Политическая карта мира
Оценка 4.9

Политическая карта мира

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
8 кл
02.04.2018
Политическая карта мира
Политическая карта мира Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками ин¬формации, с особенностью учебника; сформировать представление о раз¬нообразии современного мира, дать знания о классификации стран, по¬казать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока. Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб¬ник В.П. Максаковского «География» 10 класс. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Вступительное слово учителя Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и раз¬мещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмот¬рим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не толь¬ко расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современ¬ного этапа мирового развития. Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются эле¬менты географии, экономики, и социологии. Эта наука использует раз¬ные методы исследования: географические, социологические, экономи¬ческие. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хва¬тит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты? В экономической географии появились новые направления исследо¬ваний: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др. Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые — Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер. II. Ознакомление с учебником Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учеб¬ники на с. 3.) 1 часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства. II часть — Региональная характеристика мира. Здесь мы более под¬робно изучим некоторые страны. III часть — Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуаль¬ные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса. О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8. Каждая тема начинается с плана-схемы — логического конспекта со¬держания темы. Далее следует основной текст — это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основ¬ные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяс¬нены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объясне¬ние. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство — по¬литически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюст¬раций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный мате-риал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использо¬вания дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядко¬вой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте. Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открыва¬ем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После пер¬вой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей терри¬тории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобрита¬ния имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся террито¬рий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%». После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учеб¬ника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития на¬выков самостоятельной работы с дополнительной литературой. Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добыва¬ния знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» за¬дания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож¬ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выпол¬няются по желанию. Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности — твор¬ческие задания - могут оказаться не всем под силу. Они будут выпол¬няться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязатель¬ные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют система-тизировать знания по теме. Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника. На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран — это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, сто¬лица, форма правления, форма территориального устройства). III. Изучение нового материала Слово учителя: Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная по¬литическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран совре¬менного мира. Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской по¬казаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.) Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование поли¬тической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов. I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались мно¬гие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на поли¬тической карте мира являлись войны. II- й этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных фео¬дальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и вне¬шний рынок. В этот период существовали такие государства, как Свя¬щенная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Ис¬пания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих гео¬графических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила тер¬ритории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Не-вольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильней¬шими в ту пору государствами — Испанией и Португалией. 3- й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С разви¬тием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко-лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Афри¬ке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел. 4- й этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колони¬альной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие госу¬дарства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв вой¬ну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои коло¬нии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и обра¬зовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи. 5- ый этап — современный. После второй мировой войны на месте быв¬шей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Ла¬тинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, измене¬ния на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости до¬бились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произош¬ли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Не¬зависимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независи¬мость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черно¬гория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавс¬кого Договора и СЭВ. Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршал¬ловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендс¬ких островов. На право их владением претендуют два государства или более. Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193. Задание'. Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суве¬ренными? (Суверенные государства или политически независимые госу¬дарства.) Остальные государства — колонии, несамоуправляющиеся тер¬ритории. Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги). Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и уме¬ний. На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь: 1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств. 2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек. 3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов. 4. 10 сухопутных стран. По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь: 1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США; 5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия. Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лих¬тенштейн. 2. Страны с численностью населения более 100 млн человек: 1) Китай — 1300 млн человек; 2) Индия — 1010 млн человек; 3) США — 280 млн человек; 4) Индонезия - 215 млн человек; 5) Бразилия — 170 млн человек; 6) Пакистан — 160 млн человек; 7) Россия — 146 млн человек; 8) Нигерия - 135 млн человек; 9) Бангладеш - 127 млн человек; 10) Япония — 126 млн человек. 3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мада¬гаскар, Куба и др. Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Тур¬ция, Корея и др. Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др. 4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Ав¬стрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др. Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально. Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.)Граница между развитыми и разви¬вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на-селения. По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран. Какой показатель применяет ООН для определения уровня социаль¬но-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11. Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю про¬должительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступно¬сти. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8). Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Сури¬намом и Бразилией.) К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль. Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это стра¬ны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «боль¬шой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся стра¬ны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали незави-симость только после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» на¬столько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп. 1. Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «тре¬тьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономи¬ческим потенциалом. Эти три страны производят столько же промыш¬ленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов ( пример с. 12 в учебнике). 2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Арген¬тина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в со¬циально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы». 4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-За¬падной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединен¬ные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые дру¬гие страны. 5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке. 6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хо¬зяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП со¬ставляет 100-300 долларов в год (пример с. 13). Задание: Найдите эти страны на политической карте. Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен. Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик. Латинская Америка: Гаити. Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной эконо¬микой». Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.) IV. Закрепление изученного материала Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, чис¬ленности населения, уровню экономического развития, географическо¬му положению и покажите примеры стран на карте. Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и пока¬жите примеры этих стран на карте. V. Домашнее задание 1. Тема №1, §1. 2. Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.) 3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы» 4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).география
Политическая карта мира.docx
Политическая карта мира Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью  учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о  классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести  записи конспекта материала урока. Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учебник В.П. Максаковского  «География» 10 класс. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I.                    Вступительное слово учителя Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и размещения населения и  хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмотрим вопросы международных отношений,  взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не  только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового  развития. Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука,  которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую  географию включаются элементы географии, экономики, и социологии. Эта наука использует  разные методы исследования: географические, социологические, экономические. Современная  география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера:  экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести  борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хватит ли населению  Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты? В экономической географии появились новые направления исследований: география населения,  промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география,  геоэкология и др. Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые — Николай Николаевич  Баранский и Иван Александрович Витвер. II.                 Ознакомление с учебником Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из  трёх частей. (Учащиеся открывают учебники на с. 3.) 1                     часть ­ Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической  картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных  ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства. II                    часть — Региональная характеристика мира. Здесь мы более подробно изучим  некоторые страны. III                  часть — Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуальные проблемы,  решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель  обобщить знания курса. О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8. Каждая тема начинается с плана­схемы — логического конспекта содержания темы. Далее  следует основной текст — это основное научное содержание темы. Текст разделен на  параграфы и подпараграфы. Основные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие  термины объяснены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объяснение.  Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же  странице в сноске: суверенное государство — политически независимое государство,  обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюстраций. Это дополнение к  основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2  столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный мате­ риал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация  для любознательных. На возможность использования дополнительного текста указывают  квадратные скобки с порядковой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте. Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открываем с. 19 и находим текст с  соответствующей цифрой, читаем «После первой мировой войны колонии и полуколонии  занимали 72% всей территории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобрита­ ния имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали  метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90­х гг., по данным ООН, доля всех  несамоуправляющихся территорий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%». После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учебника рекомендует книги,  которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших  знаний и для развития навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой. Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добывания знаний и умений».  Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности.  Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» задания требуют больших  усилий, глубокого анализа (задание № 4 усложненное). Автор предаагает и задания для  удовольствия, которые выполняются по желанию. Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности — творческие задания ­ могут  оказаться не всем под силу. Они будут выполняться только по вашему желанию. Кроме того,  существуют обязательные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют система­ тизировать знания по теме. Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного  контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?»,  «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не  имеют конкретных ответов в тексте учебника. На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран — это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, столица, форма правления, форма территориального  устройства). III.               Изучение нового материала Слово учителя: Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И  ознакомимся с многообразием стран современного мира. Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны,  пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.) Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира —  процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов. I­                    й          этап ­ древний (до 5 в. н.э.) ­ возникновение и крушение первых государств. В  этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее  известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным  средством изменений на политической карте мира являлись войны. II­                  й          этап — средневековый (5­16 вв.) ­ возникновение крупных феодальных  государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период  существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия,  Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на  политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В  20­х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские  острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась  испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый  морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное  плавание (1519­22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами — Испанией и Португалией. 3­                   й          этап — новый (XVI­XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения  капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями,  оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и  Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко­ лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века  раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел. 4­                   й          этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1­ой  и 2­ой мировыми войнами (1­я половина ХХ­го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы.  Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция,  Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия,  проиграв войну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке  и Океании. Распалась крупная Австро­Венгрия, и образовались новые независимые государства:  Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел  Османской империи. 5­                   ый этап — современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии  образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в  Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя  возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии  (в 40­50­е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60­70­е годы), крушение  социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80­90­е годы). В XX веке  увеличилось число стран: во­первых, по итогам первой и второй мировой войны; во­ вторых, в  результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в­третьих, в  начале 90­х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90­х годах XX  века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР  большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли  только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия  распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою  деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ. Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний  осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории  Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или  более. Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже  193. Задание'. Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суверенными? (Суверенные  государства или политически независимые государства.) Остальные государства — колонии,  несамоуправляющиеся территории. Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра­ ны­гиганты и страны­карлики  или мини­государства); по численности населения; по географическому положению (приморские,  сухопутные, островные, полуостровные, страны­архипелаги). Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и умений. На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника  выпишите в тетрадь: 1.                   7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств. 2.                   10 стран с численностью населения более 100 млн человек. 3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран­архипелагов. 4. 10 сухопутных стран. По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь: 1.                   Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США; 5.                   Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия. Микрогосударства: Монако, Сан­Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн. 2.                   Страны с численностью населения более 100 млн человек: 1)                   Китай — 1300 млн человек; 2)                   Индия — 1010 млн человек; 3)                   США — 280 млн человек; 4)                   Индонезия ­ 215 млн человек; 5)                   Бразилия — 170 млн человек; 6)                   Пакистан — 160 млн человек; 7)                   Россия — 146 млн человек; 8)                   Нигерия ­ 135 млн человек; 9)                   Бангладеш ­ 127 млн человек; 10)                Япония — 126 млн человек. 3.                   Островные государства: Шри­Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др. Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др. Страны­архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа­ моту и др. 4.                   Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия,  Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др. Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально. Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического  развития, степени включенности в мировую экономику и др. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная  типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого  деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с.  10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей  конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах  США.)Граница между  развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000  долларов на душу населения. По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань.  В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня  развитых стран. Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально­экономического развития  страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11. Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов,  но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США,  Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8). Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра­ Леоне и Нигер (ИЧР менее  0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.) К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония,  Израиль. Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее  высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства:  США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около  3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали незави­ симость только после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его  подразделяют на шесть подгрупп. 1.                   Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира»,  обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны  производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов ( пример с. 12 в учебнике). 2.                   Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай,  Чили, Венесуэла и др.) 3.                   Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально­ экономическом развитии в 80­х и 90­х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея,  Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии  получили прозвище «азиатские драконы». 4.                   Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий  душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго­Западной Азии — Саудовская Аравия,  Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны  Северной Африки ­ Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны. 5.                   Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП  менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая  часть этих стран находится в Африке. 6.                   Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым  миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения  неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100­300 долларов в год (пример с. 13). Задание: Найдите эти страны на политической карте. Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен. Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик. Латинская Америка: Гаити. Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой». Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др.  Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень  высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.) IV.               Закрепление изученного материала Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте. Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и покажите примеры этих стран  на карте. V.                  Домашнее задание 1.                   Тема №1, §1. 2.                   Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.) 3.                   Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские  драконы» 4.                   Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира

Политическая карта мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018