ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»
«Утверждаю»
Директор филиала «Осташево»
А.Я. Хорец_______________
«______»___________201___ г.
Программа дополнительного образования детей
«Волшебные клавиши (школа игры на клавишном синтезаторе)»
Художественная направленность
Срок реализации программы – 19 дней
Возраст детей – 12 -16 лет
Московская область
Волшебные клавиши
( школа игры на клавишном синтезаторе)
(возраст детей — 12—16 лет)
Пояснительная записка
Актуальность
предлагаемого курса обусловлена большим распространением клавишных синтезаторов
в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить
надлежащую подготовку в музицировании на этих инструментах. Пребывание в
детском лагере отдыха предоставляет им прекрасную возможность для того, чтобы
восполнить этот пробел.
Задачи курса — ознакомление с
художественными возможностями клавишного синтезатора, формирование базовых
навыков электронной аранжировки музыкальных произведений, приобщение к
связанным с этой деятельностью важнейшим понятиям музыкальной теории, а также
развитие игровой техники.
Обучение рассчитано на 16 учебных часов (8
занятий по 2 учебных часа). Форма занятий индивидуальная или
индивидуально-групповая: по два человека в группе при наличии одного
синтезатора, по четыре — при наличии двух синтезаторов. В ходе занятий и
особенно при возможности проведения учащимися концертных выступлений
целесообразно использовать любую имеющуюся в детском лагере отдыха электромузыкальную
аппаратуру: усилители, колонки, микшерный пульт и т. п.
Учебный план подразумевает знание детьми
музыкальной грамоты и владение элементарными навыками игры на фортепиано. В
случае отсутствия такой подготовки обучение ведется с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка и направлено на решение ключевых проблем его
приобщения к электронному музицированию.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
Значение электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной музыкальной культуре |
2 |
2 |
Функциональная характеристика клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления |
2 |
3 |
Различные режимы игры на синтезаторе |
2 |
4 |
Использование в аранжировке музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации |
2 |
5 |
Звукорежиссерское редактирование электронной композиции |
2 |
6 |
Сохранение и вызов данных с помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента |
2 |
7 |
Основные сведения о MIDI (цифровом интерфейсе музыкальных инструментов) |
2 |
8 |
Закрепление пройденного материала и консультирование |
2 |
|
Итого |
16 |
Содержание учебных тем
1. Значение
электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной
музыкальной культуре. 2 ч
Объединение в творчестве
музыканта-электронщика композиторской, исполнительской и звукорежиссерской
деятельности.
Интерактивность музыкально-компьютерного
творчества и его относительная простота.
Общая характеристика клавишных синтезаторов
как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных)
музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника
безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и
батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).
Игра в режимах упрощенного взятия аккордов
(Casio chord или Single finger) и автоматического подбора голоса для ведения
мелодической линии (One touch preset).
Организация целесообразных игровых
движений.
Консультирование детей по возникающим в
ходе занятий вопросам музыкальной грамоты.
2. Функциональная характеристика
клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления. 2 ч
Названия и характерные особенности банков
паттернов и голосов инструмента. Выбор паттерна и голоса набором номера.
Главные клавиши управления автоаккомпанементом: Start, Stop, Synchro-start,
Fill in, Intro, Ending.
Игра в режимах упрощенного и обычного
взятия аккордов (Casio chord или Single finger, Fingered, Full range chord).
Контроль за правильностью игровых движений
(преодоление зажатости рук и корпуса).
Консультирование детей по возникающим в
ходе занятий вопросам гармонизации и электронной инструментовки мелодии.
3. Различные режимы игры на синтезаторе.
2 ч
Режимы игры Normal, Split, Normal +
Drum-machine, Split + Drum-machine. Использование режима экспромта (Free
session). Обоснование применения тех или иных интерактивных возможностей
инструмента.
Контроль за свободой игровых движений.
Консультирование детей по различным
возникающим в ходе занятий вопросам формообразования в процессе электронной
аранжировки музыки.
4. Использование в аранжировке
музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации. 2 ч
Использование в электронной аранжировке
музыкальных произведений наложения голосов (Layer или Dual) и автогармонизации
(Auto harmonize). Совмещение функций наложения (Layer или Dual) и разделения
(Split) голосов. Применение настройки и транспонирования строя инструмента при
аккомпанировании солисту или в ансамблевой игре. Достижение выразительности
звучания с помощью режимов динамической клавиатуры (Touch response), звукового
колеса (Pitch bend) и эффекта модуляции (Modulation).
Различные приемы исполнительской
артикуляции: Non-legato, Legato, Staccato.
Связь музыкальной формы с гармонизацией и
инструментовкой в электронной аранжировке.
5. Звукорежиссерское редактирование
электронной композиции. 2 ч
Использование цифровых эффектов, выстраивание
громкостного и пространственного баланса голосов с помощью микшера синтезатора.
Создание оригинальных пользовательских
тембров на основе установок формы волны, кривой высоты и громкости.
Преодоление исполнительских трудностей при
игре, включающей в себя быстрые смены позиций и скачки.
Выбор оптимальных вариантов
звукорежиссерской составляющей звучания как проблема электронной аранжировки
музыки.
6. Сохранение и вызов данных с
помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер
инструмента. 2 ч
Игра в режиме «–1» на основе заложенных в
память инструмента фабрикой-производителем и созданных самими детьми
аранжировок музыкальных произведений.
Функциональное членение музыкальной фактуры
(мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, педаль) как основа ее
разделения при записи на многодорожечный секвенсер.
7. Основные сведения о MIDI
(цифровом интерфейсе музыкальных инструментов). 2 ч
Функции, соединение, стандарт GM,
MIDI-контроллеры и MIDI-файлы.
Использование дисковода синтезатора:
пролистывание и воспроизведение стандартных MIDI-файлов, сохранение и вызов
данных из памяти.
Преодоление исполнительских трудностей:
игра арпеджио и аккордами.
Органическое единство всех элементов
электронной аранжировки как основа достижения выразительности ее звучания.
8. Закрепление пройденного
материала и консультирование. 2 ч
Закрепление материала и консультирование по
всем вопросам, возникающим в процессе музыкально-творческой деятельности на
основе клавишных синтезаторов.
Возможна подготовка и проведение выпускного
концерта с исполнением (сольным или в составе ансамбля) аранжированных и
выученных в ходе учебных занятий музыкальных произведений.
Методическое обеспечение
В основе
формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два
главных вида деятельности детей: творческая практика и изучение теории музыки.
Объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал
Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в
педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И
руководитель кружка музицирования на клавишном синтезаторе еще в большей мере,
чем учитель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и
теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...».
Закономерности использования выразительных
средств в процессе электронной аранжировки музыкальных произведений могут быть
представлены как свод правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей
в процесс электронного музицирования, ребята всегда должны добиваться
согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в
сопровождении. В работе над фактурой необходимо «освежать» фактуру сопровождающих
голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты
фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и,
наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием
фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям,
драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой при смене
музыкальной мысли — обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план
звучания различными тембрами. Для выделения мелодии — применять октавные
или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т. д.
Вместе с тем применение правил ни в коем
случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических
предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ребенка
становятся лишь в случае их косвенного воздействия на творческую практику.
Знания не могут подменить собой воображения.
Чтобы подвести школьников, особенно
младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования
на синтезаторе, следует прибегать к образным сравнениям.
Например, необходимое при обучении
электронному музицированию представление об иерархии средств выразительности в
музыкальном целом можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка,
а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, — дом, в котором эта
кошка живет. При этом ритмогармонический комплекс нашего музыкального целого
найдет свою аналогию в форме этого дома, бас — в его фундаменте, в котором
главенствуют три краеугольных камня — тоника, доминанта и субдоминанта,
фактура — в отделке, а тембр — в раскраске дома.
Ту же трехслойную структуру средств
музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям
дерева. Еще пример: бас-кенгуру любит прыгать по квартам, а если шагом пройти
расстояние, которое наш кенгуру преодолевает в два прыжка (1—4, 5—1), то мы
получим два тетрахорда, из которых состоит лад (1—2—3—4, 5—6—6—1), и т. д.
При всей важности освоения теоретических
знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимым, но все же
средством для достижения главной цели обучения — приобщения к практике
музицирования на основе клавишного синтезатора. Главным методическим принципом
выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным
видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что
в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.
Аранжировка представляет собой
сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: анализ
текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств,
проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь,
делится на ряд операций, поэтому приобщение детей к искусству аранжировки
возможно лишь с опорой на дидактический принцип расчленения сложной задачи на
простые составляющие.
Совершенствованию работы ученика над
аранжировкой на всех ее этапах — от анализа текста оригинала до внесения
коррективов в готовый продукт — будет способствовать метод авторской
интроспекции. Суть его сводится к вовлечению детей в творчество путем
показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных
действий. Это должно привлечь внимание каждого ребенка к закономерностям,
которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки
музыкального произведения для синтезатора.
Приемы объяснения учеником собственных
действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы
над аранжировкой, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой
форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах,
художественных возможностях музицирования на синтезаторе и тем самым
способствуют развитию музыкального воображения и мышления.
Если ребенок грамотно выстроит музыкальную
аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим
заданием, — эту аранжировку нужно еще воплотить в звуки, то есть исполнить
на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нем близка технике игры
на фортепиано, поэтому опыт, накопленный в фортепианной педагогике при решении
таких проблем, как освоение целесообразных игровых движений, преодоление
зажатости рук и корпуса и т. п., может послужить ориентиром при решении
аналогичных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе.
Вместе с тем управление с помощью
специальных кнопок (расположенных на панели синтезатора) многими
исполнительскими параметрами, к которым относятся тембр, динамика, артикуляция,
отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемент, темп,
агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и
др., значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте и
снимает многие проблемы работы над туше, развития беглости пальцев,
накладывающие столь характерный отпечаток на процесс обучения игре на
фортепиано. Значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, а также
гамм и этюдов в обучении игре на синтезаторе по сравнению с фортепиано резко
падает.
Среди методов, направленных на
стимулирование музыкально-творческой деятельности ребенка, можно выделить
такие, которые связаны непосредственно с содержанием этой деятельности, а также
воздействующие на нее извне, путем создания на занятиях обстановки,
располагающей к творчеству.
К первым методам можно отнести подбор
увлекательных и посильных ребенку творческих заданий. Интерес к заданиям может
быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, его особой
художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ребенка,
эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе
аранжировки (создание проблемной ситуации), оркестровой полнотой и
насыщенностью звучания, доступных в музицировании на синтезаторе даже
начинающим.
Ко вторым методам относятся: разнообразие
форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на
занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное
отношение к творчеству ребенка, индивидуальный подход к каждому.
Значительно оживить занятие, придать ему
характер творческого соревнования можно с помощью введения
музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента
позволяет проводить необычные и полезные для музыкального развития детей игры.
К ним можно отнести, например, игру в «Звуковую угадайку», когда один ученик
подбирает и озвучивает тембр или паттерн, а другой пытается их определить; игру
в «Звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью
шумовых эффектов синтезатора; игру в «Музыкальную цепочку», когда дети
поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент педагога,
и др.
Необходимо всячески поощрять концертные
выступления детей, участие в различных формах коллективной музыкальной
самодеятельности в детском лагере отдыха. Каждый вид такой самостоятельной
практики связывает обучение музицированию на синтезаторе с жизнью и становится
самым действенным стимулом музыкально-творческого самосовершенствования
ребенка.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Дети должны знать:
Общую характеристику клавишных синтезаторов ,музыкальные термины; уход за инструментом и технику безопасности;
базовые навыки аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
Дети должны уметь:
использовать наложение и разделять голоса
при электронной аранжировке; использовать цифровые эффекты синтезатора; записывать
музыку на многодорожечный секвенсер;
использовать различные режимы игры на синтезаторе; делать электронные
аранжировки музыкальных произведений; импровизировать;
проявлять устойчивый интерес к занятиям музыкой, творческому самовыражению;
проявлять уважение к музыкальному искусству, духовно-нравственные качества;
уверенно выступать перед публикой. участвовать в общелагерных концертах.
Рекомендуемая литература
Красильников
И. М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов // Музыка и
время. — 2003. — № 7.
Красильников
И. М. Детская электронная музыка — новая сфера творчества // Музыка и
электроника. — 2004. — № 3.
Красильников
И. М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах //
Искусство в школе. — 2003. — № 4.
Красильников
И. М. Работа на основе MIDI-секвенсеров // Музыка и электроника. —
2004. — № 2, 3.
Красильников
И. М. Электронное музицирование — новый вид досуговой деятельности /
И. М. Красильников. — Омск, 2003.
Произведения для клавишного синтезатора.
Волшебные клавиши. Учебное пособие. — М., 2004.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.