Целеполагание как неотъемлемый этап современного урока в условиях реализации ФГОС

  • Педсоветы
  • docx
  • 19.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Соответственно, одним из главных условий их реализации является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание. Целеполагание нацелено на включение личности обучающегося в планирование своей работы, понимание результатов, а также, в конечном итоге – превращение его из объекта обучения в субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Иконка файла материала Целеполагание как неотъемлемый этап современного урока в условиях реализации ФГОС.docx
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Самофеева Елена Геннадьевна ГПОУ ППЭТ Прокопьевск, Кемеровская область Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   обозначает требования   к   личностным,   метапредметным   и   предметным   результатам образования.  Соответственно,   одним   из   главных   условий   их   реализации является использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как   целеполагание.   Целеполагание   нацелено   на     включение   личности обучающегося  в планирование своей работы, понимание результатов, а также,  в конечном   итоге   –   превращение   его   из   объекта   обучения   в   субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.  Что мы имеем в виду под понятием «цель»? Во­первых, это предметная проекция будущего; во вторых, субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека; ну и наконец, ожидаемый результат деятельности. Поэтому   логично   выделить   задачи   урока.   Задачи   –   учебные   ситуации, направленные   на   достижение   цели,   т.е.   средства   достижения   цели.   Для определения задачи, следует   ответить на вопрос, как будет достигнута цель. Питер Друкер в середине прошлого века впервые сформулировал SMART (smart – с английского – умный) формат для постановки задачей как часть концепции «Управления   по   задачам».   Сейчас   уже   существуют   несколько   трактовок расшифровки аббревиатуры SMART, которых объединяет одно – цель должна быть   понятной,   измеримой,   приурочена   к   определенным   срокам   и ориентированной на конкретные результаты. Итак, цель должна быть: Specific   –цель   должна   быть   четко   обозначена,   недвусмысленная   и однозначная. Её нужно сформулировать таким образом, чтобы её нельзя было понять в неправильной интерпретации, либо по­своему истолковать. Measurable. Цель должна поддаваться количественному определению и иметь качественные критерии, добившись которых, мы могли быть уверены в ее реализации, т.е. цель должна быть измеримой. Achievable – достижимая. Цель должна быть достигнута за счет внешних вероятностей, случаев и  ресурсов, которыми обладает студент. Result   oriented   –   цель,   должна   быть   ориентирована   на   результат. Обучающийся должен осознавать, чего он добьётся, а не то, чем он будет заниматься.   Цель   должна   быть   применимой   в   модулируемой   ситуации. Потребности   обучающихся   должны   совпадать   с   трансформациями сложившихся ситуаций.  Time based – обозначена сроками. Реализация цели происходит в четко указанный период времени.Процесс   формулирования   цели,   её   раскрытия   был   назван Ю.А. Конаржевским целеполаганием. Так   что   же   такое   целеполагание?   Целеполагание   в   обучении   ­   это определение   студентами   и   преподавателем   целей   и   задач   обучения   на конкретных   этапах   урока.   Оно   необходимо   для   моделирования образовательных   действий   обучающихся   и   связано   с   внешним   социальным заказом,   образовательными   стандартами,   со   спецификой   внутренних   условий обучения   –   уровнем   развития   обучающихся,   мотивами   их   учения, особенностями   изучаемой   темы,   имеющимися   средствами   обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др. Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, педагог должен учитывать следующее: ­цель   урока   основывается   на   трех   основных   аспектах:   обучающего (познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно; ­при   моделировании   цели   урока   в   ней   должны   быть   отражены   общие   цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы; ­в   формулировании   цели   урока   должна   содержаться   информация   о   главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо обучающимся усвоить на уроке; об   интеллектуальных   и   практических   умениях   и   способах   деятельности, которые будут формироваться у студентов в ходе работы на уроке; о морально­ этических и духовных качествах,  на развитие которых направлено содержание учебного материала. Обучающие цели урока включают овладение студентами системой знаний, практическими   умениями   и   навыками.   Для   постановки   обучающих   целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:   определение, проиллюстрировать, доказать, перечислить, выполнить, систематизировать.   установить   объяснить,   связи,   дать Воспитывающие   цели   способствуют   воспитанию   положительного отношения   к   знаниям,   к   процессу   учения;   формированию   идей,   взглядов, убеждений,   положительных   качеств   личности,   оценки,   самооценки   и самостоятельности;   приобретению   опыта   адекватного   поведения   в   любом обществе. Могут   быть   использованы   следующие   формулировки   при   постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение, прививать, укреплять... навыки. Развивающие   цели   содействуют   формированию   общеучебных   и специальных   умений;   совершенствованию   мыслительных   операций;   развитию эмоциональной   сферы,   монологической   речи   учащихся,   вопросно­ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.Примером   возможных   формулировок   могут   быть   следующие:   учить сравнивать,   учить   выделять   главное,   учить   строить   аналоги,   содействовать развитию, создавать условия, содействовать формированию, развивать глазомер, развивать   мелкую   моторику   рук,   развивать   умение   ориентироваться   на местности. Определение   целей   обучения   включает   в   себя   цели,   задаваемые преподавателем или  цели, которые обозначают обучающиеся. Если студенты не ставят   перед   собой   какой­нибудь   цели,   не   осознают   её,   то   и   цель   обучения становится недостижимой. Умение   ставить цель и достигать её помогает им самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном занятии  большую роль играет самоопределение обучающихся по достижению цели.   Именно   такой   подход   в   обучении   обусловил   разработку   личностно ориентированной модели, в центре которой стоит личность студента.  Чтобы   ученик   сформулировал   и   присвоил   себе   цель,   его   необходимо столкнуть   с   ситуацией,   в   которой   он   обнаружит   дефицит   своих   знаний   и способностей.   В   этом   случае   цель   им   воспримется   как   проблема,   которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Рассмотрим   на   примере,   как   предлагается   список   целей,   в   котором обучающиеся   отмечают   для   себя   приоритерные.   В   зависимости   от   позиции педагога, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных  условий  обучения, набор  предлагаемых  студентами  целей  может быть различен. Список целей может выглядеть так:  ­подготовить доклад по одной из проблем (указать); ­изучить материал учебника; ­усвоить основные понятия и законы темы; ­выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); ­качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену); ­научиться решать задачи и проблемы по теме; ­овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений; ­углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); ­получить хорошую отметку на зачёте; ­проявить и развить свои способности (назвать их); ­научиться   выполнять   опыты,   работать   с   приборами   и   техническими средствами; ­организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; ­научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения в ходе изучения темы; ­свой вариант цели.  Умение   согласования   целей   субъектов   деятельности   (обучающегося   и педагога) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно   обеспечить   ее   понимание   и   принятие   студентами   как   собственной, значимой для себя.Таким   образом,   организация   деятельности   обучающихся   по   постановке целей   в   ходе   учебного   занятия   способствует   эффективному   обучению, повышению   мотивации   к   обучению   и   познанию,   активному   развитию субъектности студента. Список источников: 1.   Аствацатуров,   Г.О.   Технология   целеполагания   урока   [Текст]   :   Учебное пособие / Г.О. Аствацатуров. ­ Волгоград: Учитель, 2009.­118с.  2.   Логвинова,   О.В.   Целеполагание   в   педагогической   деятельности   [Текст]   : Учебно­методическое пособие /  О.В. Логвинова. ­ Изд­во АОИУУ, 2004. – 41с.  3.   Хуторской,   А.В.   Современная   дидактика   [Текст]   :   Учеб.   пособие   ./ А.В.Хуторской. ­2­е изд. перераб.– Москва: Высш. шк., 2007.­ 639с. 4.   Хуторской   А.   В.Проблемы   и   технологии   образовательного   целеполагания. [Электронный ресурс] /А.В.Хуторской.­ Режим доступа ://  http://www.eidos.ru/journal/2006/0822­1.htm.

Посмотрите также