Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
doc
13.12.2019
Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста
Память Документ Microsoft Word (2).doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2019

 

Современному дошкольнику приходиться запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Вопервых, почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части - классы. Можно выделить, например: животные и растения, слова знакомые и незнакомые, простые и сложные и т.д. Такой прием называется классификацией. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал. Во - вторых, психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А подсказывать новая информация может что угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной. Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их какими-либо связками, посредниками, добавив к запоминаемому что-либо от себя. Такой прием называется достраиванием материала. Совершенно очевидно, что не всеми приемами может овладеть каждый ребенок в равной степени. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей личностей. Для того чтобы дети запомнили факты и представления в объеме, необходимом и достаточном, учитель должен предварительно сам установить их правильную и четкую логическую и хронологическую последовательность. Коррекционно развивающая работа.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше.

Все занятия имеют единую структуру: 

 вводная часть

 основная часть занятия

 рефлексия прошедшего занятия

 заключительная часть.

 Вводная часть. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»

Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех. Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).

 Заключительная часть. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д. [35, с. 25-38].

В настоящее время существует множество разнообразных методик, тестов, с помощью которых оценивается уровень развития памяти у детей.

Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка.

Цель: с помощью упражнений повысить уровень развития памяти как средства естественного и гармоничного восприятия информации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

1. Разработать систему занятий, на которых происходит развитие памяти;

2. Совершенствование и развитие памяти ;

3. Развитие познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, наглядно-образного мышления.

4. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования: анализ научной и методической литературы;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и  контрольный), проектирование, сравнение.

Система занятий рассчитана на детей 6—7 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия около 15- 20 минут.

Так в силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста имеют

низкий уровень сознания и самосознания. Произвольность, внутренний

волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных

процессов ребенка, его восприятия, памяти, воображения, мышления

находятся на сравнительно низком уровне развития, в силу того что

когнитивное развитие еще не завершено. Приобретение произвольности

начинается с 3-х – 4-х летнем возрасте и завершится к подростковому

возрасту, следовательно, при отборе диагностического инструментария детей

6-7  летнего возраста нужно иметь в виду, что задания не должны

требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими

познавательными процессами. Задания исследования должны быть

рассчитаны одновременно и на произвольный и на непроизвольный уровни

регуляции [18, с. 54].

 

 

 

 

 

 

2.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста

Занятие 1.

Рисование.

Вид занятие -«Роспись барыни дымковским узором»

Цель : Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.

Задачи:
1. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора

2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей, память

3. Воспитывать любовь к народным промыслам

 

Занятие 2.

Лепка

Вид занятие-       «Дымковские игрушки»

Цель: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек    

Задачи:

1. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа

2. Развивать мелкую моторику, образную память

3. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие

 

 

Приложение 1

Занятие 3

Ознакомление с окружающим миром

«Верблюды»

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием

Задачи:

1. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план

2. Развивать внимание, образную память

3. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений

 

 

 

 

Занятие 4

Развитие речи

Вид занятие - «Музеи родного города»

Цель: Закрепить у детей представления о музеях родного города

Задачи: 1. Продолжать формировать интерес к родному городу

2. Развивать память, монологическую речь, умение делать выводы и доказывать

3. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Занятие 5

Развитие речи

Вид занятие-«Вот какие птички, Птички – невелички»

Цель: Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период

Задачи:

1.Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц

2. Развивать речь детей, обогащать их словарь, развивать память

3. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям

 

 

 

Приложение 3

Занятие 6

ФЭМП

Вид занятие-«Сказочное королевство Шарля Перро»

Цель: Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда. Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию.

Задачи:

1. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим

2. Развивать память и мышления

3. Формировать навыки вычислительной деятельности.

 

К концу проведения всех занятий у детей уровень  памяти должен повыситься с низкого до среднего уровня, а так же должна увеличиться продуктивность запоминание наглядного материала.

 

 

 

 

 

 

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции видов памяти  детей дошкольного возраста

Детям дошкольного возраста присущ ряд специфических особенностей.Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Из анализа особенностей непосредственного запоминания можно сделать ряд

выводов:

·        Учителя должны избегать длинных и сложных формулировок, которые загромождают память ученика.

·        При планировании урока учителю следует продумать, что из нового материала учащиеся должны не только понять, но и запомнить на уроке, какие для этой цели необходимы упражнения.

·         Всю работу по непосредственному запоминанию следует подчинять основной задаче: сознательному усвоению.

·         На уроке при сообщении нового материала полезно повторять ранее выученное в той мере, в какой новое связано со старым, и таким образом облегчить усвоение новых знаний.

·        Для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам. Развитие положительного отношения к ним.

·         Учитывать индивидуальные особенности памяти школьников.

·         Необходимо опираться на наглядный материал. При этом учителю следует использовать макеты, пособия, картины, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

·        Учащиеся лучше усваивают материал при повторении шепотом и «записывании» пальцем в воздухе.

 

·         Каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Рекомендации родителям

·        Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таки образом, чтобы она стала яркой и необычной. Тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

·        Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Непонятная информация обычно не вызывает интереса. Нужно разъяснять ребенку непонятные моменты.

·        Важно научить ребенка составлять план заучиваемого материала. Это поможет заметно облегчить запоминание, так как с помощью плана материал приобретает четкую упорядоченную форму.

·         Не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе.

·        Ежедневные полчаса физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и  помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпания способствуют забывчивости.

·        Существует четыре типа памяти: зрительная, слуховая, двигательная или моторная и смешанная. Каждый из видов имеет свои особенности. Мы уже определили, каким видом памяти ты лучше всего владеешь, и учли его характерные свойства.

Для развития  памяти необходимо делать с ребенком простые упражнения. Например, ребенку дать 10 картинок с изображениями разных животных и предложить внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать, а ребенку предлаожить закрыть глаза и представить, что вы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

Это и множество других упражнений позволят развить память у детей дошкольного возраста .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019