Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения
Оценка 4.8

Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
технология
3 кл—4 кл
08.11.2020
Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к труду.
Трудовое обучение.docx

Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения

Современная   школа   должна   растить,   обучать   и   воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в   которых   они   будут жить,   и   работать.       В   условиях   становления   рыночных отношений,   роль   трудового   подрастающего   поколения   существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой   связи   актуализируется   проблема   подготовки   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   к   труду.   На передний   план   теории   и   практики   воспитания  в коррекционной школе выдвигается   трудовое воспитание.   Подготовка каждого ребенка    к жизни в огромной степени связана   с приобретенными   им   в   школе   знаниями,   трудовым   воспитанием, профессиональными   умениями   и   навыками.   Осуществляемая   сегодня   в школах   работа   по   трудовому   воспитанию   ориентирована   не   только   на формирование   такого   качества,   как   трудолюбие,   но   и   умений   вступать   в различные экономические отношения. Именно для успешного претворения в жизнь этих задач необходимо выявление наиболее эффективных способов, форм и   методов   работы.   Особая   потребность   в   этом   отношении   окупается   в использовании   результатов,   накопленных   историческим   опытом,   берущим истоки еще с прошлого века. Труд   –   основной   источник   материального   и   духовного   богатства общества.   Труд   является   основой   воспитания   личности, обязанностью каждого   человека.   Имея   навыки   и   способности   долго   и   продуктивно трудиться,   человек   может   применить   их   в   любом   направлении своей деятельности.   Именно   поэтому   трудовое   воспитание   является   важнейшим элементом   школьного   педагогического   процесса.   Воспитание   только   тогда может   считаться   полноценным,   когда   учебно-­воспитательная   работа сочетается с практической трудовой деятельностью.     Современный   человек   должен   быть  хорошим  специалистом в своей профессиональной области, постоянно   совершенствоваться   в   знаниях,   умениях   и   интеллектуальном развитии, чтобы добиться успеха. Для осуществления этого нужно много и упорно трудиться.          Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно­воспитательного   учреждения. Воспитание   –   это   и   социальная функция,   то   есть   подготовка   умственно отсталых обучающихся к   жизни   в   обществе.       Проблема социализации личности  стала особенно актуальной во второй половине  XX века,   так   как   выросло   число   факторов,   оказывающих   влияние   на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. – все это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком   толковании   –   это   «комплексный   процесс   интеграции   индивида   в общественные   структуры»,  это   процесс   усвоения   личностью   норм,  правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни [6, с. 45].          Формирование трудовых навыков у средних подростков, их трудовая занятость   –   это   основа   успешности   будущей   профессии   человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство   устойчивости,   социальной   самозащиты   и   адаптации   человека   в современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе коррекционного вида – это коренное   улучшение   трудового   обучения,   воспитания   и   профориентации учащихся,  целью   которых   сегодня   является     не   только   привитие   любви   к труду   и   уважение   к   людям   труда,   ознакомление   умственно отсталых школьников   с   основами современного   производства,   формирование   у   них   общетрудовых   умений   и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для   воспитания   мастера   своего   дела,   отличающегося   профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина – труженика [2, с. 305].             Труд  среднего  подростка, включенный  в  систему  образования, является   условием   разностороннего   развития   и   средством   подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое воспитание? Трудовое   воспитание   –   процесс   организации   и   стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков,   воспитание   добросовестного   отношения   к   выполняемой   работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов [4, с.65­67].

 Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных и социальных  качеств характера человека. 

Цель   трудового   воспитания   –   формирование     ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека;   как   фактора   формирования   личности,   осознанию   роли   труда   в жизни   общества;   включение   детей   и   юношества   в   трудовую   деятельность; вооружение трудовыми навыками и умениями [2, с. 20].        Сущность трудового воспитания: 2 –   выращивание в человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда,  стремлений, интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда;  – создание целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственно­волевых черт, творческого начала;   – развитие экономического мышления, создание инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.  

Трудовое   воспитание   есть   процесс   вовлечения   учащихся   в разнообразные, педагогически  организованные  виды  общественно  полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений   и   навыков,   развития   у   них   творческого   практическою   мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации; формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического   отношения   к   целям,   процессу   и   результатам   труда.   Оно призвано прививать уважение к людям труда; знакомить учащихся с основами современного   промышленного   и   сельскохозяйственного   производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору   профессии   и   получению   первоначальной   профессиональной подготовки [3, с.110]. Огромное внимание уделяется вопросам совершенствования трудового воспитания,   трудового   и   профессионального   обучения,   профессиональной ориентации средних подростков, включению их в систематический посильный общественно   полезный,   производительный   труд,   техническое   творчество   и сельскохозяйственное   опытничество.   Указанные   процессы   представляют собой   элементы   целостной   системы   трудовой   подготовки   средних подростков, важное место в которой занимает учебный предмет «Трудовое и профессиональное обучение».  Многогранные и сложные задачи по трудовому и профессиональному обучению, воспитанию средних подростков могут быть успешно решены в том случае, если учителя (преподаватели, мастера производственного обучения, наставники)   четко   представляют   цели   своей   деятельности,   постоянно заботятся   о   повышении   качества   учебно­воспитательного   процесса,   в совершенстве   владеют   разнообразными   методами   и   приемами   работы   с учащимися.  Показателями трудовой воспитанности являются потребность среднего подростка в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии [1,с. 67]. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания средних подростков:  3 –   формирование   положительного   отношения   к   труду   как   высшей ценности   в   жизни,   высоких   социальных   мотивов   трудовой   деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;  –   подготовка   к   сознательному   выбору   профессии,   формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе; – воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив;  предприимчивости, честности,       –   развитие   организаторских   способностей:   умений   сотрудничать   в   оказывать   соревноваться, коллективной   трудовой   деятельности, взаимопомощь и взаимоподдержку;  –   вооружение   учащихся   разнообразными   трудовыми   умениями   и навыками. Таким   образом,   в   процессе   трудового   воспитания   создаются   условия   для проявления   средними   подростками   нравственных   качеств:   коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает: труд по самообслуживанию в школе и дома   (уборка   класса,   школьной   территории,   бытовой   труд   дома,   уход   за зелеными насаждениям и др.). Производительный труд предполагает участие средних   подростков   в   создании   материальных   ценностей,   вступление   в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у средних подростков профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономики и хозяйствования [7]. Неоспорим факт, что   средние   подростки,   занимавшиеся   трудом   в   школьный   период   своей жизни,   наиболее   приспособлены   к   любому   виду   созидательного общественного труда.             Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на  один  с собой  «без  дела  в  руках  или  без  мысли  в  голове» –  ибо  тогда портится и сердце, и ум и совесть.                 Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [6, с.158]. Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг. В современных условиях все больше осознается  истина,  что основой прогрессивного  развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек его нравственная позиция, его   культура,   образованность,   профессиональная   компетентность.   Дело, действие,   деятельность,   труд   занимают   особое   место   в   воспитании подрастающего поколения. 4 Список использованной литературы 1. Аверичев   Ю.П.   Организация   трудового   обучения   и   воспитания школьников. М.:Педагогика, 1976. 68с. 2. Бондаревская   Е.В.   Трудовое   воспитание   учащихся   в   условиях реализации школьной реформы. Ростов­н/Дону, 2006.  110с. 3. Воробьев А.И. Теория и практика трудового воспитания   учащихся в условиях   реформы   общеобразовательной   школы.   Ташкент.   “ФАН”., 2006.  280с. 4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2012. 192с.   5. Гуманистические воспитательные  системы вчера  и  сегодня.  Под  ред. Н.Л. Селивановой. М.: Дрофа, 2015. 734с. 6. Сластин В.А.Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.   Педагогика. Учеб.пособие для студ.   высш.   пед.   учеб.   заведений.   −   М.:   Издательский   центр «Академия», 2014.  576с. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации 5 6


 

Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения

Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения

НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность

НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков,…

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков,…

Таким образом, в процессе трудового воспитания создаются условия для проявления средними подростками нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности

Таким образом, в процессе трудового воспитания создаются условия для проявления средними подростками нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности

М.:Педагогика, 1976. 68с. 2. Бондаревская

М.:Педагогика, 1976. 68с. 2. Бондаревская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020