Модуль 1.
Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации
ЛЕКЦИЯ
В современной педагогике понятие «образование» столь многогранно и многокомпонентно, что затрудняет формирование однозначного определения данного термина. Важно учитывать сущность образования как взаимосвязанного процесса воспитания и обучения. Дошкольное образование осуществляется в детских садах, различных учреждениях дошкольной подготовки, детских клубах и тематических кружках. Основной задачей при этом является формирование у детей общих знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения и комфортного перехода на ступень начального общего образования. Поэтому здесь остро встает вопрос не о количестве этих знаний, а о самом процессе их получения и усвоения детьми. Задача педагога в дошкольном воспитательном учреждении заключается в том, чтобы научить ребенка сосредотачивать внимание на изучаемом предмете, развить в нем наблюдательность, умение видеть логические связи между процессами, предметами и явлениями. В дошкольном возрасте рано говорить о получении систематического образования, но соблюдение принципа системности в вопросе взаимосвязи воспитания и обучения позволит ребенку оптимально подготовиться к переходу в начальную школу.
Понятие, функции и структура целостного образовательного процесса
Образовательный процесс как термин берет начало в понятийно-терминологическом поле педагогического процесса. Высокая значимость образовательного процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека и становления его как личности. Исследованием этого вопроса занимается большое количество педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана, Б. Т. Лихачев, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.
Педагогический процесс ― одна из главных категорий педагогики, имеет множество определений. По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых».
Б.Т. Лихачев считает, что педагогический процесс – это «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя».
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».
Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».
Таким образом, педагогический процесс ― одна из главных категорий педагогики, которая имеет множество определений. Педагогический процесс выполняет функции:
- функция социальной адаптации – приспособление детей к условиям жизни в обществе;
- ценностно-ориентационная функция – помощь в выработке первоначальных установок и ориентиров в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми;
- развивающая функция – совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности;
- просветительская (информационная) функция – усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношении людей, общественном социуме; усвоение способов деятельности.
Таким образом, главное свойство педагогического процесса как динамической системы – это его способность к выполнению социально обусловленных функций. При этом движущими силами педагогического процесса являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями. Поэтому он может рассматриваться как специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Это возможно при условии развития данного процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Поэтому он представляет собой единство процесса обучения и воспитания (в узком смысле) и процесса развития воспитуемых (в широком смысле).
Содержание образовательного процесса включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей.
В качестве основы в рамках образовательного процесса выступает интеграция образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития: здоровье, труд, безопасность, физическая культура, социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
При этом в их содержание должны входить следующие компоненты:
– информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком, становится знанием;
– способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (двигательной, игровой, речевой и познавательной и др.);
– способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;
– набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, аккуратность и умение следить за своим внешним видом и т.п.).
Содержание образовательного процесса с технологической точки зрения может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. При этом очень важно, чтобы организация жизни и деятельности детей осуществлялась с точки зрения обеспечения их комфортности и учитывала их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в движении, проявлении активности, переживании и познании, в творчестве.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Н. Л. Короткова обращает внимание педагогов на то, что блок самостоятельной деятельности детей должен наполняться образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования и др.), обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей каждому ребенку включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.
Результаты совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых отражаются в ходе промежуточного (по итогам освоения образовательных областей) и итогового (по степени сформированности социального портрета ребенка каждого возраста и выпускника ДОУ) мониторинга. Он выступает как технология управления качеством образовательного процесса и оценка его соответствия запросам родителей и социальному заказу общества.
Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе развития детей и организации педагогического процесса включает в себя три этапа (И.П. Подласый):
1) подготовительный – определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания;
2) основной – в соответствии с намеченным планом осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения;
3) заключительный – анализ результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
Значимую роль в эффективности педагогического процесса играет системность и целостность. Признаками, характеризующими целостность педагогического процесса, являются:
- целостный подход к изучению педагогических явлений и процессов,
- взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств педагогической работы.
Особенности педагогического процесса не ограничиваются возможностями интеграции воспитания и обучения и их взаимовлиянием друг на друга. Внутри него как системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению перспектив и т.д. Это находит отражение в адаптации педагогического процесса к современным требованиям. В частности, сейчас он воспринимается как образовательный процесс, выполняющий следующие функции:
– строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;
– обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
– обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей.
Движущей силой образовательного процесса считается противоречие между требованиями к человеку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем личностного развития. Так, стимулом к развитию ребенка в процессе воспитания могут служить только те требования, которые соответствуют возрастным особенностям и не выходят за пределы зоны актуального и ближайшего развития. Как только происходит разрушение привычной социальной ситуации развития и возникновение другой, связанной с новой системой требований и ситуациями воспитательного взаимодействия, так наступает кризис развития личности, требующий ее перехода на новый виток развития. Особенно явно это видно по реакции ребенка на воспитательные воздействия взрослого, по изменению его отклика на педагогическое влияние родителей и воспитателей. Также необходимо помнить, что с течением времени нарастает психологическая сопротивляемость внешнему воздействию, поэтому внутренние и внешние противоречия легче решаются не только на более ранних этапах возникновения проблемы, но и в более раннем возрасте. Кроме того, система внешних – воспитывающих и обучающих – влияний и воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов должна быть согласована.
Цикл педагогической деятельности в образовательном процессе, состоит из следующих этапов:
– диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания и обучения;
– проектирование, планирование воспитательной и дидактической деятельности;
– организация педагогического взаимодействия;
– проверка, оценка результатов.
Как у целостности у образовательного процесса есть ряд характеристик:
1. Цикличность и повторяемость. Взаимосвязь и последовательность этапов образовательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости педагогической деятельности: диагностика – проектирование – реализация – диагностика на новом уровне взаимодействия детей, педагогов и родителей.
2. Статичность. Это означает, что на основе отдельных воспитывающих и обучающих ситуаций выявление существенных сторон образовательного процесса невозможно: необходима достаточно представительная выборка.
3. Дискретность или стадийность. Стадия понимается как определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности. В этом отношении образовательный процесс независимо от того, как его характеризовали на протяжении многовековой истории, развивался и усложнялся по мере развития и совершенствования общественных отношений. Поэтому каждая стадия или состояние образовательного процесса является его качественной определенностью на данном этапе исторического развития. Смена одной стадии другой сопровождается изменением качественного состояния системы образования, ее структуры. Кризис является формой перехода от одного целостного состояния к другому, что влечет за собой либо прогресс, либо регресс.
4. Нелинейность. В категориях «кризис» и «скачок» раскрывается такая характеристика целостного образовательного процесса, как нелинейность. Ведь кризис – это не только острое затруднение, но и резкий перелом в какой-либо образовательной системе, что, например, может быть связано с политикой государства или его идейной направленностью. В образовательной сфере это обусловлено принятием федеральных и региональных программ модернизации и развития системы образования. При этом понятие скачка раскрывает механизм движения образовательного процесса как перехода количественных изменений в качественные. Такой переход можно наблюдать при появлении новых технологий воспитания и обучения, характеризующих специфику процесса образования в рамках развития новых форм образования.
Любая смена периодов относительной стабильности (функционирования, накопления количественных изменений) хотя и характеризуется кризисами, приводит в конечном итоге к переходу образовательного процесса из одного качества в другое. Так, некогда сложившаяся централизованная система обучения и воспитания дошкольников перешла в новую фазу развития вариативного образования, открывшего путь к разным программам воспитания и обучения дошкольника. Поэтому при анализе видоизменений данного процесса можно говорить не только о смене одной целостности другой, более совершенной, но и о стадиях становления целостности.
Принципы организации современного образовательного процесса
1) Развивающее обучение должно ориентироваться на потенциальные возможности ребенка: развивающее обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (А. С. Выготский), которую он как бы проходит вместе со взрослым, роль которого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания.
2) Реализация деятельностного подхода: развитие самой деятельности, ее основных компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, контроль) способствует развитию ее субъекта – ребенка.
3) Системный подход к организации содержания: предполагает реализацию важного дидактического принципа «от общего к частному»; его специфика для дошкольного возраста заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чет познаются разные их свойства, взаимозависимости.
4) Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания: с одной стороны, интеграция не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей.
5) Создание проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка: создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска, - в результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления.
6) Создание условий для практического экспериментирования: самостоятельного, вне предъявления взрослым какой-либо задачи и диктуемого условиями задачи, заданной педагогом.
7) Продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми: создает оптимальные условия для формирования детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным (в случае необходимости) в помощи товарищей и взрослого.
8) Учет индивидуальных особенностей: личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), разницы в возможностях и темпе выполнения задания и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка.
9) Учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения: одни дети лучше усваивают с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие – на слуховое (аудиальное), а третьи – на двигательное и тактильное (кинестетическое); очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения.
10) Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания: реализуется в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании карнавальных костюмов и т.д.).
11) Развитие знаково-символической деятельности и овладение соответствующей функцией сознания: наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости (приспособление животных к внешней среде, например смена окраски, изменение двигательных реакций – замирает, складывает крылышки и т.п.) и отношения, например математические (часть – целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий (часть – целое, причинность и др.), становлению логического мышления.
12) Учет гендерной специфики: девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы, в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики – на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики – более выносливы и др.
Целостность образовательного процесса является динамической, изменчивой характеристикой, которая формируется постепенно. В целостности отражается своеобразие образовательного процесса как системы, присущие ей как общие, так и специфические закономерности развития и функционирования.
Субъекты педагогического взаимодействия в условиях образовательного процесса ДОУ
Сущность целостного педагогического процесса заключается во взаимодействии воспитателя и ребенка, в результате которого происходит обогащение личного опыта каждого участника. На личность ребенка формирующее воздействие оказывает позиция взрослого по отношению к миру, как складываются его взаимоотношения с природой, искусством, другими людьми.
Субъект образовательного процесса – носитель активности, индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. При этом существует два подхода к рассмотрению субъектного подхода по отношению к участникам образовательного процесса.
Первый подход рассматривает субъекта как носителя регулирующего (управляющего) воздействия, направленного на объект. С этой точки зрения непосредственным объектом для деятельности субъектов образовательного процесса являются отношения, которые складываются по поводу физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательно-речевого развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Данные отношения с точки зрения их организационно-правового статуса рассматривают следующих субъектов образовательного процесса:
1. Семья ребенка (родители, законные представители) – это особый, ключевой субъект дошкольного воспитания и образования. Именно на семью государством возлагается обязанность воспитать ребенка, дать ему образование.
Статья 38 Конституции Российской Федерации гласит: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Конституционный принцип получает развитие в семейном законодательстве, где конкретизируются права, свободы и обязанности родителей. В статье 63 Семейного кодекса РФ сказано: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право па воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Глава 4 статья 44 «Закона об образовании» гласит: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
2. Ребенок также является субъектом образовательного процесса, обладает всем спектром прав человека и гражданина. К нормативно-правовым документам, защищающим его права и достоинства, относятся следующие: Декларация прав ребенка ООН, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других документов.
Основное место среди них занимает Конвенция о правах ребенка, которая направлена на обеспечение признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.
В силу малолетнего возраста ребенок хотя и является субъектом воспитания и обучения, но он не обладает достаточной дееспособностью для самостоятельной реализации своих прав и возложения на него каких-либо правовых обязанностей. Свои права перед третьими лицами осуществляет посредством семьи (законных представителей). В силу договора между семьей и образовательным учреждением, где ребенок воспитывается и обучается, учреждению делегируется право представлять интересы ребенка во время осуществления педагогической деятельности и обязанность защищать права ребенка.
3. Дошкольное образовательное учреждение – специфический (необязательный) субъект дошкольного воспитания и образования. Правами и обязанностями по регулированию воспитательного и образовательного процесса оно наделяется в силу юридического факта – заключения договора с родителями ребенка.
Пункт 6 статьи 28 «Закона об образовании» гласит: образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Также образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Педагог дошкольного учреждения – субъект дошкольного воспитания и образования. Правами и обязанностями по регулированию воспитательного и образовательного процесса он наделяется в силу юридического факта: заключения трудового договора с дошкольным учреждением. Это означает, что педагог, осуществляя образовательный процесс, представляет образовательное учреждение и наделяется рядом прав и обязанностей законного представителя ребенка в силу закона, договоров, устава, учебного плана, расписания занятий и иных нормативных актов и договоров.
При этом педагог выступает как организатор образовательного процесса и педагогического взаимодействия. Последнее, отражая специфику взаимодействия субъектов педагогического общения, имеет две стороны, два взаимобусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые) и т.п.
Столь же разнообразны ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность.
Единство ответных реакций воспитанников и педагогических воздействий обеспечивается благодаря следующим процессам:
1) освоения и конструирования содержания образования и материальной базы и деятельности педагога;
2) делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
3) взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
4) освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
При этом педагог реализует следующие свои права:
– на моральное и материальное стимулирование труда; свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, материалов, учебников в соответствии с программой;
– повышение квалификации, реализацию своего творческого потенциала в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
– участие в управлении дошкольных образовательных учреждений, обжалование приказов и распоряжений администрации;
– защиту своей профессиональной чести и достоинства;
– пользование информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения.
5. Дошкольная группа (группа сверстников) – это ещё один субъект образовательного процесса, непосредственно связанный с деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Поэтому именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития в коллективе сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Организация детского коллектива возможна при следующих условиях:
– дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
– значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
– равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка;
– непрерывность и усложнение совместной деятельности;
– учет интересов и позиции другого человека.
По определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Ключевым аспектом в процессе развития дошкольного образовательного процесса выступает взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель». Сущность направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов раскрывается следующей взаимосвязанной последовательностью: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности. Согласно данной схеме формируется целостная система образовательного процесса.
Второй подход к рассмотрению субъектов образовательного процесса предполагает расценивать участников как субъектов деятельности и отношений. С этой точки зрения субъект деятельности – это человек, активно проявляющий себя в разных видах деятельности (познание, общение, игра, труд и прочее) и способный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте.
При этом в структуре образовательного процесса различают следующие этапы:
1. Мотивационно-потребностный. Данный этап специфичен тем, что дети плохо осознают и дифференцируют мотивы своей деятельности. На уровне делового взаимодействия мотивы ребенка характеризуются его стремлением делать как взрослый, в личностном взаимодействии мотив выражается в желании быть как взрослы й. Деятельностные мотивы при этом часто смещаются на цель деятельности, то есть ребенок не понимает, почему он что-либо делает, но при этом осознает зачем.
2. Ориентировочный этап и этап планирования деятельности. Он опирается на механизмы эмоционального опережения результатов деятельности, при этом у детей младшего дошкольного возраста действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут самостоятельно формулировать и удерживать цель до получения результата, но в привычных ситуациях. Необходимо участие взрослого, поэтапная постановка целей, осознание ребенком этих целей. Так, дошкольники планируют только исполнительный процесс, забывая об организации деятельности. Не планируют контроль и оценку деятельности. Во многом это обусловлено тем, что словесное планирование у детей отстает от практического действия.
3. Операционально-технический этап своеобразен тем, что все операциональные умения и навыки первоначально усваиваются ребенком во взаимодействии со взрослым: сначала по подражанию и образцу, потом – по памяти и аналогии. При этом происходит накладка действий, связанных с ведущей деятельностью ребенка (предметной или игровой), на действия в рамках той деятельности, которую он осуществляет. Например, игровые действия включаются в процесс труда и рисования детей. Особую сложность для детей представляет выстраивание последовательности действий в определенную систему, в алгоритм деятельности. Поэтому здесь необходима обучающая помощь взрослого.
С точки зрения формы организации ориентировочного и операционального этапа детской деятельности со стороны воспитателя выделяются:
- действия по подражанию, при этом основная форма организации обучающей деятельности взрослого и воспринимающей деятельности ребенка раннего дошкольного возраста направлена на то, чтобы все действия воспитателя воспроизводились на глазах у детей, а дети их повторяли;
- действия и деятельность по образцу, при этом форма организации совместной деятельности представляет собой действия детей раннего и младшего дошкольного возраста, ориентированные на образец взрослого;
- действия и деятельность по замыслу, при этом форма организации индивидуальной и совместной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста ориентирована на развитие самостоятельности и творческой активности ребенка;
- действия и деятельность по условиям, при этом форма организации индивидуальной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста направлена на решение конструктивных или изобразительных задач, включающих определенные условия или требующих видоизменения готового образца или создания нового образца постройки или изображения.
4. Контрольный этап. У детей младшего дошкольного возраста заключительный этап специфичен тем, что дети не могут самостоятельно увидеть результат. Для них важен не материальный, а моральный результат деятельности, выраженный в положительной оценке взрослого. Для старших дошкольников интересен результат до начала деятельности. Они могут совершать корректирующие действия, направленные на исправление или предупреждение ошибок, связанных со снижением качества материального результата. С другой стороны, для них важен и материальный результат, и оценка взрослого, и мнение сверстников. У них появляется гордость, удовлетворение от достигнутого результата деятельности. При этом, как писал Л. С. Выготский, сначала дети учатся замечать чужие результаты, сравнивать их со своими результатами, а затем переходят к самооценке собственной деятельности.
Активность ребенка как субъекта деятельности является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный ребенку как субъекту в разных формах его деятельности. Если рассматривать в качестве такого фрагмента реальности педагогические отношения, т.е. отношения, возникающие между взрослым и ребенком в процессе развития, воспитания и обучения, то необходимо понимать, что субъектами таких отношений в первую очередь являются дети и родители.
Таким образом, на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности ребенка. Внутри широкого спектра развивающих воздействий и взаимодействий выделяются воспитательные акты, соответствующие требованию «стать реальным условием надлежащей человеческой жизни других людей». Воспитатель как профессионал выступает при этом экспертом, консультантом, партнером педагогических взаимоотношений между ребенком и его родителями.
Модели организации целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях
В основе моделирования образовательного процесса лежат основные парадигмальные модели образования, сравнительную характеристику которых осуществил В.Я. Пилиповский. Он выделил три основных модели организации образовательного процесса:
1. Традиционалистская. В основе лежит идея сберегающей, консервативной (в положительном смысле) роли образования, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия, способствующего как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка.
2. Рационалистическая. В центре внимания педагога не содержание, а эффективные способы усвоения молодым поколением различных видов знаний. Его цель сформировать у подрастающего поколения адаптивный поведенческий репертуар, соответствующий социальным нормам и требованиям общества
3. Гуманистическая. В центре внимания – ребенок как субъект жизни и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Парадигма ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Это направление провозглашает ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека.
С учетом данных моделей, для описания образовательного процесса Н.Л. Короткова и Н.Я. Михайленко предлагают принять следующие измерения:
– функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу;
– организация содержаний образования;
– структура предметной среды.
На основе данных измерений выделяют четыре модели организации образовательного процесса:
1. Учебная модель.
Все образовательные содержания организованы в форме разграниченных друг от друга блоков и обладающих собственной логикой построения учебных предметов, по сферам познания и по видам деятельности, каждый из которых развертывается через жесткую последовательность учебных задач (строгое движение от простого к сложному). Образовательный процесс строится в школьно-урочной форме. Предметная среда приобретает вид учебных пособий. Роль воспитателя строго регламентаторская, учительская. Цель взрослого заключается в том, чтобы удержать активность ребенка в рамках учебного предмета. Инициатива и направление деятельности детей всецело принадлежат взрослому. Все незапланированные проявления детской активности воспринимаются как помеха образовательному процессу. Достоинства данной модели заключаются в систематичности образования и наличии у педагога генеральной линии и конкретного плана работы. К недостаткам можно отнести стремление педагогов избежать появления свободного от занятий времени, которое приводит к наращиванию учебных занятий по количеству и видам.
2. Предметно-средовая модель.
Образовательные содержания не вносятся воспитателем, а непосредственно проецируются на предметную среду, окружающую ребенка. Предполагается, что ребенок, свободно действуя в специально созданном предметной среде, самостоятельно находит в ней образовательные содержания. Предметная среда складывается из специально созданных материалов, которые сами направляют активность ребенка в определенное русло, провоцируют пробы и фиксируют ошибки. Предметная среда включает материалы, необходимые для свободной детской деятельности, и разделяется на зоны по ее видам (сюжетная игра, рисование, конструирование и т.д.). Предметный материал наталкивает ребёнка на новые формы активности и стимулирует рождение новых замыслов, упражнение в тех или иных умениях. Функции взрослого минимизируются. Взрослый помогает ребенку в выборе материала и демонстрирует образцы действий с ним, если это необходимо. Функция взрослого – помощь ребенку в реализации его замыслов, подсказанных предметным материалом, дополнение и изменение предметной среды в соответствии с возникшими у детей интересами. Активность детей не ограничена, т.е. они свободны в выборе деятельности. Ребенок сам проектирует свой образовательный процесс, выбирая тот или иной материал, переходя к новому. Выбор детей достаточно свободен, т.е. они могут переключаться с одного пособия на другое. Достоинства данной модели заключаются в том, что инициатива в выборе тем и реализующих ее активностей принадлежит ребенку, предметная среда приближена к традиционным видам детской деятельности. Недостатки при этом проявляются в отсутствии систематичности и конкретного плана работы. Поскольку дидактический материал ограничен, ребенок вынужден многократно упражняться в нем, отрабатывая те или иные функции и умения.
3. Комплексно-тематическая модель.
Тема как специально выделенное педагогом и предложенное вниманию детей то или иное явление жизни проецируется на разные виды активности, давая детям удовлетворить их разные интересы, богатство ассоциативных связей, возможность ее проживания в комплексе разных деятельностей. Воспитатель может занимать позицию учителя, вводя детей в тематические содержания, раскрывая какие-то представления, в другие моменты – проживает тему с детьми как партнер. Включение педагогом новых тем зависит от направлений предпочитаемой активности детей, предоставлением им выбора способов реализации темы в разных видах деятельности. Данная модель обращена к детской активности и создает содержательно-смысловое поле, которое позволяет избежать резкого разделения времени на учебное и время присмотра. Однако при этом вновь выявляется недостаток в отсутствии систематичности развития и образования.
4. Комбинированная модель.
Включает в себя три блока:
- принципы учебной модели (организация по учебным предметам), когда взрослый занимает учительскую позицию с регламентаторскими функциями, инициативой в предъявлении учебных задач, контролем за направлением детской деятельности;
- принципы предметно-средовой модели (организация среды по традиционным видам детской деятельности), когда взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, при этом одновременно он является потенциальным партнером детей, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов;
- принципы комплексно-тематической модели, когда взрослый – партнер детей, участвующий в совместной деятельности, но партнер-инициатор, при этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее, своим примером и участием демонстрируя образцы ее организации, в то же время поощряет и учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности.
Достоинство комбинированной модели заключено в разнообразии форм взаимодействия взрослого с детьми и форм организации содержаний образования, что создает большие возможности для обогащения развития детей.
Вышеперечисленные модели характеризуют в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду. При этом он нуждается в педагогической поддержке и сопровождении. Такая поддержка и сопровождение закреплены в федеральных государственных требованиях к содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования как один из признаков современной модели образовательного процесса. Следуя логике развития данной модели, педагогическую поддержку можно рассматривать как педагогическое сопровождение:
1) непосредственных воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
2) организации педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой;
3) создания педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Это позволяет сочетать базовое направление содержания образования и приоритетные направления работы детских садов разных видов, обеспечивая сбалансированность всех компонентов образовательного процесса и качество дошкольного образования.
Список использованных источников:
1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Т. М. Бабунова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Баранова, Э. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте / Э. Баранова // Детский сад от А до Я. – 2009.
3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. — СПб., 2007.
2. Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. - М., 2006.
4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М. : Юрайт, 2012.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
7. Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и обучения на Западе // Педагогика. – 1993. – №2. – С. 107-110.
8. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативнаяпарадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. – 1992. –№9-10.– С.106-113.
9. Пилиповсский В.Я. Поиски новой модели школьного образования // Педагогика. – 1996. – №3. – С. 102-106.
10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999.
11. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
12. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие / А. Н. Троян. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
16. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.