«Согласовано» Заместитель директора поУВР МБОУ "СОШ №39" НМР
___________ /_____________/
«__» сентября 20.. г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ "СОШ № 39 "
___________/ФИО/ Приказ № ____ от «____» сентября 20..г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Общеинтеллектуальное направление
для обучающихся 6-х классов МБОУ «СОШ № 39»
на 2019 /2020 учебный год
|
Составитель Педагог-психолог |
Энгельс 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;
3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);
6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики 12.11.2007);
7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ «СОШ №39»;
8. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 39» г. Грозного;
9. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
Рабочая программа кружка по психологии для 5-6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (6 классы)». - М.: Генезис, 2006, составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Кружок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов школьного компонента и составляет вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006
Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Описание места предмета в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 6 классов 11-12 лет.
Курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» является курсом внеурочной деятельности изучается в 6 классе по одному часу в неделю (37ч. в год), с учетом проведения занятий в каникулы
Программа рассчитана на 37 ч. в год ().
Межпредметные связи
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками , которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация
4.Завершение темы
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 6 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
ü осознавать свои личные качества, способности и возможности;
ü осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
ü овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
ü научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
ü осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
ü учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
ü учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
ü планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
ü адекватно воспринимать оценки учителей;
ü уметь распознавать чувства других людей;
ü обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
ü уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
ü учиться строить взаимоотношения с окружающими;
ü учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
ü учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
ü учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
ü формулировать свое собственное мнение и позицию;
ü учиться толерантному отношению к другому человеку.
Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зеленого – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика. Домашнее задание учащимся не задаются.
Формы контроля знаний
Так как психология входит в базисный учебный план
школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности.
Оценка ставится по результатам контрольных, проверочных работ, специально
разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и
индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам;
творческие задания.
В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы.
При проведении занятий по психологии в 6 классах необходимо использование следующих технологий:
1. Личностно-ориентированные технологии.
2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
3. Диалогические технологии.
4. КСО
5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
6. Коммуникативно-информационные технологии.
7. Технология учебно-игровой деятельности.
8. Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
· Постоянно стимулировать их познавательную активность.
· Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
· Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
· Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
· Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
· Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
· Применение заданий различной степени трудности.
· Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
· Использование экспресс-диагностик.
· Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
· Индивидуальные и групповые консультации.
· Использование межпредметных связей.
· Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
· Работа с учебной, дополнительной литературой.
Предполагаемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ п/п |
Тематический блок, раздел курса |
Количество часов |
Основное содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации занятий |
Основные виды учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
1. |
Тема 1. Агрессия и её роль в развитии человека |
( 9 ч.) |
Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.
|
групповые формы работы. взаимооценка и взаимоконтроль |
Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него Определяют познавательную цель Обобщают и систематизируют разумные виды информации Планировать этапы наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка. |
2. |
Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека |
(10 ч.)
|
Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.
|
работа в парах взаимооценка и взаимоконтроль Самоконтроль/ взаимоконтроль
|
Осваивают социальные нормы поведения Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений Различают в речи другого мнения, доказательства, Составление плана. Оценка уровня наблюдательности Определение методов исследования. Выбор методов в зависимости от цели. Деятельность в диалоге. Создание вопросов для дискуссии Формирование понятий. Построение логических цепочек и гипотез. Умение доказывать собственное мнение, опровергать оппонентов. Определение понятий. Построение логических цепочек. Составление плана на основе устного сообщения. Планирование деятельности. Отбор информации. Самооценка и взаимооценка результатов Выделение существенных признаков определения. Выбор и обоснование темы исследования. Планирование деятельности. Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Ведение диалогового общения. Самооценка и взаимоценка деятельности Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты. |
3. |
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я |
( 10 ч.) |
Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. |
работа в парах взаимооценка и взаимоконтроль |
Умеют занимать свою позицию в обществе Выдвигают версии, работают по плану Строят логически обоснованные рассуждения Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Принятие и обработка информации. Формулировка вопросов. Создание собственных гипотез. Взаимодействие в группе. |
4. |
Тема 4. Ценности и их роль в развитии человека |
(8 ч.) |
Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях |
Групповые формы работы. взаимооценка и взаимоконтроль |
Формируют ответственное отношение к учению Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания Обобщают и систематизируют разумные виды информации. Корректируют свое мнение.
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
Количество часов |
Дата проведения |
|
По плану |
фактически |
||||
1 |
«Я повзрослел» |
Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради,«Символ моего Я». «Спрячь игрушку». |
1 |
|
|
2 |
«У меня появилась агрессия»
|
«Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой. Сказка про Рона |
1 |
|
|
3-4 |
«Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?» |
«Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбушина) Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?» |
2 |
|
|
5 |
«Конструктивное реагирование на агрессию» |
«Свет мой зеркальце». «Трудно». «Если я сильный...» Работа с притчей. |
1 |
|
|
6-7 |
«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми» |
«Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?» «Чем недовольны подростки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой. Сказка про Крича (М. Кирсанова) |
2 |
|
|
8-9 |
«Учимся договариваться»
|
«Эпиграф занятия». «На приеме у психолога». «Мои маски». Работа в тетради, «Рисунок маски». Работа с притчей. «Эпиграф занятия». «Маски». |
2 |
|
|
10 |
«Зачем человеку нужна уверенность в себе?» |
«Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудоба»
|
1 |
|
|
11 |
«Источники уверенности в себе» |
«Эпиграф». «Копилка источников уверенности». Работа в тетради, «Мои источники уверенности». «Мои ресурсы». |
1 |
|
|
12 |
«Какого человека мы называем неуверенным в себе?» |
«Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая) |
1 |
|
|
13 |
«Я становлюсь увереннее» |
«Высказывания» Работа со сказкой. Молодое дерево (К. Ступницкая)
|
1 |
|
|
14-15 |
«Уверенность и самоуважение» |
«Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой. На дне моря (Н. Шилова)
|
2 |
|
|
16-17 |
«Уверенность и уважение к другим» |
«Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой. «Превращение» ,«Подумай».
|
2 |
|
|
18 |
«Уверенность в себе и милосердие» |
«Эпиграф». «Кто нуждается в милосердии?» «Качества милосердного человека». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы». |
1 |
|
|
19 |
«Уверенность в себе и непокорность» |
«Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой Сказка про телефончик
|
1 |
|
|
20-21 |
«Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице». |
«Эпиграф». Работа в тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в конфликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?» |
2 |
|
|
22 |
«Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта» |
«Эпиграф». «Основные стили поведения в конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?» Работа в тетради, «Конфликтные ситуации». Работа со сказкой. Сказка про цветной снег
|
2 |
|
|
23 |
«Конструктивное разрушение конфликтов» |
«Как выиграть обоим участникам конфликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой. Подумай обо мне
|
2 |
|
|
24 |
«Конфликт как возможность развития» |
«Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой. Верба (И. Орлова)
|
1 |
|
|
25-26 |
«Готовность к разрешению конфликта» |
«Эпиграф». «В чем выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город
|
3 |
|
|
27 |
«Что такое ценности?» |
«Эпиграф». Работа в тетради. «Я в будущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный
|
1 |
|
|
28 |
«Ценности и жизненный путь человека» |
«Эпиграф», «Ценности и выбор профессии», «Определи ценности», «Переоценка ценностей», Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку
|
1 |
|
|
29-30 |
«Мои ценности» |
«Эпиграф», «Спор ценностей», |
2 |
|
|
31-32 |
«Мои желания и чувства» |
«Герб моих ценностей», «Общий герб класса». |
2 |
|
|
33- 34 |
«Мой выбор Мы изменились!» |
Форма проведения и задания определяются по желании учителя. |
2 |
|
|
Список детей, работающих в группе
№ |
Фамилия Имя |
Класс |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
Список литературы
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г
Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
Электронный ресурс
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.