Цели и задачи рабочей программы по коррекции ТНР

  • Образовательные программы
  • Особые потребности
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель программы Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Основные задачи программы
Иконка файла материала программа.docx
Цели и задачи рабочей программы по коррекции ТНР Цель программы  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,   формирование   основ   базовой   культуры   личности,   всестороннее   развитие психических   и   физических   качеств   в   соответствии   с   возрастными   и   индивидуальными особенностями,   подготовка   к   жизни   в   современном   обществе,   к   обучению   в   школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.   Основные задачи программы   Осуществляя   педагогическую   деятельность   в   соответствии   с   рабочей   программой, педагог­психолог   вместе   с   педагогами   группы   решают   следующие   задачи:     1.Охрана   и укрепление   физического   и   психического   здоровья   детей;   2.Создание   благоприятных условий   развития   детей   в   соответствии   с   их   возрастными   и   индивидуальными особенностями;   3.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;  4.Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий   для   самовыражения   и   саморазвития;     5.Развитие   способностей   и   творческого потенциала каждого ребенка  как субъекта  отношений  с самим  собой,  другими  детьми, взрослыми   и   миром;   6.Психолого­педагогическая   поддержка   семьи,   повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны   и   укрепления   здоровья   детей.   Приоритетные   задачи   деятельности   педагога   – психолога в ДОУ: Организация систематической комплексной социально­педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация   безопасной   жизнедеятельности   детей,   а   также   оказание   помощи   тем,   кто находится   в   социально­опасном   положении,   имеет   трудности   в   развитии   и   обучении; Оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детских и педагогическом   коллективах,   в   семьях   воспитанников,   создание   эмоционально благоприятной   атмосферы;   Содействие   развитию   психолого­педагогической компетентности   педагогов   и   родителей,   активизация   и   усиление   педагогического потенциала   социального   окружения;   Содействие   созданию   психолого­педагогических условий и адаптивной образовательной среды для реализации программы воспитания и обучения   детей   в   дошкольном   учреждении.   1.5.Основные   принципы     и   подходы   к формированию рабочей программы: Основным подходом при создании рабочей программы учитывалась   деятельности   ребенка,   заданной   взрослым   через   систему   культурных образцов, в детскую самостоятельность, образование, в свою очередь  выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка­дошкольника.   Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются: 1. индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); 2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие   условий,   требований,   методов   возрасту   и   особенностям   развития);   3. построение   образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных   особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; 4. возможностиосвоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации; 5. специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных   методов,   методических   пособий   и   дидактических   материалов,   проведение групповых   и   индивидуальных   коррекционных   занятий   и   осуществления квалифицированной   коррекции   нарушений   их   развития.   Коррекционно­развивающая психолого­педагогическая   работа   направлена   на:   1)   преодоление   нарушений   развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;   2)   разностороннее   развитие   детей   с   ОВЗ   с   учетом   их   возрастных   и индивидуальных   особенностей   и   особых   образовательных   потребностей,   социальной адаптации   1.   6.   Особенности   развития   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи   (ТНР) Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи  Это дети с поражением центральной нервной системы   (или   проявлениями   перинатальной   энцефалопатии),   что   обусловливает   частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.   Учитывая   положение   о   тесной   связи   развития   мышления   и   речи   (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит   от   состояния   его   речи.   Системный   речевой   дефект   часто   приводит   к возникновению   вторичных   отклонений   в   умственном   развитии,   к   своеобразному формированию психики. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов   восприятия   и   в   первую   очередь   слухового,   зрительного,   пространственного. Недостаточность   базового   слухового   восприятия   влияет   на   формирование фонематического   слуха,   а   в   дальнейшем   ­   фонематического   восприятия.   Нарушения фонематического восприятия   Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности   и   недифференцированности   зрительных   представлений,   в   инертности   и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным   образом   предмета.   Изучение   особенностей   ориентировки   в   пространстве показало, что дети с недоразвитием речи  затрудняются  в основном в дифференциации понятий   «справа»   и   «слева»,   обозначающих   местонахождение   объекта.   У   них   также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий).   Особенно   стойко   пространственные   нарушения   проявляются   при   рисовании: нечеткость или плохое качество линий, изображения отличаются примитивностью, малым количеством   деталей   их   непропорциональностью.     Внимание   характеризуется недостаточной   устойчивостью,   быстрой   истощаемостью,   что   определяет   тенденцию   к снижению   темпа   деятельности   в   процессе   работы.   Ошибки   внимания   присутствуют   на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Также отмечаются сложности при распределении внимания.  Исследования мнестической функции у детей с ТНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается   от   нормы.   Однако   заметно   снижены   слуховая   память   и   продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции   (трех   ­четырехступенчатые),   опускают   некоторые   их   элементы   и   меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Выявлена неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, какпо   проявлению   речевого   расстройства,   так   и   по   особенностям   формирования познавательных процессов.