Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Оценка 5
Семинары
docx
история
Взрослым
09.06.2017
Цель – это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам процесс.
Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия?
Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления.
Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются.
Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Цели должны быть:
• Диагностируемые.
• Конкретные.
• Понятные.
• Осознанные.
• Описывающие желаемый результат.
• Реальные.
• Побудительные (побуждать к действию).
• Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
семинар 30.11.2015г..docx
Тема: Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда
М. Твен
Цель – это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы
подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат
обучения, а не сам процесс.
Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия?
Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне
представлений, образов и мышления.
Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы
ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он
обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются,
комментируются.
Оценки учителя типа «правильнонеправильно» отсутствуют.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него
значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Цели должны быть:
Диагностируемые.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие
расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образовательного
процесса
Условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
• наличие познавательного стремления ученика;
• определение предмета своей цели;
• умение ученика определить свою связь с предметом цели;
• представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
• вербальное (словесное) формулирование цели;
• предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
• наличие средств для достижения цели;
• соотношение получаемых результатов с целью;
• корректирование поставленной цели.
Приемы целеполагания
Темавопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,
чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений,
чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и
быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный
ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение
каждого слова Далее, от значения слова определяем цель урока
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или
размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно
определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и
цели урока.
Аудиальный прием
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с
выполнением, изза недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает
продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне,
а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель,
каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что
его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным..методические
рекомендациипрактически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно
грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета,метапредметности)необходимо
записать на доске.При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна ( результатов, записанных
через умения может быть несколько).В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить
учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого –
сформулировать свои образовательные задачи.
Рефлексивный этап
Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности.
В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему
результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось.
На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.
reflexior обращение назад.
Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю
своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к
успешному обучению.В педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ
деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путьРефлексия тесно
связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение
и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом
случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки
целей.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои
возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в
своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В
случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит
перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует в любых ситуациях более
эффективно.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на
любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных
отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности
• Ситуация
• Рисунок.
Классификация рефлексии
5
По форме деятельности:
учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности
обучающихся.
Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия.
2. По цели:
• Рефлексия эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания.
3. По функции:
• личностная рефлексия
• интеллектуальная рефлексия .
Классификация рефлексии
4. По типу урока:
• После усвоения зун
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.
5.По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Фронтальная
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная
Функции рефлексии :
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
Чем больше человек знает о том, что уже
сделано,
тем больше в его силах понять, что нужно
делать дальше.
Б. Дизраэли Приемы рефлексии
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить,
чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?
Приемы рефлексии
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку,
мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на
листочках высказывают анонимно.
«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся
рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое
самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на
занятии.
«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов
упражнении «Комплимент» (Комплиментпохвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в
чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за
проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в
признании личностной значимости каждого.
Прием «Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к
фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить
«Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие
средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная
информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную
рефлексию над своим опытом.
Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не
только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая
совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается
с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов
значительно короче.
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?
Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться
достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является
обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Источники информации:
1. Первое сентября, 2011, №19
2. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности
http://www.eidos.ru/journal/2011/083107.htm
3. Целеполагание на уроке http://vmeste.opredelim.com/docs/57100/index30275.html
4. Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока
http://gigabaza.ru/doc/76774.html
Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.