« Развитие речи ребёнка есть процесс овладения языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя… как могучим средством общения и взаимодействия людей.» А. А. Люблинская
Основной задачей работы школьного логопеда, помимо продолжающейся в случае необходимости коррекции устной речи, является профилактика и исправление специфических (логопедических) ошибок чтения и письма, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. При этом дополнительными направлениями работы становятся:
Работа над лексико-грамматическим строем речи, правильным оформлением связного устного и письменного высказывания; формирование «орфографической зоркости»;
Предупреждение и преодоление трудностей в освоении процессов чтения и письма; развитие графомоторных навыков и зрительно-пространственных ориентировок;
Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного;
Консультативная помощь учителям, родителям и учащимся в процессе обучения; и др.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является совершенствование всей речевой системы в целом, а именно:
Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи; формирование навыков самоконтроля;
Коррекция речевого недоразвития детей и обусловленного им нарушения речемыслительных процессов и операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
Развитие и уточнение представлений об окружающем мире как базы для расширения лексико-грамматической стороны речи; формирование навыков построения развернутого высказывания;
Обогащение словаря, уточнение значений слов и понятий, обучение навыкам словообразования и словоизменения, формирование лексической системности, закрепление связей между словами; структурирование морфологической и синтаксической систем языка;
Развитие фонематическихпредставлений;развитие слухового внимания и речеслуховой памяти;
Коррекция нарушений моторного развития, ручной моторики; нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры;
Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова; активизация моторики артикуляционного аппарата, направленная на закрепление кинестезий и улучшение качества артикуляционных движений, таких как точность, ритмичность, переключаемость и др.;
Нормализация голоса и просодической стороны речи; выработка плавного, длительного и экономного речевого выдоха; и др.
Диагностическое направление
Цель - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых недостатков.
Первичная диагностика.
Динамическое изучение учащихся.
Этапная диагностика
Текущая диагностика
Коррекционное направление
основные направления коррекционной работы:
Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте;
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
Предотвращения вторичных нарушений -при чтении и на письме.
Аналитическое направление
Комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
Системный анализ личностного, речевого и познавательного развития ученика-логопата, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений развития ученика, но и определить причины этих нарушений, отследить их взаимосвязь;
Создание комплексных индивидуальных коррекционных программ, нацеленных на взаимосвязь развития и коррекции различных сторон личностного, познавательного и речевого развития ребенка;
Обеспечение специализированного сопровождения обучения школьников;
Взаимодействие специалистов в пределах школьной психолого-медико-педагогической комиссии или консилиума.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Задачи данного направления:
Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
Предупреждения перегрузок младших школьников;
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;
Предоставление профессиональной помощи родителям и учащимся в решении существующих проблем;
Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции.
Организационно-методическое направление
Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в районных ПМПК, школьных педагогических консилиумах, методических объединениях, педагогических совещаниях. Для участия в ПМПК (в том числе и для зачисления ученика с нарушениями речи на логопедический пункт) на каждого ученика заполняется речевая карта, или протокол, который содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов , сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта).Как видим, в своей работе учитель-логопед активно вмешивается почти во все сферы учебного процесса. Он планирует свою деятельность в условиях тесного взаимодействия специалистов: вместе с психологом и классным руководителем реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ученика-логопатами, участвует в заседаниях ПМПК, вовлекается в консультативной и просветительской работы с педагогами, родителями, организует логопедические обследования учащихся начального звена в пределах закрепленного образовательного округа.
В своей профессиональной деятельности учитель-логопед стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательной организацией, и руководствуется Уставом ОО и её локальными нормативными актами;
Учитель-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии, обязан применять современные, научно-обоснованные методы;
Учитель-логопед должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, не выполнимых при современном состоянии логопедической науки и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий;
Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребёнку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди», т.е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству как самого ребёнка, так и третьих лиц;
Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны.
Должностные обязанности учителя-логопеда
Учитель-логопед имеет право:
на определение приоритетных направлений в работе с детьми;
на инициативу, свободу выбора методик работы по утверждённым в ОУ программам;
на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
на участие в управлении ОО путём обсуждения важнейших вопросов деятельности ОО;
на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;
на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа;
на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
на моральное и материальное стимулирование труда;
на повышение своей профессиональной квалификации.
Права учителя-логопеда
за выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;
за исполнение Устава ОО и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;
за обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;
за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
за грамотное применение научно обоснованных методик;
за соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса;
за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
за сохранность имущества, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала
Ответственность учителя-логопеда
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.