Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение.
Оценка 4.7

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение.

Оценка 4.7
docx
03.12.2022
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение.
6.7.docx

Тема:  Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение.

Цель: объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»;

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1.     Деятельность и её основные виды.

2.     Роль мотивов в человеческой деятельности.

Тезаурус

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – это то, на что направлена деятельность.

Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.

Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека включает следующие компоненты:

1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

4. Сам процесс деятельности.

5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).

Деятельность имеет свою структуру:

·         Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;

·         Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;

·         Объект – это то, на что направлена деятельность.

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.

Условно деятельность можно разделить на 2 вида:

·         Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;

·         Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

По результатам деятельности выделяются:

·         Созидательная деятельность – приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;

·         Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.

Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.

труд

учеба

игра

Игра является основным видом деятельности дошкольников.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

·         развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);

·         коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);

·         диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.

·         Игра обладает предсказательностью; потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей);

·         самореализации (возможность показать все свои способности);

О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Различают следующие виды общения:

·         Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.

·         Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).

Функции общения:

1.     Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).

2.     Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).

3.     Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).

4.     Отождествления (противопоставления).

5.     Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).

В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.

Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

·         Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

·         Фантазия  характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

·         Интуиция  знание, условия получения которого не осознаются.

То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.

Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1.     Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.

2.     В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.

3.     Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Результат деятельности это все что сделано человеком.

Характерными чертами деятельности человека являются:

1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;

2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Домашнее задание: прочитать конспект, письменно ответить на вопрос.

Вопрос:

1.     Дайте определение понятию деятельность


 

2.    

Тема: Цели и мотивы деятельности

Тема: Цели и мотивы деятельности

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение…

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение…

Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты; 2

Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022