Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника
Оценка 4.7

Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника

Оценка 4.7
docx
07.04.2020
Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника
Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника.docx

Труд как средство воспитания и формирования

нравственных черт школьника

 

            Труд должен приводить в действие в первую очередь творческие, нравственные силы школьников, их стремление к самореализации, взаимопомощи, желания быть нужным и полезным людям.

            Труд как звено воспитательной системы имеет непосредственное отношение к такой важной стороне развития личности, как ее социализация. Деятельность учащихся выступает средством, свидетельствующим о признании общественной значимости труда, в которой отводится важное место воспитанию нравственных черт к труду. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся, его совместный, групповой, коллективный характер; связь между трудом воспитанников и вкладом всего общества; организация труда и управление им.

            Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это,

во-первых, материальные стимулы, побуждающие человека к труду;

во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества;

в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе;

в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек грудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовною развития самой личности работника.

            Нравственная ценность труда в общественном сознании и прежде всего в общественной психологии, определяется тем, насколько очевидна и прочна связь между качеством жизни человека в данном обществе и его трудом, насколько общественный труд помогает утверждению моральных норм и потребностей человеческой жизни. Если же эти связи с положительным знаком, то трудовая деятельность школьников попадает под благотворное влияние общественного морально-трудового климата.

            При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение.

Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга. Это формирует у них практическую сторону трудолюбия как нравственной черты личности.

Трудолюбие - это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребность мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда, знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствован те;

г) достаточно сильную волю личности.

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни обществ и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимым фактором интеллектуального формирования личности.

Основные условия трудового воспитания - включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте. Если труд правильно организован и способствует формированию таких нравственных черт личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, это еще не решение воспитательной задачи.

Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.

            Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

          Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть руд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки). Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомит*, школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

          Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд - это совместно! выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой груд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

          Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность   проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

          В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации самодеятельности. Само координация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

          Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу'.

          При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

          Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тог да, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.

          Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

            Если все указанные условия соблюдаются, то груд для старшеклассников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большою морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, формируется такая нравственная черта, как уважение к людям труда.



 

Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника

Труд как средство воспитания и формирования нравственных черт школьника

Это формирует у них практическую сторону трудолюбия как нравственной черты личности

Это формирует у них практическую сторону трудолюбия как нравственной черты личности

Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда

Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда

При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью

При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020