Цель гендерного подхода в обучении
Гендерный подход в обучении и воспитании
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в
образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в
педагогике.
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась
«бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его
важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В
соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был
направлен на развитие «усредненного существа».
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие
гендера.
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с
помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального
моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия.
А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики
пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода
лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и
образования Г. М. Коджаспирова понимает — организацию учебной деятельности
дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов,
объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым
ребенком.
Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по –иному
увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по
значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека,
представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-
историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов,
ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов
разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По
данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе
головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков
и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в
разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария,
ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое
левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие
этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная
сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и
та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и
девочками:
· в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
· организации внимания;
· в формах активации эмоций;
· в мотивации деятельности и оценки достижений;
· в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и
мальчиков.
Девочки :
· быстрее схватывают новый материал;
· легче усваивают алгоритмы и правила;
· любят задания на повторение;
· чаще используют ближнее зрение;
· воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
· лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
· новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
· труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
· им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
· лучше выполняют задания на сообразительность;
· не терпят однообразия;
· лучше выполняют задания при ярком свете
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что
они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,
чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали,
необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать
логике ее развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на
сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые
способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной
идентичности. Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей,
которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.
2. Какие подходы
используются для развития физических качеств с учетом гендерных
особенностей подростков?
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
· Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
· Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
1)Беседа с детьми дошкольного возраста.
Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности.
Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность
детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и
возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли
мужчины и женщины.
Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по – вашему, мальчик отличается
от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели
быть похожими, на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите.
То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной,
мамой или папой?
У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что
одинаковое у мальчиков и девочек? (глаза, нос, уши, руки, ноги …)
С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой, крикливой, неаккуратной
или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они
женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми,
внимательными.
Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это
уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение
отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные,
трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.
Составление рассказов.
Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям.
Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого
выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.
Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания
мальчиками феминных черт девочек.
Примерный рассказ о мальчиках.
Мальчики — это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и
брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики
всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится,
когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят,
помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать
место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.
Примерный рассказ о девочках.
У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком.
Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают
кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые
глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.
Анкета для родителей
В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость
родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития
ребёнка в семье.
· Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой
роли?
· Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
· К кому больше привязан ребёнок?
· Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
· Способны ли вы оветить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть
девочка, каким должен быть мальчик?
· Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального
воспитания?
· Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
· Имело ли для вас значение, кто у вас родится мальчик или девочка?
· Огорчились ли вы при появлении ребёнка нежелательного пола?
· Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как
мальчика?
· Проявляете ли вы любовь к своей второй половинке при детях?
· Решаете ли вы свои проблемы при детях?
· Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?
Цикл занятий с детьми дошкольного возраста.
Занятия направлены на понимание и осознание ребёнком роли матери и отца,
воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребёнка с проблемой
проявления чувства мужественности и женственности, позволяют увидеть женскую
красоту и испытать чувство благородства. Занятия построены в доступной,
занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.
Примеры занятий.
«Девочки — будущие мамы»
Цель: понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения.
Подготовка девочки к будущей роли матери.
Ход занятия
Беседа.
Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит
человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла.
Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и
они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь жениха
и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды
папа нежно поцеловал маму, крепко-крепко прижал её к себе и… что, вы думаете,
произошло?
Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день
называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?
Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и
нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно
относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки.
Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала
сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и
становился взрослым.
Вот и вы, девочки, — будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете,
что такое любовь? Как заботиться о маленьких?
Упражнение «Ласковое»
Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).
«Моя сказка»
Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я — будущая мама»
Чтение:
– Н.Найдёнова «Мама»
– С.Маршак «Усатый — полосатый»
– С. Михалков «Важные дела»
Занятие «Мальчики – будущие мужчины»
Цель: способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него
мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание
мужского характера.
Ход занятия
Пальчиковый тренинг «Солдаты»
Беседа.
Всё может родная земля: накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой,
удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так
повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – стар, и
млад – поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и
отвагой. Это были настоящие русские мужчины. Кто они настоящие мужчины? Кого
должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как
должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам,
старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть
твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до
конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость.
Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А
что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях
жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с
любовью к физкультуре приобретается смелость тела.
Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские
качества ( решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление
трудностей, сила, выносливость.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.