. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цели:
Учебнопознавательные: Дать понятие о трех склонениях имен
существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа
склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать
словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к
природе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник В.П.Канакина «Русский язык 4 класс», компьютер,
проектор, презентация/
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку.
Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. (ответы
детей).
У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е.
выход или решение наших проблем.
2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
( Слайд № 3)
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном
падеже) Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том
же падеже, употреблены с одним предлогом?
Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
3. Изучение нового материала.
На доске записаны слова:
КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ. МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ, ОКНО, СТЕПЬ
Прочитайте слова. Что у них общего? (все словасуществительные в
единственном числе)
Разделите имена существительные на три группы ориентируясь на
указания.
Назовите существительные ж.р. с окончаниями –а,я.
Назовите существительные м.р. с окончаниями –а,я. (Слайд № 4)
Прочитайте оставшиеся слова м.р. Выделите в них окончания.
Назовите существительные с.р. и выделите в них окончания. (Слайд № 5)
Определите род, выделите окончания у оставшихся существительных.
(Слайд № 6)
По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (по роду и
окончанию)
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его
СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего
склонения.( Слайд № 7)
Сделайте вывод: какие существительные относятся 1му склонению, ко 2
му и 3му? (к 1му склонению относятся существительные женского и
мужского рода с окончанием –а, я. Ко 2му склонению относятся
существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с
окончанием –о,е. К 3му склонению относятся существительные женского
рода с мягким знаком на конце.) (Слайд № 8)
Как определить склонение имени существительного?Алгоритм (Слайд № 9)
4. Первичное закрепление.
а) Упражнение «Определи склонение» устно (Слайд № 10)
б)
Определи склонение каждого существительного.
существительные в три столбика – по склонениям. (Слайд № 11)
Напиши
в) Проверка (Слайд № 12)
5. Динамическая пауза.
Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1
скл., поворот направо, 2 скл., поворот налево, 3 скл., прямо.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
6. Словарноорфографическая работа
Запишите данные слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные
буквы.(Слайд № 13)
ГОРЕТЬ, ДОРОГА, МОРКОВЬ, ТРАМВАЙ, ШОССЕПо какомулибо признаку определите лишнее слово.
(ГОРЕТЬглагол, ТРАМВАЙбезударная А, ДОРОГА3 слога, )
Определите склонение у существительных.
7. Рефлексия деятельности.
Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале
урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания?
(существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ 3 скл.).
С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение
существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
(Слайд № 14)
8. Домашнее задание.
Написать пять существительных 1го склонения, пять – 2го склонения, пять
3 склонения.
3. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Как узнать склонение существительных?