Логинова Евгения Евгеньевна
E-mail loginovaev60@gmail.com
Группа ТПЧ
Тема 1. Три уровня текстовой информации. Приёмы вычитывания фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации в художественном и учебно-научном текстах
Задание 1
1. Изучите видеозапись лекции с 13 мин. 40 сек. до 44 мин. 10 сек.: https://youtu.be/_grXc8KjvjI
(если есть время и желание – прослушайте лекцию целиком, в ней содержится очень полезный познавательный и методический материал, представленный профессионалом высокого уровня – учителем-практиком с многолетним стажем, учёным и методистом, экспертом в области образования, автором учебников, д.п.н. Е.В. Бунеевой).
2. Просмотрите слайды 11- 20 презентации (во вложении)
(если есть время и желание – изучите презентацию целиком).
3. Выполните задание.
Выберите и запишите любой текст по своему предмету (отрывок) из 3-4 абзацев. (Для учителей начальной школы – выберите художественный или учебно-научный текст.)
Делёж наследства.
У одного отца было два сына. Он сказал им:
– Умру – разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
– Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
– Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.
Прочитайте выбранный текст изучающим чтением, вычитывая в нём три уровня информации, запишите.
Тренинг
по подготовке теста для продуктивного чтения (см. слайды 16 и 18 презентации).
Уровни информации:
– фактуальная (то, о чем сообщается в явном виде): в этой басне Толстого сообщается о том, что отец приказал сыновьям после его смерти поделить наследство поровну, но сыновья не смогли разделить без спора и обратились за помощью к соседу, который предложил совет: разрезать всё пополам.
– подтекстовая («между строк»): сыновья, жили, постоянно ссорясь, не могли договориться друг с другом, уступить в чём –то, а в сочетании с глупостью привело к плачевным последствиям: потеря ни столько наследства, а сколько потеря дружеских связей и близких родственников; ведь каждый из сыновей хотел обладать большими материальными благами, а усилий никаких прилагать к этому и не стремились.
– концептуальная (основная идея, главная мысль): басня учит тому, чтобы жили в мире и согласии, умели друг с другом договориться, автор при этом высмеивает такие человеческие пороки, как жадность и глупость.
2. Определите для себя место и роль данного текста на уроке. На каком этапе урока используется? Какова основная цель чтения этого текста?
3. Обсудите результаты подготовки текстов к продуктивному чтению (вычитывание всех уровней информации) на своих методических объединениях.
Успешной вам работы, уважаемые коллеги!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.