Трудовое обучение умственно отсталых школьников как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать. В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к труду. На передний план теории и практики воспитания в коррекционной школе выдвигается трудовое воспитание. Подготовка каждого ребенка к жизни в огромной степени связана с приобретенными им в школе знаниями, трудовым воспитанием, профессиональными умениями и навыками. Осуществляемая сегодня в школах работа по трудовому воспитанию ориентирована не только на формирование такого качества, как трудолюбие, но и умений вступать в различные экономические отношения. Именно для успешного претворения в жизнь этих задач необходимо выявление наиболее эффективных способов, форм и методов работы. Особая потребность в этом отношении окупается в использовании результатов, накопленных историческим опытом, берущим истоки еще с прошлого века. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса. Воспитание только тогда может считаться полноценным, когда учебно-воспитательная работа сочетается с практической трудовой деятельностью. Современный человек должен быть хорошим специалистом в своей профессиональной области, постоянно совершенствоваться в знаниях, умениях и интеллектуальном развитии, чтобы добиться успеха. Для осуществления этого нужно много и упорно трудиться. Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебновоспитательного учреждения. Воспитание – это и социальная функция, то есть подготовка умственно отсталых обучающихся к жизни в обществе. Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй половине XX века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. – все это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании – это «комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры», это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни [6, с. 45]. Формирование трудовых навыков у средних подростков, их трудовая занятость – это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе коррекционного вида – это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление умственно отсталых школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене труда, честного и добросовестного гражданина – труженика [2, с. 305]. Труд среднего подростка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое воспитание? Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов [4, с.6567].
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных и социальных качеств характера человека.
Цель трудового воспитания – формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в жизни общества; включение детей и юношества в трудовую деятельность; вооружение трудовыми навыками и умениями [2, с. 20]. Сущность трудового воспитания: 2 – выращивание в человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда, стремлений, интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда; – создание целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственноволевых черт, творческого начала; – развитие экономического мышления, создание инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации; формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Оно призвано прививать уважение к людям труда; знакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки [3, с.110]. Огромное внимание уделяется вопросам совершенствования трудового воспитания, трудового и профессионального обучения, профессиональной ориентации средних подростков, включению их в систематический посильный общественно полезный, производительный труд, техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество. Указанные процессы представляют собой элементы целостной системы трудовой подготовки средних подростков, важное место в которой занимает учебный предмет «Трудовое и профессиональное обучение». Многогранные и сложные задачи по трудовому и профессиональному обучению, воспитанию средних подростков могут быть успешно решены в том случае, если учителя (преподаватели, мастера производственного обучения, наставники) четко представляют цели своей деятельности, постоянно заботятся о повышении качества учебновоспитательного процесса, в совершенстве владеют разнообразными методами и приемами работы с учащимися. Показателями трудовой воспитанности являются потребность среднего подростка в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии [1,с. 67]. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания средних подростков: 3 – формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; – подготовка к сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе; – воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив; предприимчивости, честности, – развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в оказывать соревноваться, коллективной трудовой деятельности, взаимопомощь и взаимоподдержку; – вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками. Таким образом, в процессе трудового воспитания создаются условия для проявления средними подростками нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает: труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за зелеными насаждениям и др.). Производительный труд предполагает участие средних подростков в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у средних подростков профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономики и хозяйствования [7]. Неоспорим факт, что средние подростки, занимавшиеся трудом в школьный период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного труда. Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове» – ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [6, с.158]. Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг. В современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в воспитании подрастающего поколения. 4 Список использованной литературы 1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. М.:Педагогика, 1976. 68с. 2. Бондаревская Е.В. Трудовое воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростовн/Дону, 2006. 110с. 3. Воробьев А.И. Теория и практика трудового воспитания учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. Ташкент. “ФАН”., 2006. 280с. 4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2012. 192с. 5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Дрофа, 2015. 734с. 6. Сластин В.А.Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. 576с. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации 5 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.