Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основные задачи программы
Цели и задачи рабочей программы по коррекции ТНР
Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основные задачи программы
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой,
педагогпсихолог вместе с педагогами группы решают следующие задачи: 1.Охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями; 3.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии воспитанников; 4.Создание атмосферы эмоционального комфорта,
условий для самовыражения и саморазвития; 5.Развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром; 6.Психологопедагогическая поддержка семьи, повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья детей. Приоритетные задачи деятельности педагога –
психолога в ДОУ: Организация систематической комплексной социальнопедагогической и
психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего
психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства,
организация безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто
находится в социальноопасном положении, имеет трудности в развитии и обучении;
Оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детских и
педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально
благоприятной атмосферы;
Содействие развитию психологопедагогической
компетентности педагогов и родителей, активизация и усиление педагогического
потенциала социального окружения; Содействие созданию психологопедагогических
условий и адаптивной образовательной среды для реализации программы воспитания и
обучения детей в дошкольном учреждении. 1.5.Основные принципы и подходы к
формированию рабочей программы: Основным подходом при создании рабочей программы
учитывалась деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных
образцов, в детскую самостоятельность, образование, в свою очередь выступает средством
не только развития, но и саморазвития ребенкадошкольника.
Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются: 1. индивидуальные потребности детей с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР); 2. возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 3.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; 4. возможностиосвоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации; 5.
специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование
специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления
квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционноразвивающая
психологопедагогическая работа направлена на: 1) преодоление нарушений развития
различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении
«Программы»; 2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной
адаптации 1. 6. Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи Это дети с поражением центральной нервной
системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое
сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической
деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.
С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере
зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к
возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному
формированию психики. У детей данной категории отмечается недостаточность различных
видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование
фонематического слуха, а в дальнейшем фонематического восприятия. Нарушения
фонематического восприятия Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в
бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и
нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со
зрительным образом предмета. Изучение особенностей ориентировки в пространстве
показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации
понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также
наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении
заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании:
нечеткость или плохое качество линий, изображения отличаются примитивностью, малым
количеством деталей их непропорциональностью.
Внимание характеризуется
недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к
снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на
протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
Также отмечаются сложности при распределении внимания. Исследования мнестической
функции у детей с ТНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не
отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность
запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные
инструкции (трех четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют
последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому
общению с целью уточнения. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории
остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Выявлена неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, какпо проявлению речевого расстройства, так и по особенностям формирования
познавательных процессов.