Дополнительная общеобразовательная программа "Студия: Фантазия"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа "Студия: Фантазия"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитание +2
7 кл—11 кл +1
26.02.2021
Дополнительная общеобразовательная программа "Студия: Фантазия"
​Программа для детского оздоровительного лагеря, рассчитана на 1 лагерную смену в 21 день
Программа студии Фантазия.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

 

ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»

 

 

 

                                                       «Утверждаю»

                                                                                            Заведующий филиалом «Осташево»

                                                                                                    

                                                                                 А.Я. Хорец_______________

                                                                                     «______»___________201___ г.

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования детей

«Студия «Фантазия»

 (работа с природными материалами)»

 

 

Художественная направленность

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы –19 дней

                                                                                  Возраст детей – 11-14 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московская область

 

Программа студии «Фантазия»

(возраст детей — 11—14 лет)

Пояснительная записка

      Программа «Фантазия» для занятий в летнем лагере направлена на развитие у подростков самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы с различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи.
      Декоративное искусство (от лат. «украшаю»), наряду с архитектурой и изобразительным искусством, является частью пластических искусств. Оно вносит эстетическое, образное начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду.
      Используя жизненные впечатления, работая над эскизами, юный художник конкретизирует замысел, проясняет его для самого себя. Окончательный вариант может сильно отличаться от первоначального замысла по разным причинам: подросток не справился с задачей или в процессе поиска оптимальной композиции изменилось отношение к работе, пришли новые идеи или постепенно раскрылись более глубокие пласты самого замысла, о которых автор вначале и не подозревал.
      Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного искусства будет способствовать рождению у подростков оригинальных вариантов эскизов декоративных композиций.
      Точка, пятно, линия, фактура, цвет — выразительные средства декоративной композиции. Ритм, симметрия, асимметрия, форма, динамика, статика — ее язык.
      Под языком декоративно-прикладного искусства понимается визуальный способ выражения. Возможности этого языка в значительной степени определяются свойствами художественного материала и особенностями технологии изготовления вещи, которые делают обязательной обусловленность как формообразования, так и декора. Художественное решение всегда ищется при каких-то жестких ограничениях, но художник превращает эти ограничения в своих помощников. Условность языка декоративно-прикладного искусства учитывается в цикле подготовительных заданий — упражнений, нацеленных на решение проблемных ситуаций, на работу с заданными исходными формами, помогающими выполнению изображения.
      Система заданий для работы в студии летнего лагеря по программе «Фантазия» учитывает особенности развития детей, уровень их умений и возможностей. Младшие подростки имеют определенный опыт работы с традиционными художественными материалами (простой карандаш, фломастер, гуашь, акварель, мелки и др.). Этот опыт нужно продуктивно использовать в работе. В то же самое время подростки с интересом осваивают новые необычные материалы, которые можно найти во время прогулки по лесу, парку, у реки, — это шишки, желуди, камни (галька), семена, ракушки. Юные художники выступают исследователями, преодолевая «сопротивление материала» (В. Фаворский), осваивают навыки работы с ним.
      Младшим подросткам свойственна возросшая аналитичность мышления, поэтому ряд заданий базируется на изучении формальных законов декоративной композиции. Предлагаются упражнения, способствующие развитию воображения, фантазии, образного мышления.
      Распространено мнение, что воображение подростка проявляется в оригинальности эскизных решений. Однако небывальщина, фантастика, подчеркнутая оригинальность приема в их эскизах скорее исключение, чем правило. Чаще ребята изображают предметы всем знакомые, отрабатывают традиционные сюжеты, работают в границах определенных предпочтений. Сила воображения юных художников сказывается не в необычности изображенного или способа изображения, а в выразительной передаче самых простых и привычных вещей.
      Содержание занятий выстраивается с опорой на знания ребят, полученные ранее. В то же самое время подросток ставится в ситуацию творца-созидателя, когда открытие новой формы конструкции или декора подсказывается самим художественным материалом. В конце каждого занятия рекомендуется проводить просмотры работ. Оценка результатов других ребят корректирует собственные художественные замыслы каждого подростка. В новых эскизах подростки стараются учиться на ошибках других.
      В конце смены предлагается сделать итоговый просмотр-выставку творческих работ по декоративной композиции.
      Программа рассчитана на 27 часов, занятия 9 часов в неделю.

   Цель : социализация и формирование художественных компетенций  через осознание природного богатства родного края.

   Задачи:

-       обучение детей основным технологиям работы с природными материалами разного происхождения;

-  воспитание у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом

-   развитие творческих способностей  детей в процессе работы с природными материалами и закрепление  их  в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

Тестовое занятие (от хаоса к порядку)

3

1

2

2

Цветная бумага. Абстрактная композиция «Мое настроение»

3

1

2

3

Цветные фломастеры. Ассоциативная композиция «Витраж» (эскиз)

3

1

2

4

Пластилин. Симметричная композиция «Ювелирные украшения»

3

1

2

5

Фольга (рельеф). Асимметричная композиция «Подводный мир»

3

1

2

6

Фольга (рельеф). Композиция на статику и динамику «Семья динозавров»

3

1

2

7

Кожа. Ритмичная композиция «Бусы, браслеты»

3

1

2

8

Семена. Ритмичная композиция «Ювелирный комплект»

3

1

2

9

Ракушки. Объемная композиция «Необычная скульптура»

3

1

2

 

Итого

27

9

18

 

 

Содержание учебных тем

      1. Тестовое занятие (от хаоса к порядку). 3 ч
      Данное занятие имеет характер теста и направлено на определение умений ребят находить связность разных групп форм, способности объединять их в единое целое. Таким образом у подростков выявляется развитость композиционного мышления. Упражнение выполняется без предварительного объяснения тех или иных принципов компоновки. Хаотичный набор форм юным художником переводится в два организованных изображения (например, на тему воды, дождя, заката, ветра, железа, стекла и т. д.).
      Для выполнения упражнения выдается набор простых однотонных геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги (иногда картона) или белой бумаги, предварительно закрашенной в черный или красный цвет. В наборе три типа форм — 6 круглых форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие), 6 треугольных форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие), 6 квадратных форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие). Общее количество фигур — 18 штук. При работе набор выкладывается на столе.
      2. Цветная бумага. Абстрактная композиция «Мое настроение». 3 ч
      Абстрактное искусство (от лат. «удаление», «отвлечение») — беспредметное искусство, то есть искусство, не изображающее окружающий видимый мир, а стремящееся непосредственно выражать «духовные сущности» (В. Кандинский), общие понятия, неповторимый внутренний мир автора.
      Подросткам предлагается выполнить абстрактную композицию из предлагаемых материалов. Для выполнения упражнения выдается набор простых геометрических фигур разных цветов, вырезанных из цветной бумаги или картона. В наборе три типа форм — 6 круглых форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие), 6 треугольных форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие), 6 квадратных форм (2 большие, 2 средние, 2 маленькие). Общее количество фигур — 18 штук.
      Ребята ставятся в ситуацию, когда через цвет и форму надо показать свое настроение. Из разноцветных фигур юные художники раскладывают на листе абстрактные композиции, отображающие то или иное настроение (например, грусть, гнев, стыд, радость и т. д.).
      3. Цветные фломастеры. Ассоциативная композиция «Витраж» (эскиз). 3 ч
      Витраж (от франц. «стекло») — орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.
      На листе бумаги гелевой ручкой чертится квадрат, внутри которого подросток размечает хаотичные прямые и округлые линии. Затем он должен в хаосе линий по ассоциации найти определенное изображение предмета, человека или животного. Это изображение он заштриховывает фломастерами. При этом важно, чтобы цветовое решение было гармонично. Одним ребятам предлагается выполнить композицию в теплых тонах, а другим — в холодных.
      Материалы: лист бумаги, линейка, циркуль, карандаш, черная гелевая ручка и цветные фломастеры.
      4. Пластилин. Симметричная композиция «Ювелирные украшения». 3 ч
      Симметрия (от греч. «соразмерность») — одинаковое расположение частей целого относительно центра.
      После просмотра и анализа репродукций симметричных узоров и фотографий ювелирных изделий подросткам предлагается выполнить симметричную композицию из предлагаемых материалов в макете ювелирного изделия.
      Подростки выполняют пять эскизов ювелирных изделий — браслетов и брошей — с использованием симметричного орнамента. Педагог вместе с ребятами выбирают наиболее удачные варианты, которые и воплощаются в материале. В процессе изготовления макетов ювелирных изделий юным художникам показываются приемы работы стеками, объясняются принципы работы с пластиком.
      Материалы: набор стеков, однотонный пластилин или пластик.
      5. Фольга (рельеф). Асимметричная композиция «Подводный мир». 3 ч
      Ребятам предлагается выполнить асимметричную композицию на тему «Подводный мир». Занятие начинается с расспросов педагога об отдыхе на море, реке или озере. Подростки вспоминают, что они могли видеть под водой, как представляют себе подводный мир. Также вспоминаются различные фильмы о жизни подводных обитателей, и демонстрируются фотографии подводного мира. Затем дети делают на бумаге два-три эскиза на тему «Подводный мир». Ребятам выдается лист плотной фольги, карандаш и ластик, показываются наиболее простые приемы работы, которые необходимо знать при создании рельефной композиции на фольге. Педагог демонстрирует методы получения выпуклого и вогнутого рельефа: на плотной фольге (под которой лежит сложенная в несколько раз бумага или газета) продавливается карандашом рисунок, затем стеком или обратной стороной карандаша, с отступом примерно 4 миллиметра от контура (это расстояние даст высоту изображению), продавливается рельеф (неровности сглаживаются ластиком).
      Наиболее выразительный из сделанных эскизов подростки переносят на фольгу и выполняют рельеф.
      Материалы: лист бумаги, простой карандаш; лист плотной фольги, ластик, стек.
      6. Фольга (рельеф). Композиция на статику и динамику «Семья динозавров». 3 ч
      Динамика (от греч. «сила») — движение тел.
      Статика — понятие, противоположное динамике.
      Подросткам предлагается выполнить статичную либо динамичную композицию (динозавры ведут себя пассивно, т. е. спят, едят, мечтают и т. д., либо находятся в движении, т. е. охотятся, купаются, играют и т. д.).
      Педагог показывает репродукции с изображением динозавров. Ребята рассказывают, какие динозавры им больше нравятся: небольшие или гигантские, травоядные или хищные, подводные или наземные. Затем юные художники делают четыре-пять эскизов на темы: мать и дети, защита семьи и т. д. Ребятам показываются новые приемы работы с фольгой (многоступенчатые выпуклости и вогнутые формы), которые они и применяют во время работы с рельефным изображением семьи динозавров.
      Наиболее удачный эскиз переносится на фольгу.
      Материалы: лист бумаги, простой карандаш; плотная фольга, стек, ластик.
      7. Кожа. Ритмичная композиция «Бусы, браслеты». 3 ч
      Ритм (от греч. «мерное течение») — равномерное чередование каких-либо элементов.
      Подросткам предлагается выполнить ритмичную композицию из предлагаемых материалов.
      Педагог показывает образцы браслетов из кожи с использованием различных плетений, при этом узнает у подростков, какие еще они видели варианты плетения. Выдаются обрезки кожи и показываются некоторые способы плетения. Ребята делают самостоятельно 2—3 изделия (в основном браслеты), которые потом они могут подарить своим родным.
      Материалы: ножницы и длинные обрезки кожи, похожие на лапшу.
      8. Семена. Ритмичная композиция «Ювелирный комплект». 3 ч
      Подросткам предлагается выполнить ритмичную композицию из семян разной величины и расцветки.
      Ребята придумывают и собирают ювелирный комплект из семян. Одни делают акцент на чередование разных размеров семян, а другие — на разную цветовую гамму.
      Материалы: нитка с иголкой, проволока и семена разных растений (дыни, арбуза, подсолнуха, тыквы и т. п.).
      9. Ракушки. Объемная композиция «Необычная скульптура». 3 ч
      Занятие начинается с выбора ребятами наиболее понравившихся ракушек (например, 3 больших, 5 средних и 7 маленьких). Затем каждый на столе собирает по своему выбору любое сказочное существо (два-три варианта). Наиболее удачный вариант приклеивается клеем ПВА к цветной бумаге или скрепляется при помощи пластилина.
      Подобное задание можно выполнить, используя бутылочные металлические крышки (обычные, согнутые и сплющенные). Крышки крепятся друг к другу с помощью маленьких кусочков пластилина. Получается необычная смешная скульптура.
      Материалы: набор ракушек разной величины, пластилин и клей.

Методическое обеспечение

      Систематические занятия с подростками в летнем лагере способствуют развитию их художественных навыков, композиционного мышления, образной памяти. Предложенная система занятий нацеливает ребят на нестандартные решения творческого задания, на поиск адекватных замыслу средств художественного выражения.
      Если в начале обучения на создание декоративных композиций ребята тратят много времени, испытывают затруднения при создании эскиза, то постепенно их творческие работы становятся выразительными, интересными по замыслу и по технике выполнения.
      Для успешного освоения данной программы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами — простой карандаш, ластик, бумага, цветные фломастеры, стеки, картон, пластилин, цветная бумага, плотная фольга, проволока, кожаные лоскутки, а также разнообразные природные материалы — семена, веточки деревьев, ракушки, камешки и т. п. Необходимо, чтобы каждый подросток был обеспечен на занятии всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающе и они теряют необходимый для работы настрой.
      Подготовка студии должна включать в себя возможность трансформации студийного пространства в зависимости от того, какое количество детей занимается в ней в данный момент, какое задание выполняется.
      Очень важной представляется организация разновозрастных групп (в пределах возраста, обозначенного в программе). В это время каждый год для подростка значит очень много, и старшие могут относиться к младшим с долей пренебрежения, свысока. Необходимо создать коллектив, в котором царит дух взаимопомощи, дружелюбного и искреннего отношения друг к другу.
      Итогом работы должна стать выставка работ, которые были выполнены на занятиях. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

Знания:

- основные виды природных материалов растительного, морского происхождения

-   время сбора, способы хранения природных материалов;

-   основные этапы работы с природными материалами.

 -  различные приемы работы карандашом, циркулем, бумагой;

 

 

Умения:

-  Умение организовывать свое рабочее место;

-  овладение практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;

-  умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- передача тональных и цветовых отношений;

-  раскрытие художественного образа в композиции;

- выражение индивидуальности в творческих работах;

-  проявление интереса к разным видам художественной деятельности

- самостоятельно выбрать природные материалы для осуществления собственного замысла;

-   выполнить все технологические приёмы.

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

- умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.   

 

 

Рекомендуемая литература

      Козлов В. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Козлов. — М., 1981.
      Соколова Т. Орнамент — почерк эпохи / Т. Соколова. — Л., 1972.
      Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М., 2001.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Программа студии «Фантазия» (возраст детей — 11—14 лет)

Программа студии «Фантазия» (возраст детей — 11—14 лет)

Сила воображения юных художников сказывается не в необычности изображенного или способа изображения, а в выразительной передаче самых простых и привычных вещей

Сила воображения юных художников сказывается не в необычности изображенного или способа изображения, а в выразительной передаче самых простых и привычных вещей

Семена. Ритмичная композиция «Ювелирный комплект» 3 1 2 9

Семена. Ритмичная композиция «Ювелирный комплект» 3 1 2 9

Пластилин. Симметричная композиция «Ювелирные украшения»

Пластилин. Симметричная композиция «Ювелирные украшения»

Материалы: ножницы и длинные обрезки кожи, похожие на лапшу

Материалы: ножницы и длинные обрезки кожи, похожие на лапшу

Умения: - Умение организовывать свое рабочее место; - овладение практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги; - умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы…

Умения: - Умение организовывать свое рабочее место; - овладение практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги; - умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021