Целесообразность работы кружков, факультативов
Оценка 4.7

Целесообразность работы кружков, факультативов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
4 кл
13.03.2018
Целесообразность работы кружков, факультативов
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом по русскому языку является для учащихся национальной школы необходимым условием освоения ими иностранного языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
Целесообразность работы кружков, факультативов.doc
Целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания). Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений. А. С. Пушкин           Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из  основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи  обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у  них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию  лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного  обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.             Овладение словарным составом  по русскому  языку является для учащихся   национальной школы необходимым условием освоения ими иностранного  языка, его  грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку  заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.          В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся  большое значение  словарной  работе. Но в основном работа направлена не на сообщение  теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и  правописания.    Восполнить этот недостаток возможно проведением кружковой работы по русскому  языку. Кружковая  работа по русскому языку  побуждает узнавать нечто новое о русском  языке, развивает и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.            Организация  кружковой работы  позволяет мне: ­ выявить индивидуальные особенности каждого ученика; ­ проводить работу с максимальной заинтересованностью детей; ­ добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка; ­   дополняет уроки в игровой доступной форме.  Данную работу можно использовать не только в  кружковой  работе, но и как  дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке  учащихся четвёртых классов к олимпиаде по русскому языку. Это могут быть различные формы работы: классные часы; кружок; занятия по интересам в  группе продлённого дня. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, художественно и  музыкально одарённых.  В результате системной работы с детьми мои учащиеся каждый год  получают призовые места по русскому языку и литературному чтению за последние  пять лет.           Развитию креативности младших школьников способствуют занятия в кружке  «Умелые ручки», которым руководила я. На занятиях создаю условия для развития  личности каждого ребёнка, сохранения его индивидуальности. Одни ребята занимаются  бисероплетением, другие – аппликацией, третьи – вязанием и т.д. Мои ребята принимают  активное участие в школьных и городских конкурсах и выставках. Свои работы  представили учащиеся на выставке детского прикладного творчества «Бумажная  вселенная».   Не первый год учащиеся  моего класса принимают участие в  кожуунном   конкурсе «Моя любимая кукла». В 2008 – 2009 учебном году ученица 4 «а» класса  Алдын­ Сай  заняла 1 место. 2.4. Работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации  познавательной деятельности  обучающихся; роль активизации познавательной   деятельности в достижении образовательного результата и др.).                  Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и  поддержки  детей с особыми потребностями.            Работая  с одарёнными детьми, успешно реализуется через  технологию проблемного обучения. Создавая на занятиях ситуацию познавательного затруднения,    мои ученики  поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой  темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом,  сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную  самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое  овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Одна из форм работы с одарёнными детьми в моем классе  – использование  кружков. Здесь,  работая в малых группах,  я максимально реализую дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяю разные методы работы: наблюдение, эксперимент,  исследование, работа с научной литературой. Востребованной формой работы с  одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно­исследовательская  деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а  также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для  этого подходят уроки окружающего мира. Урок­исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную»  радость, положительные эмоции. Основы данной деятельности в учебный процесс успешно  вводится мною. Результатом моей работы  является – участие  одаренных детей моего  класса   Бодана Монгуша ученика 2«Б» класса в районном  НПК « Первые шаги» с работой « Ухо­орган восприятия»,  Вероники Анай­оол   с работой « Детская косметика.За или  против»,  Аэлиты Куулар   с работой «Синицы.Уход за птицами», где данные учащиеся   получили  призовые места.    Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование.  Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи,  можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым  непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно  формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный  опыт.Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися  и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям  практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты  универсальности. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение  школьных олимпиад. В классе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по  различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение  числа участников и победителей предметных олимпиад  (см.2.1, 2.2, 2.3)   В течение нескольких лет одарённость моих учащихся выявляется и оценивается на  олимпиадах, турнирах, конференциях, выставках. Учащиеся принимают участие в  международном конкурсе «Молодежный чемпионат Старт », где показывают достаточно  высокие достижения. В 2010 – 2011 учебном году в нём приняли участие 10 человек, двое  учениц 2 «Б» класса заняли призовые места:  Кудер Куулар (42 балла) – 4 место в районе,   Аэлита Куулар(40 баллов),Солангы Монгуш (40 баллов) – 4 место в районе.   Хочется  отметить, что участие в конкурсе приняли все желающие, независимо от уровня развития.  Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия  собственного потенциала  ­это моя прямая ответственность  при работе с этими детьми.Не  первый год мои учащиеся Богдан Монгуш и Чодураа Зайцева принимали участие в  районном конкурсе «Принцесса на балу»,где стали лауреатами.    Учитель начальных  классов всегда должен поддерживать талантливых  учеников и всегда оказывать любую   помощь. Разделяя концепцию М.Монтессори, что каждый ребёнок от рождения наделён  ему одному свойственным потенциалом развития и этот потенциал может развиваться  только в собственной деятельности ребёнка, я позволяю  ребенку свободно действовать. С  этой целью ребята, пишущие стихи  и сочинения , приглашались на школьные линейки,  праздники, их «творения» не раз помещались в школьной газете. Это способствовало  пробуждению у ребят стремления к высоким достижениям. В 2009 – 2010 учебном году      пришёл первый успех: ученик 1 «Б» класса  Ловсан Ондар занял 1 место в кожууне,написав сочинение на тему «Мой первый учитель», Зайцева Чодураа заняла 2 место, а Ай­кат  Ондар получила благодарность. А в 2010 – 2011 учебном году участвовало трое моих   учащихся  ,Богдан Монгуш  занял 1 место,Вероника Анай­оол 2 место.Высокий уровень  достижений моих учащихся является положительным итогом совместной работы классного руководителя и родителей. Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до  времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя.  Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки  интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству  оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём –  задача педагога, работающего с одарённым ребёнком. В этой связи     стараюсь как можно  чаще  обращать внимание по повышению уровня квалификации.   Повышение психолого­ педагогической грамотности педагога позволит сохранить способности ребёнка и  реализовать его потенциал.   3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)  3.1. Результаты опросов, анкетирования, жалобы со стороны детей и родителей,  благодарности. В  октябре  был объявлен конкурс  среди  родителей  учащихся  общеобразовательных  школ на тему «Учитель глазами родителей», где  активное участие приняли  мои родители.  Алена Чылбак­оолвна  на уровне республики  заняла 3 почетное место. Аржаана Алексеевна Куулар, мама ученицы 3 «б»  МОУ СОШ № 3 Аэлиты Куулар об  учителе Айланме  Кошкар­ооловне: «Мы ­ многодетная семья, у нас четверо детей. Самая  младшая ­ Аэлита, единственная дочь. Моя девочка в детстве не ходила в садик по  состоянию здоровья. Она была домашним ребенком. Первого сентября, когда наша  учительница зашла в класс, она сразу понравилась нам: красивая, элегантная, улыбчивая,  она беседовала так, будто всегда была знакома с нами и с нашими детьми. Айланмаа  Кошкар­ооловна научила мою дочь не только читать и писать, она учит детей быть  дружными, умными, честными, современными, умеющими следить за собой,  самостоятельными людьми.                     Наш класс всегда во всем успевает. В школьных конкурсах всегда занимает первые  места. Айланмаа Кошкар­ооловна проводит родительские университеты, никогда не  жалеет времени для работы с нами и детьми. Я верю, что в дальнейшем моя дочь будет   примерной дочерью своих родителей и достойным гражданином своей Родины».   Алёна Чылбак­ооловна Ондар, рассказавшая об учителе начальных классов Айланме  Кошкар­ооловне Монгуш, классном руководителе сына: «Каждое утро легкой поступью  идет на работу элегантно одетая женщина. Она отличается от других прохожих  неторопливостью и несуетностью.           Если у человека есть душа, то она воплотилась именно в образе Айланмы Кошкар­ ооловны. Добрее, умнее, терпеливее этого человека, щедрее душой, бескорыстнее я просто  не встречала. И, видимо, не случайно Айланмаа Кошкар­ооловна связала свою судьбу с  детьми. Она чиста сердцем и красива доброй улыбкой».    4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся           Воспитатель ­ это профессионал ­ педагог, духовный посредник между обществом и  ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему  отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия  для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный  корректив развития каждой личности.            Основное назначение классного руководителя ­ максимальное развитие каждого  ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.  Классный руководитель координирует воспитательные воздействия школы, среды, семьи.  Основным критерием оценки работы учителя является мера повышения воспитанности  учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, политическое и правовое,  половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство учителя и его активная  жизненная позиция в жизни школы. Особенно ценным в оценке учителя является его творчество, ибо в конечном итоге  именно творчество педагога­воспитателя, педагогического коллектива ­ главное условие  повышения качества и эффективности деятельности школы.   Чтобы результат работы учителя был высок, чтобы дети отвечали тем меркам, к которым  стремится учитель, нужно, чтобы дети стремились быть похожим на него, а для этого  нужно так мало и так много – любить детей.   4.1  Воспитание  позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям  посредством содержания, форм и методов. воспитательной работы. Создание условий для  формирования их социальной компетентности .             Обучение в начальных классах с самого первого дня строится на принципах  гуманизации. Еще В.П.Вахтеров говорил: « Веселое расположение духа – одно из самых  существенных условий хорошего обучения. Вот почему в школах, где учитель  поддерживает бодрое расположение духа, почти всегда дети показывают прекрасные  успехи и, наоборот, там, где царят фельдфебельские порядки, где господствует гнетущее  настроение, мертвящая дисциплина, успехи оказываются плохими и умственное развитие  детей замедляется».  Учителям начальных классов приходится начинать с нуля, когда  первого сентября на него смотрят 25 – 30 пар детских глаз, еще не объединенных в  коллектив, не знакомых друг с другом. И наряду с выполнением программного материала,  мы должны сформировать новый детский коллектив, создать все условия для  всестороннего развития ребенка. Каждый учитель добивается это своими методами, у  каждого есть свои наработки. Первое с чего начинается любовь к школе, это когда ребенок чувствует, что его там любят, уважают и ему там интересно. То есть создать такие  благоприятные психологические условия, при которых ребенок будет желать учиться и  развиваться, станет благодатным материалом для учителя. Хотелось бы рассказать об  учителях начальных классов, об их наработках по улучшению психологического климата в  классе. Первое, что присуще всем учителям – это начало урока с настроя на работу. Ни  один ученик не остается незамеченным. Это настраивает ребенка на учебу. Также  обязательны игровые моменты, которые я использую с 1по 4 класс. 4.2. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету.              На протяжении ряда лет я работаю по УМК «Школа России». Данный комплект  сориентирован на личностно­развивающее образование младших школьников, развитие у  ребенка интереса к познанию, воспитывает любовь к родному краю, к своей Родине.  Работая в школе более 20 лет могу утверждать: данный УМК формирует прочные знания,  умения и навыки учащихся. Учебник математики Моро содержит задания различных видов, хорошо иллюстрирован, интересна подборка материала повышенной трудности, дети с  удовольствием работают в тетрадях на печатной основе. Учебный материал формирует  прочные вычислительные навыки.  Тексты учебника « Русский язык в национальной школе » («Литературное чтение»)  Селиверстовой Г.М  носят познавательную, развивающую и воспитательную  направленность, прекрасно иллюстрирован, нацеливает учащихся на работу с  дополнительной справочной литературой. Техника чтения учащихся достаточно высокая.  Особенно интересен учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас»). Разнообразный материал  представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе й общественной жизни, знакомят с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать,  делать выводы. Рабочая тетрадь) позволяет закрепить полученные на уроке знания,  работать ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу.  Считаю, что УМК «Школа России» позволяет мне добиться хороших результатов, имея  высокую  воспитательную направленность  по всем предметам.   Знания, умения и навыки,  полученные в начальной школе, дают возможность для: дальнейшего успешного обучения в  среднем звене.   4.3. Отзывы коллег   по организации и проведению открытых уроков и внеклассных  мероприятий Изюминки учителя начальных классов   А.К.Монгуш: Сат А­Х.Ч –  Уделяет на уроках много внимания игровым моментам. Разговаривая с  детьми серьезным (но не строгим) голосом она как бы приближает детей к себе. Они  чувствуют себя взрослыми.  Ее уроки – это мир увлекательных заданий, интересной  информации. Тон учителя дружелюбный, детям с ней всегда хочется общаться. На уроках  царит атмосфера творчества. Монгуш С.Э. – ей присущи  внимательность к каждому ребенку на протяжении всего  урока. Детям очень нравятся увлекательные физминутки, конкурсы, проводимые учителем. Хеймер­оол Ч.А. – любовь к прикладному искусству, интересные задачки, таблицы,  опорные листы, КВН. Ее кредо: психологический «настрой» на оптимальную работу с  учащимися класса с целью достижения максимальных результатов. Стремясь дать своим  ученикам прочные знания, серьезное внимание  А.К.Монгуш  обращает на развитие у детей  памяти, активной мыслительной деятельности, речи. В ее арсенале огромное количество  опорных листов, таблиц, занимательных загадок – все это не оставляет ни одного ученика  равнодушным. 4. Монгуш Л.Ч –КВН, внекл.мероприятия. Она убеждена, что становление мыслящего  человека через самостоятельные рассуждения. Создание благоприятного микроклимата в  классном коллективе, уважение личности каждого ученика. Она всегда внимательно  выслушивает каждого ученика, приучая его тем самым уважению к собеседнику. Дети ее  класса умеют вести спокойную беседу. 5. Монгуш Б.Д – дух сотрудничества. На уроках  Айланмы Кошкар­ооловны царит дух  творчества. Достигается это, прежде всего тем, что учителю удается включить каждого  ученика в поисковую деятельность, приобщить к самостоятельному решению  познавательных задач. Любое сложное дело она может превратить в увлекательное,  захватывающее. Ее уроки – это уроки мастерства. Айланма Кошкар­ооловна   уверена, что  только сплотив коллектив, научив слышать учителя, можно добиться хороших знаний. 6.  Ондар А.М­Н – общение через интеллектуальные интересы,  дружелюбие. «Чудеса  способны творить только люди с добрыми сердцами». На ее уроках царит дух  сотрудничества, товарищества. Большое внимание учитель уделяет самостоятельной дополнительной подготовке ребят к уроку, учит работать с литературой. Дети активны,  удовлетворены результатами своего труда.  7.Ховалыг З.К – с первых дней работы с классом она прививает дух товарищества,  высокое чувство ответственности. Своим спокойным тоном, сдержанностью, Айланма  Кошкар­ооловна     приучает ребят к терпимости друг к другу, уважению. 8. Сат Т.Ш – интеллектуальный интерес. Стремясь к тому, чтобы дети могли активно и  творчески работать, она продумывает план каждого урока, старается, чтобы каждая  минута была использована целесообразно, развивает у учащихся  умение применять  полученные знания в повседневной игровой, учебной и трудовой деятельности, т.е.  способствует связи обучения с жизнью, воспитывает в процессе обучения. Очень высокий  темп урока, дети активны, любят узнавать новое. 9. Ховалыг Л.Ч – справедливость, активность, поиск нового. Айланма Кошкар­ооловна      считает, что уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения  делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах. Детей ее классов  отличает активность, самоуважение и уважение к окружающим, будь то старший или  младший по возрасту. Ответственность за порученное дело присуще к каждому ребенку. 10. Донгак  М.Д – профессионально подготовленный, вдумчивый, творчески работающий  учитель. В своей работе использует методы, которые облегчают процесс обучения, создают атмосферу живого общения, положительный эмоционально­психологический климат.   Сама ­ пример для подражания.    11.Ондар Ч.Е­ Чтобы результат работы учителя был высок, чтобы дети отвечали тем  меркам, к которым стремится учитель, нужно, чтобы дети стремились быть похожим на  него, а для этого нужно так мало и так много – любить детей. Желаю всем душевной  активности и терпимости.  Условия, обеспечивающие результат  5.Проектирование и прогнозирование образовательного процесса   5.1  Учебно­методический комплекс (УМК) и обоснование его выбора педагогом (почему  выбран данный УМК?).                         Мною  выбран  УМК «Школа России», так как он: 1) нацелен:  на решение приоритетной задачи начального общего образования –  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и  способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться»; 2) обеспечивает: практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования (в том числе универсальных учебных  действий, навыков и способов деятельности); формирование, развитие и сохранение у обучающихся интереса к учебной деятельности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения  для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала; интеллектуальное, эмоционально­ценностное, социально­личностное, познавательное,  эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности; проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в  различных видах деятельности.             Основная образовательная программа начального общего образования МОУ  «Средняя общеобразовательная школа» предусматривает:     ∙ достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;   ∙ выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через  систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной  деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей  образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического  творчества и проектно­исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических  работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной  среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий  деятельностного  типа;             Разработка образовательной программы осуществлялась  с    привлечением органов  самоуправления и родительской общественности.  Обучение в школе — одна из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей,  как в психологическом, так и физиологическом плане.     Традиционные программы учитывают возможности каждого школьника. Поэтому среди  тех, кто по ним обучался много учёных в различных областях науки, замечательных  педагогов и других знаменитых людей. Замечено, что по программе «Школа России» могут обучаться все.     С первых дней в школе перед учеником ставится целый ряд проблем, не связанных  непосредственно с его опытом, решение которых требует от него максимальной  мобилизации интеллектуальных и физических сил. В этот период ученики нуждаются в помощи не только учителя, но и родителей. Следует отметить, что преимущество  программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в  содержании, так и в требованиях программы. Важно и то, что программа «Школа России»  всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного  материала. Родителям  моего класса  был задан вопрос: «Почему вы для обучения вашего  ребёнка выбрали программу «Школа России». 100% из них ответили: «Потому, что  уверены, сможем помочь своему ребёнку учиться в школе».      Содержание образовательной функции обучения состоит из совокупности знаний,  умений и навыков, зафиксированных в учебных программах по предметам. Авторские  развивающие программы, требуют очень строго соблюдения методических рекомендаций  их создателей, тогда как программа «Школа России» предполагает творческий подход  учителя к процессу обучения. Ею предусматривается и вариативность, и использование  элементов технологий связанных с техническим и информационным прогрессами. Работая  по этой программе, учитель находится в условиях, при которых он легко может  осуществлять личностно­ориентированный подход в обучении. Кроме того, она, как ни  какая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков. Методически  данная программа хорошо укомплектована. Например, кроме учебного комплекта и  методических разработок автором курса «Окружающий мир» А.А. Плешаковым и его  коллегами созданы книги, содержащие дополнительную информацию для изучения  растительного и животного мира планеты (Атлас­определитель «От земли до неба» изд.  «Просвещение» Москва — 2006 г.).      Программа «Школа России» позволяет реализовать принцип успешного обучения, что  на сегодня является особо значимым.  Хотелось бы пожелать всем, кто создавал эту программу, тем кто трудится в издательстве  «Просвещение», учителям, работающим по программе творческих успехов. Последние годы в нашем коллективе апробированы УМК: «Классическая начальная  школа», «Школа 2000—2100», «Начальная школа XXI века», УМК «Школа России».   Педагоги Монгуш С.Э, Сат А­Х.Ч, Монгуш А.К, Хеймер­оол Ч.А  в течение 9 лет  работают по УМК «Школа России».  Педагоги высказывают мнения о выполнении линии преемственности учебного материала  при переходе из класса в класс, задания учебников и упражнения рабочих тетрадей  соответствуют психолого­педагогическим особенностям детей данного возраста,  разрывают логику, творческое нестандартное мышление.  Считаю важнейшим показателем работы учителя его результативность:  Во всех классах,где занимались учащиеся по УМК «Школа России», успеваемость 100 %,  качество от 65 до 85 %. В 5­х классах при мониторинге знаний и навыков дети показывают  привычное усвоение.  Это положительно характеризует подбор материалов УМК.   Куулар Марина Марташовна Я довольна, что мой ребенок занимается по УМК «Школа России». Яркое оформление  учебников сразу привлекает внимание детей, очень интересен учебник «Мир вокруг нас»,  особенно раздел «история нашей страны». Задания составлены так, что приучают ребенка  думать, рассуждать, делать выводы. Некоторые задания, повышенной трудности, мы  выполняем с  моим сыном Айдааном вместе.     Монгуш  Богдан Аликович ­ ученик 3 класса Я люблю уроки «Окружающего мира». Больше всего мне нравится выполнять задания в  рабочей тетради. Я с удовольствием читаю материалы о прошлом нашей Родины в учебнике «Мир вокруг  нас». Мне нравятся иллюстрации в учебнике, задания на смекалку.        5.2Обоснованность рабочей программы, соответствие с требованиями ФГОС.      Основная образовательная программа начального общего образования   разработана  в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года), с  учётом рекомендаций   Примерной основной образовательной программы начального  общего образования, особенностей образовательного учреждения,  а также социального  заказа родителей младших школьников.                 В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательная программа  МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №3»содержит следующие разделы:  пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы  начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;   учебный план на основе БУП и учебный план 3 класса на 2011­2012 уч. год программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических  технологий; программы  учебных предметов и рабочие программы для 3­го класса, построенные в  соответствии с УМК;  программа духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования;  программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.  система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы начального общего образования. Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом  содержания УМК  «Школа России» Целью реализации основной образовательной программы НОО  является: создание условий для получения качественного начального общего образования и  реализации интеллектуальных и творческих способностей каждого школьника (с учётом  разного уровня дошкольной подготовки,  формирования потребности в непрерывном  самообразовании, сохранении и укреплении здоровья, способности к социальной  адаптации; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  на основе учебных  программ по предметам  и на основе используемого УМК «Школа России» Настоящая образовательная программа ставит перед следующие задачи: ­ формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; ­ духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся; ­ укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; ­ обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности  тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, ­ одарённых детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья.               Так, УМК «Школа России» направлен на  обеспечение равных возможностей  получения качественного начального образования всеми обучаемыми с учётом разного  уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие МДОУ),  топографической принадлежности  детей (отдаленности от культурных и досуговых  центров), особенностей  физического развития.        В основе реализации программы лежит системно­деятельностный подход, который  предполагает:  ∙ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского  общества на основе принципов толерантности, уважения; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие  личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и  освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении  образовательно­воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего,  среднего (полного) общего образования; • индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с  ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,  познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны  ближайшего развития.  5.3.Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю  эксперти5.4. Участие педагога в разработке Основной образовательной программы общего  образования (начальной, основной, средней ступеней образования)  в соответствии с  новыми ФГОС, Программы развития образовательного учреждения.                В настоящее время в нашей  школе   действует   УМК «Школа России» для  1  ступени обучения  и создана творческая группа, которая принимает активное участие при  разработке  рекомендаций  данного УМК, т.е  к изучению русского языка как (неродного) в национальных школах.   Основными задачами творческой группы являются разработка рекомендаций на основе  изучения достижений науки и пробное внедрение их в практику, поиски эффективного  применения результатов научных исследований, создание передового опыта. Группа    создалась для решения актуальных педагогических проблем. Она  инициативная, т.к.  состоят из людей, стремящихся работать по – новому, где одним из таких людей  являюсь  я. Работа в творческой и проблемной группе органично связана с понятиями  “самостоятельность”, “творчество”, “вариативность”, “рефлексия”, поддержка  индивидуальности”. Процесс создания творческих и проблемных групп при организации  экспериментальной работы проходит по определённому плану. Кратко о  группе. Цель: наработка практического опыта преподавания по программам нового комплекса,  совершенствование подходов индивидуального и дифференцированного обучения,  обобщение первого опыта педагогов, работающих по УМК “Школа России”. Цель: освоение авторской концепции УМК; структура и технология урока, В группу входят педагоги из 6  ОУ города. Всего 22 педагога. Заседания педагогов  проходили в различных формах: ­беседы по трудным вопросам программы, обмен мнениями; ­выступления по заданным темам, из опыта работы; ­посещение уроков, фрагментов уроков, внеклассных мероприятий; ­выставки дидактического материала;   Педагогами намечен план работы на новый учебный год, который будет полностью  посвящён изучению вопросов преподавания математики в данном УМК. Апробация  данного УМК на уровне края продолжается в МОУ  СОШ № 1,2, 3,4  Хондергейской,Чыраа­Бажынской  и т.д. Все встречи учителей проходят в режиме мультимедиа. К изучению в течение учебного  года предложены темы: “Развитие мотивации и читательского уровня младших  школьников”; “Портфолио учителя и ученика”, “Формирование функциональной  грамотности учащихся”, “Использование диагностики и мониторинга в процессе  обучения”.        Таким образом, создавая творческую группу, мы реализуем личностно ­  деятельностный подход к обучению. Согласно данным учебной психологии и исследований учебного процесса, обучение ориентировано на участников, должно быть в значительной  мере нацелено на практику.      Особого внимания заслуживает работа творческого совета по подготовке и проведению  предметных олимпиад для учеников начальных классов. Традиционно вот уже на  протяжении 12 лет, городским  Отделом Управления  проводятся предметные олимпиады  для учащихся 4 классов. Олимпиады проходят в два тура: школьный и городской,  технология проведения олимпиады традиционна. Цель: выявление одарённых учащихся,  развитие логического мышления и творческих способностей, повышения качества  преподавания предметов математики, русского языка, окружающего мира. В состав  творческого совета по подготовке и проведению олимпиад входят учителя всех ОУ города, не зависимо от того, какую образовательную программу они реализуют. Схема подготовки  олимпиадных заданий представлена на слайде. Все три группы педагогов работают  параллельно, создавая банк заданий. Руководителями творческого совета являются  учителя ВКК, входящие в методический совет учителей начальных классов города. Данная  работа позволяет педагогам города выявить учащихся более мотивированных в учебной  деятельности.         Методистами городского  Управления Образования Дзун­Хемчикского кожууна    ведётся мониторинг олимпиадного движения в городе. В дальнейшем дети – победители  олимпиад в начальной школе заявляют о себе и в старших классах.     Сегодня с уверенностью можно сказать, что созданная в творческих группах система  повышения профессиональной компетентности и творческой активности педагогов,  позволила значительно улучшить качество образовательной деятельности. Это выражается  в мониторинге учебных достижений учащихся начальной школы города, в  профессиональном росте педагогов начальных классов имеющих первую и высшую  квалификационную категории, в том числе и победители ПНПО.   5.5. Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.    В данное время являюсь заведующей кабинета ручного труда начальной школы. Как  заведующий, считаю,  что средства обучения, используемые в школе, одно из главных и  обязательных условий качественного образования. Для эффективной работы в кабинете  целесообразно устанавливать не отдельные компьютеры или технические средства, а целые  комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и  оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для  использования учителем и которое образуют автоматизированное рабочее место учителя.  Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексы должны быть со специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.         Современными средствами обучения в кабинете являются: ­ компьютерные и предметные комплексы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика); ­ учебная техника в номенклатуре (принтер, сканер, проектор и т.д.), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники; ­ программно­методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой  учебной дисциплине; ­ сетевое и телекоммуникационное оборудование; ­ специализированная мебель для учебных кабинетов; ­ экранно­звуковые средства обучения; ­ учебные приборы и инструменты и др.           Повышение качества образования предполагает и использованием новых активных  методов обучения, таких например, как мультимедиа. Широкое применение в школах  новых технологий и использования современных технических средств обучения способно  резко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса.   5.6. Эффективность использования УМК   «Школа России»           Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на  соответствие  , получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный  перечень учебников на 2011/2012 учебный год. Главными особенностями системы «Школа России» являются: ­ приоритет духовно­нравственного развития и воспитания школьников; ­личностно ориентированный и системно­деятельностный характер обучения.      Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка  целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы  входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное  чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая  культура, художественный труд, ОБЖ, информатика и иностранные языки.  Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое  учебно­методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов,  проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц,  электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий. В обновленных программах реализован современных подход к тематическому  планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику  формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности,  которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и  предметных результатов обучения.  Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным  потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся  одной из методологических основ федерального государственного образовательного  стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой  концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной  школы.  Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место  занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных  ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что  познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через  совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в  комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас­определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».  К принципиально важным результатам образования в начальной школе   относит  формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.В этой связи  структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию  различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и  технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной  деятельности на уроках   математики по курсу М.И. Моро.  Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности,  направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее  изученного. В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного  материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных  действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их  классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению  разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с  другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.  Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура  задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения,  проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и  формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя  фишки и фигуры, а затем ис помощью схематических чертежей.   Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность,  стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной  информационно­образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание  которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы  «Школа России». Развивая систему учебников «Школа России», издательство  «Просвещение» выпускает красочные демонстрационные таблицы. Их цель — помочь детям быстрее усвоить учебный материал, а учителям облегчить  процесс объяснения. К существенным преимуществам демонстрационных таблиц  относятся: ­ авторами­составителями демонстрационных таблиц являются авторы соответствующих  УМК;  ­комплекты плакатов соответствуют конкретному учебному курсу, снабжены  методическими рекомендациями и интегрированы в методическую систему комплекса;  ­комплекты выпускаются в удобной для транспортировки и хранения индивидуальной  упаковке (боксе).  Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие  традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса  инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной  учителю. 6        Обеспечение  системно­деятельностного подхода в обучении и воспитании Системно­деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной  образовательной программы начального общего образования . Один из основателей  системно­деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев ­ определял воспитание как  преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в  реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком  ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное  сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими  значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно­нравственного развития  системно­деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть  локализовано или сведено к какому­то одному виду, но должно охватывать и пронизывать  собой все  виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных  образовательных дисциплин), учебно­трудовой, художественной, коммуникативной,  спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация  различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в  образовательном учреждении. Системно­деятельностный подход отвергает попытки  локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной  области, как­то: «Духовно­нравственная культура», «Этика», «Азбука нравственности» и  т.д. Последние необходимы как компоненты единого системно­деятельностного  пространства духовно­нравственного развития ребенка. Вторая особенность применения системно­деятельностного подхода обусловлена утратой  семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на  родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не  всегда позитивное) СМИ,  Интернет, телевидение, иные источники информации,  религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем  школьном возрасте, растущий человек, тем или иным образом, включен в различные виды  социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых  присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно­ деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных  субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы,  должна быть по возможности согласована. В федеральном государственном  образовательном стандарте начального общего образования эта идея выражена в форме  Стандарта как общественного договора, а механизмами ее реализации в Концепции  являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации.  Системно­деятельностный подход выступает методологической основой организации  уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно­методологическом плане. Это не рядоположенный вид  социально­педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически  интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший  школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных  норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно­ деятельностного подходов к организации пространства духовно­нравственного развития  младшего школьника.  Данный  подход определяет концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе  этот уклад формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную  силу способен педагог.  Мои ученики  испытывают большое доверие ко мне . Для  них мои слова ,  мои поступки,  оценки имеют нравственное значение. Именно  я должна  не только словами, но и всем  своим поведением, своей личностью формировать устойчивые представления  детей о  справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер  отношений между мной и детьми во многом определяет эффективность   воспитания и  социализации  детей. 6.1  Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.     Успешность достижения цели зависит не  только  от  того,  что  усваивается   (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или  коллективно,  в  авторитарных  или  гуманистических   условиях,   с   опорой   на   внимание, восприятие,  память или на весь  личностный  потенциал  человека,  с  помощью репродуктивных или  активных форм. Обьектом исследования  в  моей  работе  является  процесс  обучения,  а  предметом – формы его организации. Целью   моей  работы  является  выявление  таких  форм  организации процесса  обучения,  которые  обеспечивают  условие  полноценного   развития личности учащихся в  традиционных  и  инновационных  системах  обучения. Можно выдвинуть  следующую гипотезу,   если  учитель  правильно  подберёт   формы организации процесса обучения, то  данный процесс  должен  стать  интересным, полезным,  ученики  будут  активными,    способными   самостоятельно   решать поставленные перед ними  задачи,   повысится   уровень  обучения  школьников. Поэтому задачи моей работы следующие: ­необходимо   изучить   психолого­педагогические   основы     форм организации процесса  обучения; ­сравнить традиционные  формы  с инновационными; ­разработать  новые  формы   обучения,   способствующие   активной познавательной  деятельности учащихся. В процессе  обучения и его организации я вижу  чёткую  направленность на реализацию  ведущих компонентов содержания образования:  знаний,  способов деятельности (умений и навыков),  опыта  творческой  деятельности  и  опыта  эмоционально­ценностных  отношений.  Умелый  выбор  формы  процесса  обучения позволяет мне осуществить  данную направленность наиболее результативно. Одной из форм является  конечно же  урок.   6.2 Урок ­ основная форма организации процесса обучения     Именно во время  урока отражаются все  преимущества  классно­урочной  системы.   В    форме   урока   возможна эффективная  организация  не  только  учебно­ познавательной,   но  и  других развивающих видов деятельности детей .    Преимущества урока как формы организации педагогического процесса: благоприятные возможности для сочетания  фронтальной,  групповой  индивидуальной  работы;  позволяет учителю  систематически  и  последовательно излагать  материал;  управлять  развитием  познавательных   способностей;  информировать  научное  мировоззрение  учащихся;    стимулирует   другие   виды деятельности школьников, в  том  числе  внеклассную  и   домашнюю;     ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и  самими методами познавательной  деятельности;  позволяет  эффективно  решать воспитательные   задачи   через   содержание   и    методы    педагогической деятельности.   Среди общих требований,  которым должен отвечать современный  качественный урок, я    выделяю следующие   преимущества:       1. Использование новейших достижений  науки,  передовой  педагогической практики,  построение  уроков  на  основе  закономерностей   учебно­        воспитательного процесса.       2. Реализация на уроке в  оптимальном  соотношении  всех  дидактических        принципов и правил.       3.  Обеспечение  надлежащих  условий  для  продуктивной  познавательной        деятельности  учащихся  с  учётом  их  интересов,   наклонностей   и        потребностей.       4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.       5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора  на  достигнутый        уровень развития учащихся.       6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.       7.  Логичность  и  эмоциональность  всех  этапов  учебно­воспитательной        деятельности.       8. Эффективное использование педагогических средств.       9. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.      10.  Формирование  практически  необходимых  знаний,   умений,   навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.      11. Формирование умения учиться, потребности  постоянно  пополнять  объём        знаний.       12.Тщательная   диагностика,    прогнозирование,    проектирование    и     планирование каждого урока.  7.Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления  инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного  самовыражения каждого обучающегося).  Целью работы   внеучебной деятельности учащихся  в моем классе  являются: ­  способствовать личностному становлению учащегося, ­ способствовать формированию коллективно­распределенной деятельности в  разновозрастных группах, ­ способствовать развитию творческих способностей учащихся, ­ предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности, ­ проводить организационную и психолого­педагогическую подготовку учащихся.  7.1.Создание ситуации выбора ( использование форм и методов, позволяющих раскрыть  субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания,  использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по  результату, но и по процессу.         Выступала на педагогическом совете школы по теме: "Что такое компетентностное  обучение" Мы должны признать, что наше образование носит чрезмерно академический и  узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая задачи,  производят только стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную  ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не  обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д. Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном  мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в  учебной, но и иных сферах деятельности, мы должны признать, что знания, полученные в  школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего  жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций. Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о  звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о  государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не  узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает  окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик  знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как  соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”. Основой массовой школы должен стать деятельностно­компетентностный подход,  включающий развитие ключевых и предметных компетенций.  Исходя из вышесказанного, я должна способствовать решению следующих методических  задач: ­ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием  новых информационных технологий; ­ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической  мобильности обучающихся; ­ формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом  информации; ­ формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода  заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы   мною создаются комфортные условия для  развития любого ребенка. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и  как результат радость от совместной работы. 8. Наличие системы внеклассной работы по предмету  8.1. Направленность программы (плана) внеклассной работы  по предмету.           Наиболее слабым звеном в общей системе обучения русскому языку является работа  по развитию связной речи учащихся.Один из вариантов программы курса «Развиваем речь», направленного на решение данной проблемы, составлен  мною для учителей начальных  классов.   Цель занятий: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на  уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки  лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития  младших школьников.       Данные занятия   способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения  детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи  учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий  основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно­поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры­загадки, игры­задачи и так далее). Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз  в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или  внеклассные факультативные занятия. 8.2.  СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО  ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только  образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту  жительства.   Активное участие в процессах духовно­нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут  принимать традиционные российские религиозные организации. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно­нравственного  развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по  повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и  методов  педагогической работы с традиционными религиозными организациями,  учреждениями дополнительного образования. 8.3.      Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно­ нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад  семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного  уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей  необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и  социализации младших школьников. В нашем классе  накоплен позитивный опыт организации систематического повышения  педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и  классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по  месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить  с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия  семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской  Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52   Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы класса по повышению педагогической культуры родителей основана на  следующих  принципах: –          совместная педагогическая деятельность семьи и школы; –          сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием  родителей; –          педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; –          поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития  педагогической культуры каждого из родителей; –          содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; –          опора на положительный опыт семейного воспитания. Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей  и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся,  оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания  деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность  школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые  родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание  основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры  родителей должны быть согласованы с планами воспитательной  работы  школы.  Работа  с  родителями,  как  правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы  следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция,  организационно­деятельностная и психологическая игра, собрание­диспут, родительский  лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов,  семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно­ нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад  семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного  уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и  социализации младших школьников. 8.4.      Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными  организациями 8.5.  Использование возможностей культурных, научных и др. учреждений района, города и  т.д. в организации внеклассной работы. При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся  начальной школы  классный руководитель может взаимодействовать с традиционными  российскими религиозными организациями, общественными организациями гражданско­ патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско­юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, российскими религиозными  организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские  ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. Для реализации программы особую роль уделяю:  ­ взаимодействию с общественными и традиционными религиозными организациями для  создания достаточных условий духовно­нравственного развития младшего школьника, его  воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности  гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и  социализации обучающихся.  ­приглашению представителей традиционных общественных и религиозных организаций  для проведения отдельных мероприятий в рамках основных направлений воспитания и  социализации младших школьников. ­осуществлению педагогическое взаимодействие с традиционными общественными и  религиозными организациями на систематической основе. Для этого программы работы  этих организаций со школьниками должны быть согласованы с основными направлениями  школьной программы воспитания и социализации учащихся начальных классов, одобрены  педагогическим советом школы и родительским комитетом начальной школы. ­привлеканию квалифицированных представителей традиционных общественных и  религиозных организаций к разработке программы воспитания и социализации учащихся  начальной школы. 8.6.Анализ эффективности внеклассной работы  в 3 «Б» классе за  2010­2011 учебный год    Психолого­педагогическая  характеристика  3 «Б» класса на 2010­2011  учебный год       В  3 «б» классе 23 обучающихся, девочек – 11, мальчиков – 12. Дети близки по  возрасту, 1 человек 7 лет(Айрана Ондар), 21 человек по 8 лет, 1 человек 9 лет(Сат Кудер).  Приложение 1.       В прошлом учебном году в класс прибыли учащиеся из школ № 1,2. Это Амина Монгуш ,Айлана Очур­оол,Кудер Сат. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми  школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о  своих детях.        Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении  праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют,  инсценируют сказки.     В этом учебном году дети самостоятельно общим решением выбрали старосту класса.  Им стал пользующий всеобщим уважением и авторитетом Богдан Монгуш. Дети  организовали творческие группы по интересам, выбрали     командиров  для своей группы.  Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение.        Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между  собой как в школе, так и за ее пределами. Это Чодураа З, Вероника А., Айрана О.; Ловсан  О., Кудер К., Аэлита К.      Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают  тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить  и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявилась, когда класс  принимал участие в субботнике (Кудерек О., Чылгычы К.).           Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу,  творческие кружки в Доме Детского Творчества, Доме Культуры ,«РОМЦ». Приложение 2.       В общественной жизни дети активны. В обучении, при получении знаний, желании и  умении учиться, они различны. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами  желают учиться и это им нравится – 21 ребенок. Кудерек О. любит учиться, так как в  школе много друзей, но есть и такие дети, которых заставляют родители. Для повышения  интереса к обучению у этих детей (Ай­кат О., Намзырай О., Айдыс М., Сат К., Белекмаа  С.,Кудерек О., Чылгычы К ) необходимо продумать индивидуальные приемы в  воспитательно­образовательной работе. Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся 3 «б» класса очень работоспособны на уроке, темп работы выше среднего. Успеваемость в  классе – 100%, качество знаний – 60– 70%. В 2010– 2011 учебном году было 3 отличника  (Чодураа З., Кудер К., Солангы М.),   из перечисленных отличников награждены    грамотами       за отличную учебу.Легко и с удовольствием учатся:  Кудер К., Солангы  М.,Айрана О.,Аэлита К., Ловсан О.    Способны, но не уверены в себе: Малина М.,  Вероника А., Даваа Д., Айдан К. Слабо успевают:  Амина М.,Айлана О.,Сайзана С, Милана  М.           Диагностика формирования учебной деятельности показала, что она сформирована у 12 обучающихся. Четверо детей еще не могут самостоятельно организовать учебную  работу, а остальные близки к ее формированию.          Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные  Ловсан О., Даваа Д.; непоседы ., Ксения Чылгычы К; спокойны и нерешительны Вероника  А, Айдан К., Малина М.   Социальный статус семей обучающихся отражен в Приложении4. Возникают в классе и проблемные ситуации. Пропускает уроки без уважительной  причины Белекмаа С. (проблема в семье), могут подраться Кудерек О.,  Ловсан О.  Постоянно забывают записывать домашнее задание в дневник  Чылгычы К.,Намзырай  О,Кудерек О.,Ай­кат О.          Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом  возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше. 9. Профессиональный рост педагога 9.1.Темой самообразования  является «Возможности применения ИКТ в учебно­ воспитательном процессе  для реализации творческих способностей»              Одной из важнейших задач  системы образования является раннее  выявление,  обучение и воспитание  одаренных детей. Одаренностью, принято считать, проявление у  ребенка значительно более  высоких, в сравнении со сверстниками, умственных или  творческих способностей. Показателем одаренности является особая направленность  ребенка на сложную умственную деятельность и наличие  у него врожденных способностей  эффективной познавательной деятельности. В то же время, опережающее  развитие таких   детей также служит источником их проблем в обучении, развитии, общении, поведении.            Многочисленные исследования  показали, что процесс  обучения  одаренных детей  достаточно специфичен.Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в  помощи  взрослых. Они проявляют высокую самостоятельность в процессе  познания и  обучения (Дж.Фримен, Б.Циммерман, Л.Каневски и др).          Исходя из вышесказанного, я считаю, что использование информационно­ коммуникативных технологий, расширяющих возможности реализации различных способов и форм самообучения и саморазвития, будут способствовать реализации принципа  индивидуализации обучения, столь необходимого для  одаренных учащихся.       В первой ступени обучения можно успешно использовать следующие информационно­ коммуникационные технологии на уроках.   1.  Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им  пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).     Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью  учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной  информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых),  тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и  проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует  выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения  аргументировано  отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно  осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы,  межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент,  позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности. 2.        Урок проходит с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за  которыми работают учащиеся группами или по очереди). Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно­ познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы,  тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести  индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. 3.     Урок, интегрированный с информатикой (3­4 классы). Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания  кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно  оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт  использования ПК. Могут проводиться интегрированные уроки информатика – ИЗО ­ литература (например,  оформление сборника сказок).  Применение компьютерных технологий в начальной школе  помогает мне по­новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его,  сделать более интенсивным, современным. Например, для дополнительного чтения в  третьем классе я разрабатываю индивидуальные карточки, используя дополнительную  литературу, что значительно увеличило мотивацию, у детей появился читательский  интерес, выросли показатели техники чтения. Вначале урока чтения раздаю каждому  карточку, ребёнок прочитывает её вполголоса в своём темпе, затем карточка меняется.  Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся ряд  репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных  наглядных пособий.На уроке «Литературного чтения» при знакомстве с творчеством К.И.  Чуковского я использовала презентацию сказки «Мойдодыр», что помогло повысить  интерес не только к творчеству Чуковского, но вызвало интерес к его произведениям.  Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но  возможно. Мною разработаны мультимедийные презентации, которые с успехом использую  на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и  обобщения.К примеру, для повышения эффективности работы со словарными словами,   разрабатываю демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова,  словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора  и устного народного творчества. Данная работа позволяет расширить словарный запас  ребёнка, кругозор, знакомит с фольклором, носит познавательный характер, а также  повышает мотивацию.Используя программу Microsoft PowerPoint, можно показать любой  процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии. Наглядно изобразить объекты,  изучаемые на уроке; показать необходимые географические координаты на картах и  многое другое. Что способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к  изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала.  Демонстрация материала на большом экране помогает учащимся не только лучше  представить материал урока, но и понять, усвоить его. На уроках окружающего мира   использую презентации на всех этапах урока. Во­первых, стараюсь иллюстрировать  слайдами на экране материал урока, в ходе которого,  детям предстоит ответить на  вопросы. В этом случае дети дают устные ответы, и только потом  показываю правильный  ответ на экране. Для изучения нового материала,  рассказ сопровождается не только  яркими иллюстрациями, но и изображениями героев из учебника Муравьишка, Мудрая Черепаха, которые присутствуют на протяжении всего урока, дают пояснения, советы. Это  позволяет применить на  уроке игровые моменты и дать определенные установки на  восприятие новой темы. Использование ИКТ на уроках музыки позволяет мне создать наиболее комфортные  условия для активного восприятия музыки  детьми разных возрастов, облегчает работу с  наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным  процесс  проверки знаний.         Рассмотрим  основные  направления использования информационных   технологий,   в   работе  детского объединения «Компьютерная грамотность».        1.Участие в научно­практических конференциях, семинарах и т.д.         Данная технология используется для создания совместных проектов, ученических  клубов, объединений по интересам и дает возможность всем ребятам узнать много  интересного о жизни своих сверстников, с другой­ самим  представить свои творческие  работы, результаты наблюдений, исследований широкой аудитории  сверстников.    Интересным опытом использования этой технологии  стало проведение научно­ практической конференции  «Первые шаги» на муниципальном уровне. В данной   конференции принимали участие три  ученика из моего класса. Это Анай­оол Вероника с  проектом «Детская косметика», которая заняла I место, Куулар Аэлита –с проектом  «Синица» ,III место и Монгуш Богдан с работой «Ухо­орган восприятия»­IVместо. Также  на высоком уровне организована была работа  читательской  конференции, посвященной  105­летию А.Л.Барто, где  участвовали Кудер Куулар,Чодураа  Зайцева, Айрана  Ондар ,  Донгак Даваа, Ондар Ловсан, Вероника  Анай­оол, где заняли общекомандное I место в  кожууне. В НПК «Мой родной край» Зайцева Чодураа блестяще защитила свой проект на  тему   «Девять драгоценностей РТ» и заняла II место (Приложение 1,2).        Постоянное участие  в НПК, семинарах позволяет   одаренным   учащимся не только  представить свои работы на различном уровне, но и получают оценку своей деятельности.   Обмен опытом с единомышленниками дает возможность  им узнать не только интересные  факты об окружающем мире, но и приобретают опыт публичных выступлений, что  способствует  формированию информационной и коммуникативной компетенций.        2.Участие в различных образовательных Интернет­проектах,конкурсах,олимпиадах и т.д              Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы,  кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу,  как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.           Любой учебный проект имеет три аспекта:для ученика­это возможность творческой  деятельности, направленной  на решение интересной для себя или группы детей проблемы,  результаты которой можно представить  в любой  самостоятельно выраженной форме; для  учителя –это важное  дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в  ходе  познания,для родителей –это возможность совместно с ребенком открыть для него  нечто новое , сдружиться с ним в ходе  совместной деятельности.          Стараюсь вовлечь детей в систему мероприятий различной направленности,которая   позволила   моим ученикам  проявить и развивать свою одаренность. Например: 1)Международная Интернет –олимпиада Молодёжный чемпионат «Старт»  учащихся начальной школы.Из нашего класса  участвовало­10  учащихся. Хорошие  результаты показали в кожууне­Куулар Кудер, Монгуш Солангы, Куулар Аэлита(4 место).                     2) Всероссийский ученический фестиваль «Портфолио». Коллектив класса  стараются каждый учебный год оформить « Портфолио» и участвует в конкурсах «Самый  умный ученик по итогам учебного года», «Самый талантливый  ученик по итогам учебного  года». По итогам 2009­2010 , 2010­2011  учебного   года среди 1­2 классов «Самой лучшей  ученицей» стала  Зайцева Чодураа.            Ежегодно участвуем в городских, кожуунных и республиканских олимпиадах,  конкурсах, конференциях. Результаты целенаправленной работы  для выявления,  поддержки и развития детской  одаренности не пропали даром. Достижения за прошлый  год моих учащихся (Приложение 3) 3.Разработка презентаций для  представления результатов своей исследовательской и  проектной деятельности.         Этап разработки презентации является заключительным и очень важным в проектно­ исследовательской работе. В  моей  практике исследовательская и проектная деятельность  не носит массовый характер. К ней  я привлекаю наиболее увлеченных, способных,  одаренных  детей. Занимаясь, мои дети развивают самостоятельное мышление, добывают  сами  информацию, прогнозируют, интегрируют знания из разных  областей  и применяют   их на  практике, и что немаловажно для них, начинают чувствовать  уверенность в себе,  самоутверждаются  и  ощущуают радость успеха.        Форма презентации позволила достаточно эффективно представить младшему  школьнику накопленный опыт, рассказывать об итогах исследовательской или проектной  деятельности.  Они учатся использовать в своей работе универсальную программу  Мicrosoft  Office PowerPoint, позволяющую сочетать текст, с графическими  изображениями, иллюстрациями, фотографиями, звуком, видеоэффектами.           Мои ученики оформили результаты исследования с помощью рисунков,  «Генеалогического древа», выставки «Семейные реликвии» и др. На презентации   присутствуют семьи в полном составе, несколько поколений (Приложение 3) 4.Разработка презентаций для  проведения открытых уроков, классных часов и т.д.                  Презентации – наиболее распространенный вид представления  демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие  программные средства, как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Презентации –  электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя  анимацию, аудио­ и видеофрагменты, элементы интерактивности (то есть в презентации  может быть предусмотрена реакция на действие пользователя). Эти компьютерные  средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру,  причем с минимальными затратами времени на  освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и   для представления ученических проектов. Можно найти и профессионально созданные  комплексы презентаций. Я очень люблю оформлять каждую презентацию в едином стиле, использую анимацию,  так как   они отражают содержание материала, а не отвлекают от   урока.          Вместе с родителями, первыми учителями , любимыми и незабываемыми  наставниками детей, я стремлюсь найти и развивать в каждом ребенке талант, который в  него заложила природа.             Одна из  любимых форм приобщения учеников к прекрасному, развития и умения  творческих способностей ­ разработка презентаций. Например, на сегодняшний день у  каждого ребенка есть возможность  оформить  презентации, которые можно использовать  на классных часах  на очень хорошем уровне. 5.Работа в  Интернете позволяет обеспечить доступ к различным информационным  ресурсам: справочным системам, электронным библиотекам и т.д.Почти у 90% детей есть  Модемы  и они уверенно смогут найти любую информацию ,которая их интересует.                  Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет развивать творческий потенциал одарённых детей за счет индивидуализации учебного процесса, в том числе   создания индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивает  доступ к различным  информационным ресурсам. А успешность работы с одаренными детьми в начальной школе зависит во многом от того, как  организована работа  с этой  категорией  обучающихся.                Моим детям  нравится искать новые пути использования ИКТ в процессе   изучения   новых тем, защите проектов и т.д. Анализируя свою работу, я пришла к выводу,  что детям очень нравятся уроки информатики и интегрированные уроки с ней. Я думаю,  что использование ИКТ на уроках в начальной школе представляется перспективным, а  эффективность их использования достаточно высокой.      Таким образом , принципиально значимым в организации учебно­воспитательного  процесса с  младшими школьниками является использование информационно­ коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового  материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в  моем классе на уроках информатики, успешно используют на других предметах. В 2008  – 2009 учебном году  впервые  организовывали  конкурс «КИТ» (компьютеры,  информатика, технологии), в котором  учащиеся 4­х классов приняли участие и заняли  призовые места  :  Айгуль Кара­Сал (4 «А») – 1 место,  Нима Сат (4 «А») – 2 место,   Айрана Ондар (4 «А») – 3 место.   В 2008 – 2009 учебном году проводился школьный тур конкурса «Бумажная вселенная».  Несмотря на то, что участвовать в конкурсе могут учащиеся с 5 класса, ученица 4 «а»  класса  Айгуль Кара­Сал приняла участие в этом конкурсе и показала хороший результат.

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов

Целесообразность работы кружков, факультативов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018