Трудности адаптации первоклассников
Оценка 4.6

Трудности адаптации первоклассников

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл
13.02.2018
Трудности адаптации первоклассников
Данный материал подготовлен к первому собранию родителей первоклассников. Проведение собрания проходит в технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо".Родителям предлагается самим оценить возможные пункты трудности в адаптации своих детей,на основе личных переживаний детей.Такая форма проведения родительского собрания интересная и нужная.
Трудности адаптации первоклассников.docx
Тема родительского  собрания Цель проведения Этапы собрания  I этап: вызов Цель:обозначить  проблемы и  трудности семей,  связанные с  адаптацией  ребенка. Используемые приемы «Корзина чувств» «Зигзаг» II этап: осмысление Цель: организовать  совместную  деятельность  родителей по  изучению адаптации  детей в первый год  обучения. Волкова Ирина Степо МАОУ СОШ №211 Трудности адаптации первоклассников в школе Помочь родителям преодолеть трудности адаптации детей в первый год обучения. Содержание работы После того, как  ребенок переступил школьный  порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно  поселились чувства и эмоции, которые заполнили  все ваше существование. У меня в руках корзина, на  дне которой находятся самые разнообразные  чувства, которые может испытывать любой человек.  Опустите руку в корзину и возьмите то чувство,  которое вас переполняет более всего тот период  времени, что ваш ребенок находится в школе, и  назовите это чувство.  Родители делятся на рабочие группы (в классе 32  человека, поэтому 6 групп по 5 человек). Каждая группа получает один и тот же текст.  Причем каждый участник рабочей группы получает  по одному отрывку из текста. Индивидуальная работа. Каждый родитель  работает со своей частью текста — прорабатывает  информацию, анализирует, составляет опорный  Формы организации деятельности фронтальная Индивидуальная, групповая конспект. Задача родителя: представить  своеобразную выборку.  Причем сделать это он  может по­разному — составить кластер, таблицу,  схему и т.д. Групповая   работа.   Теперь   родители   переходят   к своим   "коллегам".   Составляются   экспертные группы.   Начинается   этап   обсуждения.   Родители обмениваются   своими   работами,   мнениями, выбирают   самый   лучший   вариант   для   презентации своей части текста. После этого родители возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди   презентует   свою   часть   текста,   затем составляют   кластер.   Презентация   кластера   одним участником группы. В ходе подведения итогов родители решают, чья  презентация материала была наиболее точной и  эффективной. А также составляют практические  советы по организации общения родителей с  первоклассниками. групповая IIIэтап: рефлексия Цель:соотнесение цели   собрания   и   его результатов. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000 год. Текст для собрания. 1 Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6­7 лет. Для родителей это тоже трудности: во­первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка; во­вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка; в­третьих,   при   наличии   благих   намерений,   но   отсутствии   психологически   грамотного   подхода,   сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Адаптация   к   школе —   это   процесс   привыкания   к   новым   школьным   условиям,   который   каждый первоклассник   переживает   и   осознает   по­своему.   Его   составляющими   являются физиологическая адаптация и социально­психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Физиологическая адаптация Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первые   2­3   недели   обучения   на   все   новые   воздействия   организм   ребенка   отвечает   значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После   этого   наступает   период   относительно   устойчивого   приспособления.   Организм   реагирует   на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность   всего   периода   адаптации   первоклассника   варьируется   от   2   до   6   месяцев   в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к само регуляции поведения, частая смена настроения. Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются. Социально­психологическая адаптация Наблюдение   за   первоклассниками   показало,   что   их   социально­психологическая   адаптация   к   школе проходит по­разному. 2 Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы. Первая   группа детей   адаптируется   к   школе   в   течение   первых   двух   месяцев   обучения.   Эти   дети относительно   быстро   осваиваются   в   новом   коллективе,   находят   друзей,   у   них   почти   всегда   хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Основные показатели благоприятной социально­психологической адаптации ребенка: формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности. Вторая   группа детей   проходит   более   длительную   адаптацию,   период   несоответствия   их   поведения требованиям   школы   затягивается:   дети   не   могут   принять   ситуацию   обучения,   общения   с   учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении   учебной   программы.   Лишь   к   концу   первого   полугодия   реакции   этих   учеников   становятся адекватными требованиям школы и учителя. Третья   группа   — дети,   у   которых   социально­психологическая   адаптация   связана   со   значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают   работать   на   уроке",   их   реакции   непредсказуемы.   Проблемы,   накапливаясь,   становятся комплексными. 3 Причиной   нарушения  социально­психологической  адаптации  могут   стать  учебные  проблемы,   ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию. Нарушения   социально­психологической   адаптации   отмечаются   и   у   детей,   не   справляющихся   с дополнительными   нагрузками,   и   связаны   они   с   постоянным   действием   стресса,   ограничения   времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате "жертвуют" качеством любой работы. Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе. Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться   в   причинах   такого   поведения,   не   скорректировать   затруднения   адаптации,   это   может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. 4 Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить   ребенка   к   самостоятельной   жизни   среди   своих   одноклассников   в   школе   в   период адаптационного   периода.   Родителям   необходимо   объяснить   эти   правила   ребенку,   и,   с   их   помощью, готовить ребенка к взрослой жизни. Правила Симона Соловейчика для первоклассников Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть ­ иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из­за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из­за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! Большое   значение   в   адаптации   ребенка   играет режим   дня. Конечно,   без   помощи   родителей   тут   не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю   и повесить на видное место. 5 Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что­то делает. И напоследок, несколько рекомендаций психолога  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет. Не   прощайтесь,   предупреждая   и   направляя:   "Смотри,   не   балуйся!",   "Чтобы   сегодня не   было   плохих отметок!". Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?". Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. После   школы   не   торопитесь   садиться   за   уроки.   Ребенку   необходимо   два   часа   отдыха.   Занятия вечерами бесполезны. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то...". Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку. Выбирайте единую   тактику общения   с   ребенком всех взрослых   в   семье.   Все разногласия по   поводу тактики решайте без него. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018