переставили со стола на полку. Как при этом изменилась внутренняя энергия чая?
Ответ: Внутренняя энергия тела не изменилась, т.к. она не зависит от положения тела относительно других тел.
Вопрос №2. Автомобиль в процессе движения изменил свою скорость с 36 км/ч на 90 км/ч. Как при этом изменилась его внутренняя энергия?
Ответ: Внутренняя энергия тела не изменилась, т.к. она не зависит от механического движения тела.
Учитель: (дает нескольким учащимся попробовать на ощупь ножницы и карандаш).
Они имеют одинаковую температуру, т.к. давно находятся в классе. Почему на ощупь ножницы холоднее, чем карандаш?
Почему в жаркий солнечный летний день мы надеваем легкую, и светлую одежду, закрываем голову светлой шляпой, панамой и т.д.?
Чтобы ответить правильно на эти и другие интересные вопросы обратимся к опытам. В тетради запишите первый вид теплообмена. Обратите внимание на план изучения видов теплообмена.
Теплопроводность.
Теплопроводность - это вид теплообмена, при котором энергия передается частицами, имеющими большую энергию, частицам, имеющим меньшую энергию (от нагретой части тела к холодной).
Демонстрация опыта №1: стальной стержень со спичками на пластилине нагреваем с одного конца.
Учитель: Что будет происходить? Как передается тепло? Меняется форма стержня?
Учитель: частицы передают энергию в результате теплового движения и взаимодействия частиц.
Демонстрация опыта № 2: опускаем в стакан с горячей водой ложки из разного материала.
Учитель: Вещества разные. Одинаково ли они передают тепло? В процессе опыта они видят, что медь нагревается быстрее, чем железо. Результат этих двух опытов позволяет вместе сформулировать особенности этого вида теплообмена, с записью в тетрадь.
Особенности:
1) само вещество не переносится;
2) разные вещества имеют разную теплопроводность
(у металлов – хорошая; у жидкостей – мала; у газов – почти нет)
Учитель: Давайте ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока. Почему на ощупь ножницы холоднее, чем карандаш?
Ученик: теплопроводность металла больше, он быстрее забирает тепло от руки, поэтому мы ощущаем прохладу.
2. Конвекция.
Конвекция – это вид теплообмена, при котором тепло переносится самими струями газа или жидкости
Демонстрация опыта №3: включенная электрическая плитка, сверху к которой подносят электрический султан.
Учитель: Почему бумага шевелится? В результате обсуждения – вывод: нагретый воздух поднимается вверх (всплывает по закону Архимеда)и шевелит бумагу.
Демонстрация опыта №5: одна колба с водой и крупинкой марганца нагревается сама, а другая нагревается и постепенно перемешивается.
Учитель: Чем они отличаются? В обоих происходит конвекция. Так чем? В результате обсуждения делается вывод, записывается в тетрадь.
Ученик: их 2 вида: естественная и вынужденная.
Учитель:Какие особенности вы увидели?
Ученик:
1) само вещество переносится;
2) существует только в жидкостях и газах, ее нет в твердых телах,
3) чтобы она происходила, нагревать нужно снизу.
Учитель: Мы с вами подошли к ответу на второй вопрос: “Почему красиво оформленные радиаторы отопления не помещают в комнате у потолка?”
Ученик: Нагревание воздуха в комнате происходит в результате конвекции, а чтобы она происходила, нагревать нужно снизу, значит, радиаторы отопления должны быть внизу, под окном, т.е. в самом холодном месте комнаты.
К доске вызывается учащийся- он протягивает руку к лампочке и рассказывает, что он чувствует.
Ученик: тепло.
Учитель: Это действительно новый вид теплообмена- излучение (лучистый теплообмен).
Примером являются солнечные лучи и тепловые лучи, испускаемые нагретыми телами. Записали в тетрадь третий вид теплообмена.
Излучение - это теплообмен, при котором энергия переносится электромагнитными лучами.
Особенности:
1) излучают все нагретые тела (твердые, жидкие, газообразные),
2) происходит в вакууме,
3) зависит от цвета поверхностей (темная поверхность лучше излучает и поглощает тепло, светлая - наоборот).
Теперь мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: “Почему в жаркий солнечный летний день мы надеваем легкую и светлую одежду, закрываем голову светлой шляпой, панамой и т.д.?” Идет обсуждение вопроса и делается вывод.
Ученик: Одежда светлого цвета меньше нагревается в жаркий солнечный летний день, и нам не так жарко.
4. Закрепление изученного материала.
Итак, выполняя опыты и делая вывод мы с вами сегодня на уроке говорили о.. Учащиеся: ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ,КОНВЕКЦИИ,ИЗЛУЧЕНИИ. Выясняется практическое применение веществ с разной теплопроводностью.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1)КАКИЕ ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧ ОБЪЯСНЯЮТ
a) Нагревание металлической пластины на огне. (ИЗЛУЧЕНИЕ)
b) Нагревание воды в колбе на пламени горелки. (КОНВЕКЦИЯ)
c) Нагревание чайной ложки в горячем чае. (ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ)
d) Нагревание тела человека при загаре. (ИЗЛУЧЕНИЕ)
2)ПОЧЕМУ ПТИЦЫ В ХОЛОДНУЮ ПОГОДУ СИДЯТ НАХОХЛИВШИСЬ?
(между перьями находится воздух, а воздух плохой проводник тепла).
3)ПОЧЕМУ ЗИМОЙ, КОГДА ПОГОДА ХОЛОДНАЯ, МНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ, СВЕРНУВШИСЬ В КЛУБОК?
(свернувшись в клубок, они уменьшают площадь поверхности, отдающей тепло).
4)В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК ОДЕТ В СВЕТЛУЮ ОДЕЖДУ, ДРУГОЙ - В ТЕМНУЮ. КОМУ ИЗ НИХ ЖАРЧЕ, И ПОЧЕМУ?
(жарче человеку, одетому в темную одежду, так как темная ткань поглащает солднечное излучение больше, чем светлая.)
5)КАКИМИ СПОСОБАМИ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПЕРЕДАЧА ТЕПЛА В ВОЗДУХЕ?
(конвекция, излучение).
5. Домашнее задание §32
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.