ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды .
Оценка 4.6

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды .

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
06.11.2021
ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ Час информации, посвящённый  Всемирному дню охраны окружающей среды .
Методическая разработка. Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. Для детей средне-старшего возраста.
Методическая разработка Час информации, посвящённый.docx

Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования-центр внешкольной работы»

ДЮК «ЗАРЯ»

https://sun9-40.userapi.com/impf/c849432/v849432784/e02e7/qfZeqmzcXok.jpg?size=873x855&quality=96&sign=e3dee1e9aace97444f579080f1bf48d1&type=album
 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Экологический  для  среднего и старшего

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ

Час информации, посвящённый

Всемирному дню охраны окружающей среды .

 

Составитель:

Педагог-организатор

Коцюба Анатолий Николаевич

г. Луганск

ДЮК «Заря

2019


Методическая разработка. Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. Для детей средне-старшего дошкольного возраста.

Аннотация

Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды проводился в рамках мероприятий, посвященных Году экологии. Мероприятие рассчитано на учащихся 7-10 классов. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время. В этом празднике дети совершали виртуальное путешествие в лес, в поле, на лесную полянку, вспомнили правила поведения в лесу, задумались о чистоте нашей Земли.

Данная методическая разработка Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. Может быть интересна, педагогам дополнительного образования, тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДО.

В реализации Час информации, принимали участие Педагог-организатор и учащиеся воспитанники ДЮК «ЗАРЯ»

Введение

Актуальность данной методической разработки.

Экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении учащихся посредством досуговой деятельности.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Цель экологического образования в дополнительном образовании – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у учащегося экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

Формирование у учащихся новых экологических стандартов позволяет педагогам дополнительного образования рассмотреть возможность внедрения экологии в процесс воспитания и обучения через интеграцию ОО, различные виды творческой деятельности, тематические воспитательные мероприятия, экологически - направленные занятия, обеспечивающие получение воспитанниками основ экологических знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды.

Основной педагогической идеей методической разработки Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды, является внедрение в процесс воспитания и развития учащихся технологий формирований экологически правильного отношения к природе, а именно:

- метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

- метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;

- чтение стихов, слушание музыки, пение.

Данные методы легли в основу Экологического Часа информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. В этом мероприятии использовались различные виды экологически ориентированной деятельности учащихся:

ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений: сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т. д.

практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы)

игровая деятельность является ведущей в подростковом возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.

художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее.

коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, подросток испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме.

При подготовке Экологического час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды, педагог-организатор использовали следующие формы работы с учащимися:

оформление выставок работ учащихся; тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;

разучивание стихотворений, развитие артистических способностей

На подростковом этапе экологического образования важно, чтобы общение подростков с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Цели и задачи методической разработки:

Цель методической разработки Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды:

-развитие творческих способностей учащихся на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира

- воспитание любви к природе через музыкальные образы, эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.

Задачи:

1. Способствовать формированию осознанно - правильного отношения к планете Земля. Приобщать к развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

2. Формировать основы экологической грамотности: представления подростков о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

3. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

4. Создать атмосферу доверия и творчества, предоставлять учащимся возможность выступать перед сверстниками и другими гостями.

5. Доставлять подросткам радость от участия в общем празднике.

Основная часть методической разработки Экологический Час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды:

Условия осуществления мероприятия.

Для эффективности организации праздники необходимо следующее оборудование:  экран, проектор, ноутбук (для показа слайдов и видеоклипа, костюмы и атрибуты

 

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ

Час информации, посвящённый

Всемирному дню охраны окружающей среды .

 

Место и время проведения: читальный зал, 4 июня 2019 года.

Участники мероприятия: воспитанники летнего лагеря ДЮК «Заря»

Оформление:

·                     заголовок мероприятия;

·                     цитата: «Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить».                                                           

                                                                                                                     Восточная мудрость

·                     фотографии и иллюстрации с изображениями лекарственных растений;

·                     букет из живых лекарственных цветов и трав;

·                     лекарственные травы в фабричной упаковке;

·                     кроссворд «Зелёная аптека»;

·                     книжная выставка «Растения-целители».

                                      

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

 

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня), которая обладает сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.

Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

 

Лес – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.

 

Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.

 


 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

4

О

О

7

 

 

 

10

 

 

 

 

В

3

Б

Р

Д

Т

 

8

9

Ч

 

 

 

 

А

М

Е

О

У

Ы

 

К

Ш

И

11

 

13

1

Л

А

Р

Ж

В

С

 

Р

И

С

Ч

12

Л

З

Е

Л

Ё

Н

А

Я

 

А

П

Т

Е

К

А

В

Р

И

З

И

Н

Ч

 

П

О

О

Р

А

Н

Е

И

Н

А

К

Ч

Е

 

И

В

Т

Н

Л

Д

Р

А

А

 

 

И

Л

 

В

Н

Е

И

И

Ы

О

Н

 

 

 

К

И

 

А

И

Л

К

Н

Ш

Б

А

 

 

 

 

С

 

 

К

 

А

А

 

О

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений, растущих у нас в Вологодской области,  мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку». Так называется аптека, в которой продаются разные лекарственные растения, травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.         Выросли на кочке

Жёлтые цветочки:

«Говорят, что нас боится

Даже хмурая волчица. (Зверобой)

Зверобой – многолетнее травянистое растение высотой 30-60 см с золотисто-жёлтыми цветками и мелкими овальными листочками. Цветёт в июне-июле. Это растение ядовито для животных, от чего и получил название «зверобой». Растёт вдоль лесных опушек, по лесным полянам, среди кустарников.

Народная медицина считает его «средством от девяноста девяти болезней». В народе говорят: «Как без муки нельзя испечь хлеба, так без зверобоя нельзя лечить многие недуги». Он обладает сильным бактерицидным действием, используется как кровоостанавливающее, противовоспалительное и ранозаживляющее средство.

Собирают зверобой во время цветения, срезая верхнюю часть стебля на 15-20 см. Сушат под крышей в хорошо проветриваемом помещении. Высушенный на зиму зверобой обычно хранят в закрытых стеклянных или металлических банках.

2.         Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят.

А кошкам подарят

Радость и веселье. (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1, 5 м. Название происходит от латинского слова «valere», что значит «быть здоровым». Русские обиходные названия валерианы – «маун», «кошачья трава», «кошачий корень» - не случайны: кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы: «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна медицине Западной Европы ещё в средние века. В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

3.        Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе.

Большое богатство витаминов, микроэлементов, органических кислот и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте. Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

4.         Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы повислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества.

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы. Берёзовые почки применяют при заболеваниях органов дыхания.

5.         Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник», «порезник», «чирьевая трава». «След белого» - так назвали подорожник североамериканские индейцы, потому что семена этого растения пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Один экземпляр подорожника даёт от 8 до 60 тысяч семян, поэтому-то он распространяется с такой быстротой!

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

6.        Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Одуванчик – многолетнее растение с розеткой прикорневых листьев и жёлтыми цветами. Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние греки, а в арабской медицине его применяли широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

7.        То розовый,

То белый огонёк,

Зелёные лапки –

Да крепкий стебелёк.

Он всем больным

Помочь готов:

От тысячи недугов –

Тысяча листов. (Тысячелистник)

Тысячелистник – многолетнее растение высотой до 0,5 м с белыми, иногда розовыми многочисленными мелкими цветочками и с многократно рассечёнными  на мелкие доли листьями. Именно отсюда и произошло его название – тысячелистник.

В медицине применяют препараты, изготовленные из тысячелистника, при различных видах кровотечений, желудочно-кишечных расстройствах. Некоторые садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовидок, так как он обладает специфическим запахом.

8.         Не змея, а кусает.

Не огонь, а жжёт.

Голыми руками её не возьмёшь,

А борщи с ней – хороши! (Крапива)

Крапива очень интересное растение. Её стебель и листья имеют жгучие волоски, острые концы которых очень хрупкие.

Поэтому издавна это растение применяют при болезнях суставов. Применяется крапива и как кровоостанавливающее средство при различных видах кровотечений. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны и служат хорошей добавкой в щи и салаты.

9.         Хоть колюч я, да пригож,

К вам в дома аптекой вхож.

Красота во мне есть,

Витаминов не съесть.

Ешь вареньем,

С чаем пей –

Никогда не болей! (Шиповник)

Недаром этот колючий кустарник, покрытый блестящими крючковато-изогнутыми парными шипами, называют шиповником: острые и прочные шипы способны причинить серьёзные неприятности всякому, кто захочет познакомиться с ним поближе.

Шиповник выращивается как лекарственное, пищевое, витаминное, медоносное и декоративное растение. В ягодах шиповника содержатся углеводы, органические кислоты, белки, витамины, минеральные вещества. Они обладают поливитаминным, противовоспалительным свойствами. Шиповник – рекордсмен по содержанию витамина С. Поэтому очень полезно его плоды употреблять в пищу, и пить напитки, настои, отвары, сироп из шиповника. Особенно в период, когда есть опасность заболеть простудными заболеваниями.

10.       Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми перистораздельными листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах, на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни. Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением.

11.       В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)

Черника – многолетний кустарник высотой до 50 см с мелкими светло-зелёными листочками и тёмно-синими ягодами, которые созревают в июле-августе.

Черника – старинное лекарственное растение. Она издавна служила домашним средством лечения желудочно-кишечных расстройств. Содержащиеся в чернике органические кислоты способствуют улучшению кишечной флоры. Отвар из ягод или сок используют для полоскания при воспалительных процессах в полости рта. Очень полезны ягоды черники для зрения, поэтому они обязательно входят в меню космонавтов. В аптеках сейчас продаются препараты для улучшения зрения, изготовленные из ягод черники.

12.       Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение, символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

13.       Вышли малыши,

Белые крепыши,

Под зелёным зонтиком

Стоят на мостике,

За ручки держаться,

Под майским солнцем нежатся. (Ландыш)

Ландыш – многолетнее растение с ползущим корневищем и мелкими белыми ароматными цветочками. Растёт в тенистых лесах.

Лекарственные свойства ландыша известны людям с древнейших времён и не утратили своего значения до настоящего времени. В медицине применяются листья и цветки ландыша. Из них изготовляют препараты для улучшения работы сердца.

 

Ребята, в нашей библиотеке есть много книг о лекарственных растениях. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения, в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения, чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

И главное, как сохранить растения, чтобы они достались не только вам, но  и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения. При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состояние плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение, поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит: “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений, то не станет на этой планете и нас, людей!!!

 


ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко Т. В. «Нам от болезней всех полезней…» / Т. В. Кравченко // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 5. – С. 73-81.
  2. Крюкова Т. Ш. Лесная аптека (Сказочная энциклопедия лекарственных растений) / Т. Ш. Крюкова. – М. : Аквилегия-М, 2006. – 64 с. : ил.
  3. Лекарственные растения Вологодской области, их использование и охрана / Под ред. Л. И. Кацук. – Вологда, 1990. – 30 с.
  4. Лекарственные растения СССР: культивируемые и дикорастущие формы : фотоальбом. – М. : Планета, 1988. – 210 с.
  5. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья : альбом / В. Ф. Сотник. – 2-е изд. – М. : Лесная промышленность, 1990. – 64 с. : ил.
  6. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382, [2] с.

 

 


 

Государственного учреждения Луганской

Государственного учреждения Луганской

Методическая разработка. Экологический

Методическая разработка. Экологический

Основной педагогической идеей методической разработки

Основной педагогической идеей методической разработки

Цели и задачи методической разработки:

Цели и задачи методической разработки:

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

П

П

А кошкам подарят Радость и веселье

А кошкам подарят Радость и веселье

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

При сборе плодов необходимо следить за состояние плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части…

При сборе плодов необходимо следить за состояние плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части…

ЛИТЕРАТУРА Кравченко Т. В. «Нам от болезней всех полезней…» /

ЛИТЕРАТУРА Кравченко Т. В. «Нам от болезней всех полезней…» /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021