"Тропой милосердия" конспект
Оценка 4.9

"Тропой милосердия" конспект

Оценка 4.9
docx
16.02.2023
"Тропой милосердия" конспект
Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности.docx

Конспект  занятия по курсу внеурочной деятельности  «Вокруг тебя-мир» в 5-6 классах.

Тема занятия: « Тропой милосердия» (по произведениям Е.И.Носова)

Цель занятия:

1.  Способствовать развитию интереса к русской литературе, к личности писателя и его творчеству; способствовать развитию умений работы с текстом, делать вывод о духовно-нравственной проблематике текста.

2.Представить результаты коллективного проекта «Мастер».

Задачи занятия:

1.Создание условий для закрепления навыков выразительного рассказывания.

2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора, способности создавать монологические и диалогические высказывания.

3. Создание условий для воспитания любознательности, стремления к самосовершенствованию.

Оборудование: проектор, экран, презентация, оформленные результаты проекта(выставки книг Е.Носова и рисунков к ним, плакат с отзывами детей о прочитанных произведениях, коллаж).

Планируемые результаты:

Предметные: уметь анализировать литературное произведение, сопоставлять собственные суждения с авторской позицией, отвечать на вопросы по тексту.

Метапредметные: реализовывать на практике алгоритмы устных высказываний, формулировать выводы.

Личностные: осмысление проблемы с точки зрения гуманистической позиции, стремление к самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1. Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем занятии!

-Внеурочное занятие мы посвятим писателю Евгению Ивановичу Носову. Человеку, которого в полной мере можно назвать Мастером. Так получилось, что на одном из незапланированных занятий я прочитала ребятам два рассказа  Е.Носова. Произведения ребятам понравились, они заинтересовались. Интерес этот «вылился» в проект под названием «Мастер». Перед собой мы поставили такие задачи:

1) познакомиться с биографией писателя

2) прочитать как можно больше рассказов Е.Носова

3) узнать о его любимых занятиях

4) организовать выставку рисунков  к рассказам Е.Носова

5) создать отзывы по прочитанным произведениям

-И сегодня мы представим вам частично результаты этого проекта.

2.Сообщение темы урока.

-Итак, тема нашего занятия – «Тропой милосердия» (слайд №1)

- Наше занятие я хочу начать такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил». 


- Что можно сказать о человеке, который написал такие строки? 
-    А почему? (ответы детей)

 

3. Знакомство с биографией писателя. (слайд №2)

Ребята подготовили рассказ о Евгении Носове. Озвучит его Низовцева Даша.

Евгений Иванович Носов –   писатель, хорошо известный в нашей стране.

Детство  (слайд № 3  )

Евгений Носов родился 15 января в 1925 году. Место рождения – поселок Толмачево (Курская область). Будущий  писатель  появился  на  свет в многодетной семье,  главой  которой  был  потомственный  кузнец  и  мастер на все руки. Семья Носовых жила небогато, но дружно. Евгений с ранних лет узнал, что такое ответственность и забота о близких.

В 1933 году Евгений перебрался в Курск и пошел там в школу. Носов успел окончить восемь классов, а затем… Затем началась война. Когда фашисты оккупировали Курск, семье удалось каким-то чудом покинуть город и спрятаться в более спокойном месте – в родном Толмачево,  где осталась жить бабушка Евгения.

Война (слад № 4 )

Осенью 1943 года Евгений был призван в армию. Целых полтора года он отважно сражался в передовых позициях вместе с верными товарищами из артиллерийской батареи. Носов повидал много городов – Брянск, Могилев, Минск, Варшаву и так далее. Однако затем случилось ужасное – храбрый солдат был тяжело ранен. Победу родной страны он встретил в госпитале…

Летом 1945 года Евгений Иванович вернулся домой.  Евгений в кратчайшие сроки сдал школьные экзамены, получил среднее образование и уехал в Талды-Курган (Казахстан) 

 

Творческий путь (слад № 5 )


В Талды-Кургане Евгений Иванович быстро нашел себе работу – одной областной газете срочно требовался художник-оформитель. Носов отлично рисовал, так что на столь интересную должность его приняли довольно быстро. Немного поработав в редакции газеты, Носов стал потихоньку проявлять и другой свой талант – писательский и скоро администрация газеты  перевела с должности художника-оформителя на должность корреспондента. Новые обязанности пришлись Носову по душе – теперь он не сидел на одном месте, а постоянно разъезжал по городам и поселкам и знакомился с новыми людьми.
В 1951 году Евгений Иванович вернулся в Курск. Он устроился  в газету «Молодая гвардия». Через шесть лет, уже сделав неплохую карьеру, Носов решил, что хочет заняться литературой всерьез. Он оставил газету, устроился, как в старые добрые времена, художником-оформителем (исключительно ради того, чтобы приносить доход в семью) и начал творить. 
 

 Награды и премии (слад № 6 )


Евгений Носов был удостоен более двадцати различных медалей и премий, одну часть из которых он получил за свой весомый вклад в отечественную литературу, а другую – за упорный труд на благо страны.

Конец пути (слад № 7 )

У Е. И. Носова была привычка кормить птиц, в особенности в морозные дни. И даже на своей могиле просил высечь слова: «Покормите птиц».
Евгения Ивановича не стало 14 июня в 2002 году.  .
А через три года после того, как Евгений Носов скончался, в родном Курске, где он и похоронен, был установлен памятник: писатель сидит в окружении своих любимых птиц.

-Спасибо, Даша!

- Ребята, а какие ещё интересные факты из жизни Евгения Носова вам стали известны? ( ответы детей)

4. Демонстрация слайдов об интересных фактах из жизни писателя с кратким комментарием. (слайды № 8-11)

-Он умел великолепно фотографировать, его этюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением, а своим щедрым, мудрым сердцем…

-Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родного Курского края. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова.

-Мы не можем не сказать о том, что Евгений Носов писал замечательные стихотворения. (слайд №12) Одно из них нам сейчас прочтёт Ульяна Деткова.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

 

Лелей лоскут отеческой земли,

Как ни болотист, как не каменист он…

Не потянись за чернозёмом чистым,

Что до тебя другие обрели,

Лелей лоскут отеческой земли!

- Почему понравилось это стихотворение? (ответ уч-ся)

5.   Представление отзывов о прочитанных произведениях.( Анализ рассказов)

- Евгений Иванович Носов  с самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами, которые росли вокруг. Многие воспоминания попали в его произведения. Теперь мы поговорим о рассказах, прочитанных ребятами. Мир в рассказах писателя прекрасен и удивителен. Если присмотреться к нему, можно увидеть самые необыкновенные вещи. Ведь рядом с нами кипит жизнь: птицы греются на солнышке, ищут еду и место для своих домов, ползают по земле муравьи,жуки, гусеницы.

·        «Тридцать зёрен» ( Хмелёва  А., Лабутина В., Смолякова М.) (проблема места человека на земле) (слайд №13)

- С древних времён люди пытались ответить на вопрос: Каким должен быть настоящий человек. На египетских табличках мы читаем ответы людей богам загробного мира: «Я никогда не крал. Я никогда не лгал. Я никогда не убивал». Люди ещё в древности считали, что за все грехи в жизни придётся отвечать перед богами. Поэтому нужно прожить свою жизнь с честью, по законам нравственности.

-Что значит быть человеком, по мнению Носова?

(настоящий человек-это человек, способный на сострадание, милосердие, любовь ко всему живому, который всегда поможет тому, кто в этом нуждается)

 

-Именно нежной любви ко всему живому учат рассказы Е.Носова. В его произведениях животные могут чувствовать как люди и даже совершать подвиги. Например, как герой рассказа «Белый гусь»

 

·        «Белый гусь» (Кузин С., Деткова У.) (слайд № 14)

- Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами? 

-Подчеркните слова, которые помогут вам описать характер гуся. 
Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый, мудрый, смелый, злой. 

 

·        «Трудный хлеб» ( Лабутина В.)

- Я хочу вас познакомить с отрывком из одной газетной статьи («Известия»,08.09.1995г.)

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны…Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.

- Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

-А что делать?-сетовал охотник.-Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен».

-  Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника. (ответы детей).

- Совсем другое отношение к собаке мы наблюдаем в рассказе «Трудный хлеб». Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? Почему охотник продолжал брать собаку на охоту, несмотря на то, что она была слепа?

 

·        «Живое пламя» (Громова К.) (проблема памяти)

·        «Как ворона на крыше заблудилась»(Низовцева Д.)(проблема доброты)

·        «Кукла» (Позднякова А.) (размышление о смысле человеческой жизни)

·        «Как патефон петуха от смерти спас» (Егорова Е.) (проблема чуткости)

·        «Хитрюга» (слайд №15)

 

6. Рефлексия.

-Я попрошу сейчас вас ответить всего на один вопрос: «Чему научили меня рассказы Евгения Ивановича Носова?» (ответы детей)

7. Итог занятия.

-Я хочу сказать большое спасибо за проделанную работу. Я думаю, что на этом ваше знакомство с Евгением Носовым не закончилось. Его творчество многообразно и неисчерпаемо. И вам предстоит сделать для себя ещё много открытий.(слайд №16) Закончить занятие я хочу обращением Евгения Ивановича Носова к подросткам. (слайд № 17-18 )


 

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Вокруг тебя-мир» в 5-6 классах

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Вокруг тебя-мир» в 5-6 классах

Ход занятия: 1. Организационный этап

Ход занятия: 1. Организационный этап

Семья Носовых жила небогато, но дружно

Семья Носовых жила небогато, но дружно

Конец пути (слад № 7 ) У

Конец пути (слад № 7 ) У

Евгений Иванович Носов с самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами, которые росли вокруг

Евгений Иванович Носов с самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами, которые росли вокруг

Представляете, на лося не пошла, пожалела

Представляете, на лося не пошла, пожалела
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023