Трудные вопросы пунктуации при подготовке
к итоговой аттестации
Введение ЕГЭ по русскому языку в форме централизованного тестирования заставило еще в свое время учителя перестроить весь образовательный процесс в средних и старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 5 классе, продолжая до 9, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. Кроме того, в среднем звене мы готовим детей к такому виду проверки знаний, как Всероссийские проверочные работы (ВПР), где некоторые задания перекликаются с заданиями итоговой аттестации. В 10-11 классах необходимо выйти на завершающий этап работы по изученному ранее материалу.
При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо
охватить все разделы языкознания.
Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.
Одним из проблемных разделов для выпускников является «Пунктуация». Трудными остаются не только задания, ранее включенные в КИМы , но и 21 задание, добавленное недавно, где нужно уметь выделить предложения со знаками препинания на одно правило.
Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация": "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений", «Двоеточие в БСП». Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания.
Из своего опыта могу сказать, что ученик, прослушавший лекцию на уроке, далеко не всегда усваивает материал, даже сели учитель предложит ему массу практических заданий на закрепление материала, поэтому часто предлагаю ребятам самим подбирать необходимые теоретические сведения по теме, а более сильным ученикам еще и практическую часть по теме или блоку. На сегодняшний день, опираясь на требования ФГОС, это помогает дать возможность каждому подойти к вопросу творчески, проявляя самостоятельность. Поэтому все уроки в 10-11 классах выстраиваю от обратного: сначала провожу срез по определенным заданиям ЕГЭ (16-21), затем, делая диагностику, заполняя оценочные листы, определяю, какие задания западают, в чем именно ошибки, только тогда даю возможность найти теоретический материал и подобрать к нему практическую часть. Практическую часть отрабатываем как в парах, так фронтально. Работу в группах провожу редко, так как классы у нас в основном небольшие.
Для подготовки к итоговой аттестации мы стараемся приобрести печатные пособия, это очень удобно при работе с классом. А если пользоваться пособием Л.И.Мальцевой, Н.М.Смеречинской для полготовки к ЕГЭ, то теоретический материал дополнительно искать не нужно: в данном пособии прекрасно освещены все темы. Кроме справочных материалов, в книгу 1 включены упражнения, практические работы и словари, а во второй книге содержится 30 вариантов, составленных в соответствии с Демоверсией ЕГЭ, а также инструкции, памятки, приложения.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Рассмотрим несколько заданий по пунктуации, которые вызывают у ребят наибольшую трудность при подготовке к ЕГЭ. Делая срезы, анализируя работы, заполнив диагностику, я определила проблемные вопросы, на которые хочу обратить ваше внимание.
Запятая в сложносочинённом предложении (задание 16 ЕГЭ)
С начальной школы ребенок знает, что запятая ставится в предложении, если оно имеет 2 и более грамматических основ, т.е. является сложным. Они себе это усваивают и, несмотря на то, что уже в среднем звене мы говорим об отдельных случаях отсутствия запятой в сложном предложении, все-таки ее ставят. Я в своей практике часто сталкиваюсь с такой проблемой: детей смущает союз «и», связывающий два простых предложения, и они не всегда ставят перед ним запятую, хотя предложение сложное. Это можно наблюдать ещё в среднем звене при подготовке к ВПР, поэтому часто по данной теме провожу словарные диктанты в начале урока, даю карточки, разбираем у доски. По результатам проверочных работ в старших классах мы составляем карточки-сигналы, которыми пользуются ВСЕ учащиеся на уроке, по этим карточкам (ИМЕННО СОДЕРЖАЩИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ) в дальнейшем ребята работают в парах. Вместе они составляют аналогичные примеры, чтобы было ясно, что материал слабому ребенку понятен.
Вот такой материал по знакам препинания в сложносочиненном предложении мы оформили в сигналы.
В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая.
Природа к зиме просыпалась, и люди готовились к зиме
Запятая в сложносочиненном предложении не нужна |
|
В следующих ситуациях: |
Пример: |
1. Если есть общий
второстепенный член предложения |
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. |
2. Если
есть общее для частей вводное слово, словосочетание,
или предложение, частица, обособленный член предложения
(сравнительный оборот). |
К удивлению, погода
резко переменилась и наступила настоящая жара. |
3. Если у частей
сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная
часть |
Когда мама вошла
в комнату,1/осколки вазы валялись на полу2/
и дети пытались их собрать3 |
4. Если части
сложносочинённого предложения являются: |
1) Когда вы приедете
ещё раз и сможем ли мы встретиться? |
Примечания:
1.При наличии общего
второстепенного члена предложения запятая перед союзами ставится, если союз
повторяется.
В такую погоду И волк не
рыщет, И медведь не вылезает из берлоги
2. Не
является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед
которым находятся два соединенных союзом И простых предложения, поэтому
запятая перед И ставится.
Ибрагим был бы очень рад избавиться,
но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия
своих приближенных (П); Он подавил вздох и стал сворачивать папироску, но
почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш); Гроза прошла, и
тучи рассеялись, но духота еще сохранялась.
А вот как можно отрабатывать это задание по книге Мальцевой (теория к заданию, упражнения, алгоритм выполнения и практическая работа на закрепление – на слайде).
Кроме этого, размножаю и раздаю тренировочные задания по данной теме (на слайде).
Следующий трудный вопрос – это обособление определений, обстоятельств, приложений, дополнений (задание 17 ЕГЭ)
При выполнении этого задания мы сталкиваемся с тем, что ребята не могут определить границы причастных и деепричастных оборотов, многие вообще не отличают обособленные члены предложения друг от друга. Поэтому первый шаг, который я делаю, даю задание по группам подготовить теоретический материал по всем обособленным членам предложения. Снова составляем сигнал, на основании которого можно приступить к выполнению задания 17 ЕГЭ. Можно заменить это теорией из книги 1.
В 7 классе детям обычно трудно даются темы по изучению причастного и деепричастного оборотов, поэтому приходится уделять этим темам много времени: провожу пятиминутки на уроках, пунктуационные диктанты, даю различные карточки (на слайде). Можно составить кластер при изучении, например, причастного оборота (на слайде).
При подготовке к ЕГЭ важно обратить внимание на то, когда нужно обособлять определения, обстоятельства, дополнения, приложения, а когда – нет – это вызывает затруднения у старшеклассников. А обособление причастного и деепричастного оборотов для них является более простым.
Обязательно нужно проговорить ребятам, что обособленные члены
предложения могут быть однородными.
Чтобы не ошибаться при постановке запятой в
этом случае, нужно вспомнить теорию по однородным членам предложения.
Все заговорили разом, повышая голос и не слушая друг друга. Наклоняясь и выпрямляясь все чаще, солдаты рыли окоп. Мой взгляд упал на книгу, раскрытую на середине и забытую на столе.
Вводные слова и словосочетания (задание 18 ЕГЭ)
Проблемным в этом задании остается умение отличить вводные слова от членов предложения
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в
качестве членов предложения! К членам предложения можно задать вопросы, к
вводным словам – нельзя. Вводное слово можно безболезненно убрать из
предложения. Смысл не изменится. Члены предложения просто удалить из текста, не
потеряв смысла, не получится.
НАПРИМЕР:
Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (наречие)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие).
Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
Ты знаешь его? (глагол)
Второй момент в этой теме - это необходимость запомнить слова и словосочетания, которые никогда не являются вводными. Здесь нелишним будет сделать сигнальные карточки, на каждой из которых будет написано по одному слову. Заучивать их, просто записывая в словарик, тетрадь, бесполезно. Карточки же дают возможность зрительно эти слова запоминать. Я раздаю детям готовые.
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном
счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто,
как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по
постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому,
просто, решительно, словно, якобы.
Для еще большей эффективности можно
предложить ребятам поиграть. Это более уместно в среднем звене. Делаю массу
карточек со словами, которые могут являться вводными и не могут. Смешиваю их и
прошу выбрать либо одно, либо другое.
Запятые при обращении – с этим обычно проще, но тоже есть нюансы.
Обычно обращения выделяются запятой. Но если обращение, стоящее в
начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него
ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с
прописной буквы.
Например: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
Проблемным вопросом в этой теме является материал, связанный с частицами и междометиями при
обращении: частицы
перед междометием не отделяются запятой, междометия – отделяются.
Важно отличать омонимичные частицы и междометия (о, ах, а)!
Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не
отделяется (не имеет самостоятельного ударения);
Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза.
Сравните:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.)
О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).
Для подготовки к этому заданию, кроме тестов, использую такой вид работы, как «задания в таблице». Я уже когда-то делилась этим. Задания такого типа подходят больше для закрепления, не занимают много времени, и дети делают их с удовольствием. Я составляю их сама, суть заключается в том, что из предложенного списка примеров надо выбрать нужные, причём определённое количество (на слайде).
Интересен такой вид работы – «круги по воде» (на слайде), я иногда его использую. Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (задание 19).
С этим заданием лучше работать по алгоритму. Алгоритм мы с ребятами составляем вместе. Моя роль - направить, помочь, скорректировать. Ребята сами ищут способы подхода к теме.
1. Прочитайте внимательно
задание и предложение.
2. Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
3. Если СПП с одним придаточным, необходимо поставить запятую на границе
предложений.
4. Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно
узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого
зависит количество запятых.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые.
С одной стороны, это занимает много
времени, но, если выпускники научатся пользоваться этим алгоритмом, им будет
проще ориентироваться в смысле предложения, а значит, они быстрее справятся с
заданием.
Обращаю внимание ребят: в СПП главное и придаточное предложения могут быть
связаны как союзом, так и союзным словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, так как союзу или союзному слову могут
предшествовать другие слова. Обычно путаница происходит со словом КОТОРЫЙ.
Например: Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я
сильно сомневался.
Отрабатываем это задание на тестах или онлайн-тестах.
Затруднительным вопросом
пунктуации является постановка знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи (задание 20 ЕГЭ).
Сложность 20 задания заключается в том, что при выполнении нужно
правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной,
подчинительной и бессоюзной частями. Именно потому снова предлагаю ребятам
составить алгоритм выполнения этого задания.
Алгоритм выполнения:
1)Сначала выделяем
грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить
какое-либо.
2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это
может быть как простое, так и ССП.
3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как
связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное,
последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.
Знаки препинания на стыке союзов
На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
Упражнения на трансформирование предложений совершенствуют пунктуационные
навыки обучающихся. Например, при повторении темы «Сложные предложения с
разными видами связи»:
1. Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «исчез» знак препинания.
2. Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «появился» знак препинания.
Видеть структуру предложения помогает прием «Найди соответствие».
Например,
Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:
Схема |
Предложение |
[… ,обр.,… ]. |
а) Не осталось никаких сомнений с солдатами что-то случилось но несмотря на это мост на территории врага должен быть взорван. |
[… ,вв.слово,… ]. |
б) Вы уважаемый обязательно приходите на концерт. |
[…]: [… ], но [… ]. |
в) Ты по-видимому не намерена идти на примирение |
Трудным вопросом для учащихся
является также постановка двоеточия и тире (задание 21 ЕГЭ).
Задание 21 - это не так давно включённое в ЕГЭ задание. Оно проверяет умение
учащегося проводить пунктуационный анализ.
При подготовке к нему нужно повторить и закрепить много пунктуационных правил, так как при выполнении этого задания нужно не просто расставить определённые знаки препинания, но и выбрать примеры на одно правило.
На уроках часто провожу объяснительные диктанты, тестовые работы, составляем сигнальные карточки, кластеры и т.д.
Вообще для восполнения пробелов у детей и подготовки к итоговой аттестации стараюсь распечатывать как можно больше всевозможных тестовых заданий, тем более детей у нас немного – так можно каждому указать на ошибки и дальше работать над их исправлением.
Очень много различных заданий можно найти на сайтах, это также неотъемлемая часть подготовки к ЕГЭ и отработки трудных заданий по пунктуации.
Итак, для устранения пробелов по пунктуации на уроках русского языка необходимо использовать разнообразные виды работы, постоянно повторять изученное. Для этого каждый учитель по-своему продумывает систему работы по подготовке к итоговой аттестации при отработке пунктуационных правил.
Трудности при постановке знаков препинания у детей обусловлены ещё и тем, что при виртуальном общении многие не считают нужным соблюдать правила пунктуации. Нужно объяснять детям значимость знаков препинания, чем я и хочу закончить своё выступление – «Притчей о пользе знаков препинания» (на слайде).
Спасибо за внимание. Желаю всем здоровья, удачи и творческих успехов в новом учебном году!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.