Формирование у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».
Задачи, решаемые в процессе занятия:
1. Обобщить знания детей, полученные в ходе познавательно-исследовательской деятельности о родной деревне, об ее прошлом и настоящем.
2. Развивать связную речь детей; продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
3. Воспитание у детей уважения и интереса к своей малой Родине.
Материалы и оборудование:
Презентация для детей «Моя малая Родина – деревня Савино»; географические карты России и РМЭ; указка; ТСО; карточка с изображением пчелы, рамка с сотами и дымарь; предметы старинного быта: веретено, берестяной короб, лапти, национальный костюм, деревянная посуда; образцы продукции из древесины: обналичка, плинтус, прищепки; мяч.
Документ Microsoft Office Word.docx
Цель проведения занятия:
Формирование у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».
Задачи, решаемые в процессе занятия:
1. Обобщить знания детей, полученные в ходе познавательноисследовательской
деятельности о родной деревне, об ее прошлом и настоящем.
2. Развивать связную речь детей; продолжать работу по обогащению бытового,
природоведческого, обществоведческого словаря детей.
3. Воспитание у детей уважения и интереса к своей малой Родине.
Материалы и оборудование:
Презентация для детей «Моя малая Родина – деревня Савино»; географические карты
России и РМЭ; указка; ТСО; карточка с изображением пчелы, рамка с сотами и
дымарь; предметы старинного быта: веретено, берестяной короб, лапти, национальный
костюм, деревянная посуда; образцы продукции из древесины: обналичка, плинтус,
прищепки; мяч.
Предварительная работа:
Проведение экскурсий в этнографический музей Савинского домаинтерната, в цех
ООО «Савинское УПП»; проведение целевых прогулок по территории деревни
Савино, к зданию каменной часовни; рассматривание фотографий, семейных
альбомов, предметов старинного быта; разучивание стихотворений и пословиц о
Родине.
Словарная работа:
Первопоселенец, бортничество, достопримечательность.
Ход занятия:
Обратить внимание детей на карту России, которую рассматривали на предыдущем
занятии.
В: Это карта нашего государства. Как называется страна, в которой мы живем?
Д: Россия.
В: (обводит указкой границы РФ)
–Мы видим, что Россия большая страна. С одного ее края на другой нужно ехать на
поезде целую неделю. В нашей стране много городов, сел, рек, озер, лесов, гор. Мы
гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина тот уголок
земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Под музыку воспитатель читает стихотворение:
Малая Родина островок Земли,
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель показывает 1й слайд.
Наша малая Родина – деревня, в которой мы живем. Как называется наша деревня?
Д: Деревня называется Савино.
В: Чем она вам нравится? (Ответы детей)
В: Деревня Савино расположена недалеко от города ЙошкарОла – столицы
Республики Марий Эл. Посмотрите на карте нашей республики.
( показывает 2й слайд)
Назовите, пожалуйста, какие улицы есть в нашей деревне? (Ответы детей
Ул. Школьная, ул. Микрорайон, ул. Садовая, ул. Ключевая,
ул. Первомайская, ул. Центральная).
В: Дети, сколько вам лет? (ответы детей)
А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке?
У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у городов, у деревень?
Или всем одинаковое количество лет?
Сколько лет деревне Савино? (Ответы детей)
В: Нашей деревне около 300 лет! Это значит, что наша деревня Савино
старая. (показывает 3й слайд).
Ребята, если любишь свою Родину и гордишься ею, надо знать ее историю.
Сейчас мы с вами перенесемся в прошлое и узнаем, как возникла наша деревня.
Давайте закроем глаза.
Звучит тихая музыка.
В: Место, где сейчас стоит Савино, много веков назад было безлюдно. Окрестные леса
были богаты грибами, ягодами, в реке Самара водилась рыба. И это привлекло сюда
людей . Название деревни пошло от имени первопоселенца Савы, потому что он
первым поселился в этих местах.
В: Ребята, скажите, пожалуйста, как называются жители деревни Савино?
(Савинцы)
В: Савинцы собирали грибы и ягоды, косили траву и сушили сено, растили хлеб,
разводили домашний скот, в лесах охотились, в реке ловили рыбу; рубили лес, строили
дома, запасали дрова; пряли, ткали холсты, шили одежду. А еще занимались
бортничеством – сбором дикого меда.
Воспитатель показывает картинку пчелу, рамку с сотами, дымарь.
В: ( показывает 4й слайд) А реку Самару жители стали называть Сарбатиха. Но в
настоящее время от реки остался ручей, который протекает по всей деревне.
Шло время. Люди трудились с утра до вечера. В каждый семье подрастало по 67
детей. Дети помогали взрослым. А в свободное время любили играть. Давайте и мы
поиграем.
Проводиться народная игра «Горностай».
В: ( показывает 5й слайд). Каждый город, любой поселок или деревня имеют свои
достопримечательности – места, заслуживающие особого внимания. А какая
достопримечательность есть в д. Савино?
(Ответы детей)
В: Это каменная часовня, построенная в начале прошлого века. В часовне еженедельно
проходит воскресная поминальная служба. В: В грозные военные годы жители д. Савино стали на защиту Отечества: мужчины
ушли на фронт, женщины принимали участие в лесоразработках. 50 савинцев погибли
во время ВОВ. Вечная слава героям!
В: (показывает 6й слайд). В военном 43 году в д. Савино создали мастерские для
ослепших инвалидов ВОв. Первые рабочие были приняты в веревочные и в валяльные
цехи. Сейчас в этих учебнопроизводственных мастерских производят продукцию из
древесины: обналичку, плинтуса, прищепки и др. (показывает образцы продукции)
В: В нашей деревне есть специальная коррекционная школаинтернат для слепых и
слабовидящих детей. А так же детский доминтернат для детей с ограниченными
умственными и физическими возможностями.
( показывает 7й слайды).
В интернате создан этнографический музей. Вы были там на экскурсии и видели
предметы старинного быта, национальные костюмы. (показывает 8й и 9й слайды) Вы
не только смотрели на диковинные предметы, но и подержали их в руках, попробовали
поработать на ткацком станке.
(Обратить внимание на предметы старинного быта)
В: Дети, а какие предметы, вещи вы узнали? (Ответы детей)
В: Молодцы! А теперь я предлагаю сыграть вам в игру «Лапти».
В: Поиграли, размялись, теперь слушаем дальше. ( показывает 10й и 11й слайды). На
территории интерната организована конная секция, в которой дети со всей округи
занимаются конным спортом. Воспитанники секции часто выезжают на соревнования,
где занимают призовые места.
В: А где же работают жители д. Савино мы узнаем, поиграв в игру «Моя мама
работает…» (Игра проводится с мячом. Ведущий кидает мяч ребенку, ребенок
получивший мяч должен сказать, где работает его мама и вернуть мяч).
В: Да, ребята, многие жители деревни заняты работой в подсобном хозяйстве, в
войсковых частях, на предприятии УПП ВОС, в школах интернатах, на предприятиях
и в учреждениях с. Семеновки и г. ЙошкарОлы.
В: ( показывает 12й слайд). Так же на территории деревни Савино расположен
«Детский сад № 3 «Сказка». Все дети с удовольствием приходят в свой любимый
детский сад, где все вместе играют, рисуют, поют, трудятся.
В: А теперь давайте поговорим о том, как мы заботимся о нашей деревне.
(Сажаем деревья, кусты, цветы, делаем уборку территории и т.п.)
Молодцы!
В: Мы знаем пословицы о родной земле.
1. Всякому мила родная сторона.
2. Родная землица и во сне присниться.
3. Своя сторона не бывает холодна.
В: Ребята, скажите, что мы называем малой родиной?
(Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы,
друзья).
В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Родина» В.Степанова
(Стихотворение читает ребенок) Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березы у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!
Цель проведения занятия:
Цель проведения занятия:
Цель проведения занятия:
Цель проведения занятия:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.