Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Соответственно, одним из главных условий их реализации является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание нацелено на включение личности обучающегося в планирование своей работы, понимание результатов, а также, в конечном итоге – превращение его из объекта обучения в субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП
СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Самофеева Елена Геннадьевна
ГПОУ ППЭТ
Прокопьевск, Кемеровская область
Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
образования.
Соответственно, одним из главных условий их реализации
является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида
как целеполагание. Целеполагание нацелено на
включение личности
обучающегося в планирование своей работы, понимание результатов, а также, в
конечном итоге – превращение его из объекта обучения в субъект,
полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Что мы имеем в виду под понятием «цель»?
Вопервых, это предметная проекция будущего; во вторых, субъективный образ
желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека; ну и наконец,
ожидаемый результат деятельности.
Поэтому логично выделить задачи урока. Задачи – учебные ситуации,
направленные на достижение цели, т.е. средства достижения цели. Для
определения задачи, следует ответить на вопрос, как будет достигнута цель.
Питер Друкер в середине прошлого века впервые сформулировал SMART (smart
– с английского – умный) формат для постановки задачей как часть концепции
«Управления по задачам». Сейчас уже существуют несколько трактовок
расшифровки аббревиатуры SMART, которых объединяет одно – цель должна
быть понятной, измеримой, приурочена к определенным срокам и
ориентированной на конкретные результаты.
Итак, цель должна быть:
Specific –цель должна быть четко обозначена, недвусмысленная и
однозначная. Её нужно сформулировать таким образом, чтобы её нельзя было
понять в неправильной интерпретации, либо посвоему истолковать.
Measurable. Цель должна поддаваться количественному определению и
иметь качественные критерии, добившись которых, мы могли быть уверены в
ее реализации, т.е. цель должна быть измеримой.
Achievable – достижимая. Цель должна быть достигнута за счет внешних
вероятностей, случаев и ресурсов, которыми обладает студент.
Result oriented – цель, должна быть ориентирована на результат.
Обучающийся должен осознавать, чего он добьётся, а не то, чем он будет
заниматься. Цель должна быть применимой в модулируемой ситуации.
Потребности обучающихся должны совпадать с трансформациями
сложившихся ситуаций.
Time based – обозначена сроками. Реализация цели происходит в четко
указанный период времени.Процесс формулирования цели,
её раскрытия был назван
Ю.А. Конаржевским целеполаганием.
Так что же такое целеполагание? Целеполагание в обучении это
определение студентами и преподавателем целей и задач обучения на
конкретных этапах урока.
Оно необходимо для моделирования
образовательных действий обучающихся и связано с внешним социальным
заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий
обучения – уровнем развития обучающихся, мотивами их учения,
особенностями изучаемой темы,
имеющимися средствами обучения,
педагогическими воззрениями педагога я и др.
Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, педагог
должен учитывать следующее:
цель урока основывается на трех основных аспектах: обучающего
(познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в
образовательном процессе реализуются комплексно;
при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели
обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету,
а также цели изучения раздела и темы;
в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных
идеях, фактах, понятиях, которые необходимо обучающимся усвоить на уроке;
об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности,
которые будут формироваться у студентов в ходе работы на уроке; о морально
этических и духовных качествах, на развитие которых направлено содержание
учебного материала.
Обучающие цели урока включают овладение студентами системой знаний,
практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей
рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным
результатом:
определение,
проиллюстрировать, доказать, перечислить, выполнить, систематизировать.
установить
объяснить,
связи,
дать
Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного
отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов,
убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и
самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом
обществе.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке
воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить
интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение, прививать, укреплять... навыки.
Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и
специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию
эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросноответной
формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и
самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.Примером возможных формулировок могут быть следующие: учить
сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, содействовать
развитию, создавать условия, содействовать формированию, развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на
местности.
Определение целей обучения включает в себя цели, задаваемые
преподавателем или цели, которые обозначают обучающиеся. Если студенты не
ставят перед собой какойнибудь цели, не осознают её, то и цель обучения
становится недостижимой. Умение ставить цель и достигать её помогает им
самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном
занятии большую роль играет самоопределение обучающихся по достижению
цели. Именно такой подход в обучении обусловил разработку личностно
ориентированной модели, в центре которой стоит личность студента.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо
столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и
способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая,
будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Рассмотрим на примере, как предлагается список целей, в котором
обучающиеся отмечают для себя приоритерные. В зависимости от позиции
педагога, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и
конкретных условий обучения, набор предлагаемых студентами целей может
быть различен. Список целей может выглядеть так:
подготовить доклад по одной из проблем (указать);
изучить материал учебника;
усвоить основные понятия и законы темы;
выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
научиться решать задачи и проблемы по теме;
овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
получить хорошую отметку на зачёте;
проявить и развить свои способности (назвать их);
научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими
средствами;
организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели,
составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения в ходе изучения
темы;
свой вариант цели.
Умение согласования целей субъектов деятельности (обучающегося и
педагога) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом
важно обеспечить ее понимание и принятие студентами как собственной,
значимой для себя.Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке
целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению,
повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию
субъектности студента.
Список источников:
1. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока [Текст] : Учебное
пособие / Г.О. Аствацатуров. Волгоград: Учитель, 2009.118с.
2. Логвинова, О.В. Целеполагание в педагогической деятельности [Текст] :
Учебнометодическое пособие / О.В. Логвинова. Издво АОИУУ, 2004. – 41с.
3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] : Учеб. пособие ./
А.В.Хуторской. 2е изд. перераб.– Москва: Высш. шк., 2007. 639с.
4. Хуторской А. В.Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
[Электронный ресурс] /А.В.Хуторской. Режим доступа ://
http://www.eidos.ru/journal/2006/08221.htm.