«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»(Эрнест Легуве)
Оценка 4.9

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»(Эрнест Легуве)

Оценка 4.9
docx
воспитание
7 кл—11 кл +1
14.07.2021
«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»(Эрнест Легуве)
Эссе к конкурсному испытанию "Я -учитель" ("Учитель годв" - областной этап")
Эссе.docx

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»

(Эрнест Легуве)

     В каких условиях известный прозаик и драматург Эрнест Легуве высказывал свои взгляды на проблемы воспитания? Франция XIX века характеризовалась чередой потрясений после революционного переворота. Войны, промышленный кризис влияли на реформу образования. Так появилась прогрессивная цель Э. Легуве. Но, существовало и другое мнение его современников, оно заключалось в том, что организация учебных заведений, открытых в период прединдустриальной эпохи Франции и адаптированных к ее требованиям, не соответствовала современным запросам того времени ни по количеству, ни по качеству обучения. Тогда почему же мы рассуждаем об актуальности этой цели сейчас и применительно к нашему образованию? Неужели наша потребность в воспитании стала соответствовать взглядам другой страны позапрошлого века?

     Менталитет русского человека складывался веками. Со времён «Домостроя» на Руси в детях воспитывали почитание, уважение и любовь к родителям. Они оберегают, сопровождают и заботятся о домочадцах до старости. Я не уверена, что мои сверстники захотят, чтобы настало время, когда наши дети скажут: «Мы обойдёмся без вас!» Старшее поколение имеет генетическую потребность - быть востребованным. Мы можем говорить что угодно о нашей самостоятельности, но постоянно получаем опыт от взрослых, т.к. до сих пор не видели смысла передавать всё это старшим по возрасту. Однако сейчас появляется в этом необходимость.

     Мы, учителя, работаем с новым поколением детей, чьи жизненные принципы размываются неактуальностью ориентиров родителей. Естественной защитой от информационной перегруженности и быстрого изменения стиля жизни, как ни странно, становится клиповое восприятие. Да, наш век с компьютерными технологиями, стартапами ̶ очень стремительный, и мне, взрослому человеку, иногда трудно обойтись без помощи подростков. В нашем префигуративном обществе они уже способны передавать нам какие-то знания. Я признаю этот факт и не боюсь потерять авторитет. Дорожу тем, чему меня они научили, и спокойно к этому отношусь. Нет, мне не всё равно, просто подростки, с которыми я сотрудничаю, относятся к поколению Z. Меня окружают уникальные дети, и моя задача не навредить им и не наставить блоков, которые помешают их будущему. Не хочется увеличивать коммуникативную дистанцию и с собственными детьми, поэтому мы продуктивно общаемся. Для меня важно «здесь и сейчас» и в этой ситуации взгляды другого французского теоретика, философа и педагога Эмиля Шартье (1868-1951) имеют не менее важное значение. Согласно его концепции, «воспитанник должен сознавать, что любой результат зависит от его собственных усилий», а это залог успешности в наше время. Он полагал, что «следует учить на сложном, но доступном ученику уровне и предъявлять требования, которые точно соотнесены с его возможностями», а это не что иное, как процесс формирования ключевых навыков, которые необходимы, чтобы быть востребованным сейчас. Эмиль Шартье настаивал на изучении самого ребенка, советуя обращаться к его лучшим личностным качествам, раскрывая их полнее. Он говорил, что «каждый воспитанник индивидуален и обладает собственными достоинствами и недостатками. Мы должны видеть в учениках творцов».

     Наблюдая за обучающимися во время уроков иностранного языка, могу говорить о том, что им трудно сконцентрироваться на информации, которая идёт более 15 минут. Они устают и утрачивают внимание, особенно если это не интересно. Поэтому эффективной становится видение Э. Шартье – «гимнастика ума» и формирование такого ученика, который от процесса обучения получал бы удовольствие, учился легко и с настроением. Он подсказал, что «интеллектуальная деятельность является первоосновой природы человека, а человеческий разум совершенствуется самостоятельно, самопроизвольно, но для этого надо создать наилучшие предпосылки и условия». Я последую его совету и не прибегая к специальным методикам, а «краешком глаза», попробую изучить ребенка.

    Современные дети ̶ это опытные потребители, знающие, чего они хотят и как это получить. Это знание приходит к ним из виртуального мира, где чаще всего исполняются все их желания простым нажатием клавиши. Приведу пример: когда моему сыну было 8 лет, я запретила ему игру «Minecraft». Меня раздражало, что он быстро создаёт какой-то странный мир, где всё живое имеет квадратные формы. «Всё-то у них под рукой. В жизни-то так не бывает», - думала я и с радостью поддержала, когда с друзьями он решил построить домик во дворе. «Вот пусть лучше на практике поймут, чего стоит этот труд». К моему стыду, этот проект не провалился. В детстве каждый ребенок обладает дивергентным мышлением, поэтому их дом, построенный без материальных затрат, имел успех и рекламу в интернете. Я поняла и то, что виртуальная игра раскрыла в сыне ключевые навыки. Не обращаясь за помощью, он с интересом проектировал, решая сложные задачи. Теперь ему 12 лет, я не ругаю его, когда он играет в «World of Tanks». Наблюдая, я попросила его соблюдать простые правила: он не должен быть на стороне врага; он должен знать историю событий 1941-1945 годов; максимальное время, проводимое за компьютером, - 1-2 часа, и он не должен вкладывать реальные деньги. Необходимость условий оправдана философией «строгого воспитания» Э. Шартье.

    Я могу предположить, что администраторы отслеживают игроков этого глобального проекта. Годами подростки приобретают бесценный опыт дистанционного управления, в игре проявляются такие качества личности, которые могут быть необходимы в суровой реальности, возможно, они приобретают военные навыки. Надо только наблюдать и не мешать. Этот симулятор реальности делает из детей мастеров, наверняка, это будут использовать в будущем. А пока мой ребенок знает историю страны и может рассказать об основных её событиях. Его не раздражают другие игроки, он анализирует ситуации, делает выводы. Он выбирает сознательно себе команду и круг своего общения, принимает ответственность на себя за всё, что с ним происходит, ищет свои ключевые навыки. А это и есть всё то, что может ему пригодиться в будущем. Главное не мешать строить им свою реальность. Поэтому только в сотрудничестве с детьми, мы делаем настоящий момент успешным, мы раскрываем ключевые навыки, которые в результате помогут сделать их жизнь и нашу планету чуть лучше.


 

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнест

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнест

Мы должны видеть в учениках творцов»

Мы должны видеть в учениках творцов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2021