Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Вокруг тебя-мир» в 5-6 классах.
Тема занятия: « Тропой милосердия» (по произведениям Е.И.Носова)
Цель занятия:
1. Способствовать развитию интереса к русской литературе, к личности писателя и его творчеству; способствовать развитию умений работы с текстом, делать вывод о духовно-нравственной проблематике текста.
2.Представить результаты коллективного проекта «Мастер».
Задачи занятия:
1.Создание условий для закрепления навыков выразительного рассказывания.
2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора, способности создавать монологические и диалогические высказывания.
3. Создание условий для воспитания любознательности, стремления к самосовершенствованию.
Оборудование: проектор, экран, презентация, оформленные результаты проекта(выставки книг Е.Носова и рисунков к ним, плакат с отзывами детей о прочитанных произведениях, коллаж).
Планируемые результаты:
Предметные: уметь анализировать литературное произведение, сопоставлять собственные суждения с авторской позицией, отвечать на вопросы по тексту.
Метапредметные: реализовывать на практике алгоритмы устных высказываний, формулировать выводы.
Личностные: осмысление проблемы с точки зрения гуманистической позиции, стремление к самосовершенствованию.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем занятии!
-Внеурочное занятие мы посвятим писателю Евгению Ивановичу Носову. Человеку, которого в полной мере можно назвать Мастером. Так получилось, что на одном из незапланированных занятий я прочитала ребятам два рассказа Е.Носова. Произведения ребятам понравились, они заинтересовались. Интерес этот «вылился» в проект под названием «Мастер». Перед собой мы поставили такие задачи:
1) познакомиться с биографией писателя
2) прочитать как можно больше рассказов Е.Носова
3) узнать о его любимых занятиях
4) организовать выставку рисунков к рассказам Е.Носова
5) создать отзывы по прочитанным произведениям
-И сегодня мы представим вам частично результаты этого проекта.
2.Сообщение темы урока.
-Итак, тема нашего занятия – «Тропой милосердия» (слайд №1)
- Наше занятие я хочу начать такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил».
- Что можно сказать о человеке, который написал такие строки?
- А почему? (ответы детей)
3. Знакомство с биографией писателя. (слайд №2)
Ребята подготовили рассказ о Евгении Носове. Озвучит его Низовцева Даша.
Евгений Иванович Носов – писатель, хорошо известный в нашей
стране.
Детство (слайд № 3 )
Евгений Носов родился 15 января в 1925 году.
Место рождения – поселок Толмачево (Курская область). Будущий писатель появился
на свет в многодетной семье, главой которой был потомственный кузнец и мастер
на все руки. Семья Носовых жила небогато, но дружно. Евгений с ранних лет
узнал, что такое ответственность и забота о близких.
В 1933 году Евгений перебрался в Курск и пошел
там в школу. Носов успел окончить восемь классов, а затем… Затем началась
война. Когда фашисты оккупировали Курск, семье удалось каким-то чудом покинуть
город и спрятаться в более спокойном месте – в родном Толмачево, где осталась
жить бабушка Евгения.
Война (слад № 4 )
Осенью 1943 года Евгений был призван в армию.
Целых полтора года он отважно сражался в передовых позициях вместе с верными
товарищами из артиллерийской батареи. Носов повидал много городов – Брянск,
Могилев, Минск, Варшаву и так далее. Однако затем случилось ужасное – храбрый
солдат был тяжело ранен. Победу родной страны он встретил в госпитале…
Летом 1945 года Евгений Иванович вернулся
домой. Евгений в кратчайшие сроки сдал школьные экзамены, получил среднее
образование и уехал в Талды-Курган (Казахстан)
Творческий
путь (слад № 5 )
В Талды-Кургане Евгений Иванович быстро нашел
себе работу – одной областной газете срочно требовался художник-оформитель.
Носов отлично рисовал, так что на столь интересную должность его приняли
довольно быстро. Немного поработав в редакции газеты, Носов стал потихоньку
проявлять и другой свой талант – писательский и скоро администрация газеты
перевела с должности художника-оформителя на должность корреспондента. Новые
обязанности пришлись Носову по душе – теперь он не сидел на одном месте, а
постоянно разъезжал по городам и поселкам и знакомился с новыми людьми.
В 1951 году Евгений Иванович вернулся в Курск.
Он устроился в газету «Молодая гвардия». Через шесть лет, уже сделав неплохую
карьеру, Носов решил, что хочет заняться литературой всерьез. Он оставил
газету, устроился, как в старые добрые времена, художником-оформителем
(исключительно ради того, чтобы приносить доход в семью) и начал творить.
Награды
и премии (слад № 6 )
Евгений Носов был удостоен более двадцати
различных медалей и премий, одну часть из которых он получил за свой весомый
вклад в отечественную литературу, а другую – за упорный труд на благо страны.
Конец пути (слад № 7 )
У Е. И. Носова была привычка кормить птиц, в
особенности в морозные дни. И даже на своей могиле просил высечь слова:
«Покормите птиц».
Евгения Ивановича не стало 14 июня в 2002 году.
. А через три года после того, как Евгений Носов
скончался, в родном Курске, где он и похоронен, был установлен памятник:
писатель сидит в окружении своих любимых птиц.
-Спасибо, Даша!
- Ребята, а какие ещё интересные факты из жизни Евгения Носова вам стали известны? ( ответы детей)
4. Демонстрация слайдов об интересных фактах из жизни писателя с кратким комментарием. (слайды № 8-11)
-Он умел великолепно фотографировать, его этюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением, а своим щедрым, мудрым сердцем…
-Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родного Курского края. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова.
-Мы не можем не сказать о том, что Евгений Носов писал замечательные стихотворения. (слайд №12) Одно из них нам сейчас прочтёт Ульяна Деткова.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как не каменист он…
Не потянись за чернозёмом чистым,
Что до тебя другие обрели,
Лелей лоскут отеческой земли!
- Почему понравилось это стихотворение? (ответ уч-ся)
5. Представление отзывов о прочитанных произведениях.( Анализ рассказов)
- Евгений Иванович Носов с самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами, которые росли вокруг. Многие воспоминания попали в его произведения. Теперь мы поговорим о рассказах, прочитанных ребятами. Мир в рассказах писателя прекрасен и удивителен. Если присмотреться к нему, можно увидеть самые необыкновенные вещи. Ведь рядом с нами кипит жизнь: птицы греются на солнышке, ищут еду и место для своих домов, ползают по земле муравьи,жуки, гусеницы.
· «Тридцать зёрен» ( Хмелёва А., Лабутина В., Смолякова М.) (проблема места человека на земле) (слайд №13)
- С древних времён люди пытались ответить на вопрос: Каким должен быть настоящий человек. На египетских табличках мы читаем ответы людей богам загробного мира: «Я никогда не крал. Я никогда не лгал. Я никогда не убивал». Люди ещё в древности считали, что за все грехи в жизни придётся отвечать перед богами. Поэтому нужно прожить свою жизнь с честью, по законам нравственности.
-Что значит быть человеком, по мнению Носова?
(настоящий человек-это человек, способный на сострадание, милосердие, любовь ко всему живому, который всегда поможет тому, кто в этом нуждается)
-Именно нежной любви ко всему живому учат рассказы Е.Носова. В его произведениях животные могут чувствовать как люди и даже совершать подвиги. Например, как герой рассказа «Белый гусь»
· «Белый гусь» (Кузин С., Деткова У.) (слайд № 14)
- Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами?
-Подчеркните
слова, которые помогут вам описать характер гуся.
Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый,
мудрый, смелый, злой.
· «Трудный хлеб» ( Лабутина В.)
- Я хочу вас познакомить с отрывком из одной газетной статьи («Известия»,08.09.1995г.)
«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны…Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.
- Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.
-А что делать?-сетовал охотник.-Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен».
- Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника. (ответы детей).
- Совсем другое отношение к собаке мы наблюдаем в рассказе «Трудный хлеб». Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? Почему охотник продолжал брать собаку на охоту, несмотря на то, что она была слепа?
· «Живое пламя» (Громова К.) (проблема памяти)
· «Как ворона на крыше заблудилась»(Низовцева Д.)(проблема доброты)
· «Кукла» (Позднякова А.) (размышление о смысле человеческой жизни)
· «Как патефон петуха от смерти спас» (Егорова Е.) (проблема чуткости)
·
«Хитрюга» (слайд №15)
6. Рефлексия.
-Я попрошу сейчас вас ответить всего на один вопрос: «Чему научили меня рассказы Евгения Ивановича Носова?» (ответы детей)
7. Итог занятия.
-Я хочу сказать большое спасибо за проделанную работу. Я думаю, что на этом ваше знакомство с Евгением Носовым не закончилось. Его творчество многообразно и неисчерпаемо. И вам предстоит сделать для себя ещё много открытий.(слайд №16) Закончить занятие я хочу обращением Евгения Ивановича Носова к подросткам. (слайд № 17-18 )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.