Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка
Оценка 4.9

Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка

Оценка 4.9
docx
02.06.2020
Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка
Трудности при обучении учащихся аудированию - Куликова М.С..docx

Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка

(Куликова М.С.)

Аудирование занимает важное место среди других видов рeчевой деятельнoсти, испoльзуемых на уроках английского языка.  Аудированиe является рецептивным видом речевой деятельности, связанной с вoсприятием,  пoниманием и перeработкой инфoрмации, сoдержащейся в устнoм речeвом соoбщении.

Считается, что аудирoвание представляет собой самый трудный тип речевой деятельности, оно вызывает затруднение в понимании аудиотекста и в дальнейшем использовании услышанной информации. Одна из основных целей обучения - научить учащихся пoнимать звучащую рeчь.     

Как и при обучении другим видам речевой деятельности в процессе обучения аудированию учащиеся сталкиваются с определенными трудностями. Разговорная речь, которую мы слышим, порой сильно отличается от речи в официальном стиле или речи подготовленной. Разговорный язык характеризуется соответствующими нюансами: неклассическим  произношением, сокращением слов и фраз, наличием идиом, может сопровождаться  каким - либо шумом или звуками.  Из этого следует, что: - большая часть текстов по аудированию должна основываться на естественной спонтанной речи, либо хорошей ее имитации; - аудирование может обладать визуальной опорой, во многих вариантах могут быть применены видео средства; - при обучении восприятию речи на слух следует вторичное прослушивание. Согласно некоторым исследованиям, вторичное прослушивание улучшает понимание на 16,5%, третье – на 12,5% (по сравнению со вторым), дальнейшие прослушивания существенного усовершенствования понимания речи не дают.

Тексты для прослушивания должны быть интересными, и информативными, либо побуждающими воображение. Тексты для прослушивания должны также отвечать возрастным отличительным чертам учащихся и их уровню владения иностранным, включать в себя конкретную проблему, показывающую заинтересованность для слушателей, демонстрировать различные формы речи (монологическую, диалогическую).

Большое значение при восприятии речи на слух играет темп речи, наличие пауз, объем воспринимаемого текста. Соответственно, чем ниже уровень владения языком, тем медленнее должен быть темп речи и меньше объем текста, а количество и продолжительность логических пауз, наоборот, больше.

Важность для учащиеся иметь возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке, а также голоса людей разного возраста.

Огромное значение имеет использование на уроках английского языка аутентичных текстов, записанных в ситуациях реального общения.

Для снятия ряда трудностей при обучении аудированию эффективно применение таких заданий как, например, 1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком [...]. 2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение. 3. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат. 5. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово. 6. Определите количество слов в прослушанных предложениях. 7. Отметьте паузы в звучащем речевом потоке. 9. Определите на слух дефект речи диктора (шепелявость, сюсюканье, картавость). 10. Прослушайте диалог между взрослым и ребенком. Определите на слух, какие сленговые слова используются в их речи. 11. Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность своих записей при более медленном чтении предложений диктором. 12. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена собственные. 13. Прослушайте предложение и определите значение нового слова по контексту. 14. Прослушайте текст, запомните имена собственные. 15. Прослушайте текст, запомните названия стран и городов, о которых идет речь в тексте. 16. Прослушайте текст, определите, сколько действующих лиц принимают участие в рассказе.  17. Прослушайте текст, найдите ответы на следующие контрольные вопросы, данные до прослушивания текста. 18. Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга только одним новым словом в одной и той же позиции. 19. Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты). 20. Запишите услышанные названия городов.

     Немаловажным  при обучении аудированию особенно на начальном этапе является создание зрительной опоры при слуховом восприятии учебного материала. С этой целью используют различные схемы, таблицы, содержащие неязыковую информацию (числа, даты, имена собственные, географические названия, формулы).  

 

     Вербальными зрительными опорами в учебном аудировании являются ключевые слова и выражения, план, заголовки. Их можно напечатать, представить в виде слайда.

     Заголовки в процессе аудирования выполняют особую роль: они позволяют создавать определенную направленность мысли, привлекают внимание к основному тексту, облегчают прогнозирование.

     С другой стороны, визуальная опора позволяет развить антиципацию, т.е. умение прогнозировать, каким образом будет развиваться коммуникативная ситуация. В этом плане несомненные преимущества за видеоматериалами, которые позволяют обучаемому не только воспринимать на слух информацию, но и видеть сопровождающие ее подачу, жесты, мимику.

 

       Таким образом, наличие значительных и многообразных трудностей аудирования является бесспорным фактом. Очевидно, что для успешного обучения аудированию нужна методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление.

 

 

 

 

    


 

Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка (Куликова

Трудности при обучении учащихся аудированию и пути их преодоления на уроках английского языка (Куликова

Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради

Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020