Церковь духовных христиан- молокан
Оценка 5

Церковь духовных христиан- молокан

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
религиоведение +1
Взрослым
12.02.2017
Церковь духовных христиан- молокан
Сейчас, когда в обществе царит не свобода совести, а свобода от стыда и совести, очень важна реальная программа противостояния духовной агрессии. Нам нужна решимость общества и государства в решении вопроса нравственности на нравственных путях. И когда наше государство старается не замечать той пропасти, над которой оказалось наше общество, общество само ищет пути своего спасения. Для многих наших граждан религия является тем путем, который приведет к духовному возрождению. Религии (хотя им неоднократно предрекали близкую смерть) и сегодня остались существенным фактором окружающей жизни. В современной России это приняло характер прямо-таки религиозного возрождения, сменившего многие десятилетия безбожия. Это объясняется тем, что трагическая история нашей страны, приведшая к разрушению традиций и национально-религиозных устоев, создала уникальную ситуацию, когда большинство наших соотечественников как бы «заново самоопределяются» в мире, выбирают себе веру (необязательно религиозную), способ жить. В других обществах, как правило, религиозные устои впитываются с детства через школу, окружение, семейное воспитание. В данной работе я попытаюсь выяснить, какую роль играет религия в воспитании детей в старообрядческой молоканской семье.АВТОР РАБОТЫ: ХОХЛОВА ВАЛЕНТИНА УЧЕНИЦА 8 КЛАССА МКОУ «СОШ №7» с. КАМЕННАЯ БАЛКА. РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ МОРОЗОВА АЛЛА ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «СОШ№7» с. КАМЕННАЯ БАЛКА БЛАГОДАРНЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ. [email protected] 89624495157 2016г. Введение. Каждого человека, которому небезразлична нравственность детей, не может не волновать, с какой легкостью наше общество в последние годы отказалось от главной своей задачи-воспитания. Мы растерялись под шквалом сомнительных новшеств, обрушившихся на нас, растерялись перед пропагандой зла, захлестнувшие детские души. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели в прежние времена, - писал С.Роуз, в России или в Америке, или любой западноевропейской стране,- не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Сами понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни-все резко изменилось, стало с ног на голову. Нашу сегодняшнюю жизнь можно охарактеризовать как испорченную, ненормальную». Отсюда очевидна необходимость усиления духовно-нравственного воспитания детей. Именно здесь мир наносит в первую очередь удары, воспитывая детей по своему образу. «Но не только дети, - писал С.Роуз, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах». Сейчас, когда в обществе царит не свобода совести, а свобода от стыда и совести, очень важна реальная программа противостояния духовной агрессии. Нам нужна решимость общества и государства в решении вопроса нравственности на нравственных путях. И когда наше государство старается не замечать той пропасти, над которой оказалось наше общество, общество само ищет пути своего спасения. Для многих наших граждан религия является тем путем, который приведет к духовному возрождению. Религии (хотя им неоднократно предрекали близкую смерть) и сегодня остались существенным фактором окружающей жизни. В современной России это приняло характер прямо-таки религиозного возрождения, сменившего многие десятилетия безбожия. Это объясняется тем, что трагическая история нашей страны, приведшая к разрушению традиций и национально-религиозных устоев, создала уникальную ситуацию, когда большинство наших соотечественников как бы «заново самоопределяются» в мире, выбирают себе веру (необязательно религиозную), способ жить. В других обществах, как правило, религиозные устои впитываются с детства через школу, окружение, семейное воспитание. В данной работе я попытаюсь выяснить, какую роль играет религия в воспитании детей в старообрядческой молоканской семье. I Раскол и старообрядчество. Единство духовной и светской власти, свойственное первой половине XVII века, было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645-1677) отмечено бурными общественными потрясениями, бунтами. Раскол церкви, произошедший в это время, до глубины потряс русское общество и имел далеко идущие последствия для отечественной истории. Все намечавшиеся реформы касались того, что за долгие годы существования православия на Руси накопилось множество разночтений и расхождений в обрядах, книгах и богослужении по сравнению с греческими образцами. В первую очередь необходимо было исправить богослужебные книги по греческим оригиналам. Никон стал патриархом, потребовав согласия переустройства церкви. Но одновременно у Никона имелась ещё одна очень важная идея: церковная власть должна быть , как и в прошлом, выше светской. Когда на Вербное воскресенье в Москве устраивалось при народе торжественное «шествие на осляти», патриарх въезжал в Кремль на осле ( как когда-то въезжал в Иерусалим Иисус Христос), а осла вел под уздцы сам российский царь! Но и сам царь Алексей желал сильной и единоличной власти. Как говорили современники, «два солнца» не могли долго светить на одном небосклоне. Реформы начались и шли очень успешно. Книги активно переправлялись, вместо написания «Исус» стали писать «Иисус», вместо крестного знамения двумя перстами (символ Христа-богочеловека) стали креститься тремя (символ Святой Троицы), признали четырехконечный крест наряду с восьмиконечным (староверы признают только восьмиконечный). Были и другие нововведения: крестный ход вокруг храма стал совершаться в другую сторону, литургия теперь совершалась над шестью просфорами вместо семи, «Аллилуйя» стало повторяться три раза вместо двух, вместо земных поклонов стали совершать поясные и т.д.* Все эти различия превратились в конечном итоге в отличительные черты между православными церквями «нового» и «старого» обряда. Большие изменения произошли в церковном искусстве: иконописи, музыке, архитектуре. Никон запретил, например, строить на Руси шатровые храмы как неканонические. Все эти новшества были приняты не сразу. Они вызвали бурный протест множества православных христиан, священников. Во главе сопротивления стояли такие мощные и колоритные фигуры, как знаменитый протопоп (старое название церковной должности протоирея) Аввакум. Ревнителей старой веры осуждали и ссылали. Спасаясь от преследований, они бежали в глухие уголки России- на Север, в Поволжье, в Сибирь. Многие в знак протеста совершали самосожжения. Сгорел заживо в Пустозерске и мятежный Аввакум, оставив после себя великолепные литературные произведения. Старообрядцев (или староверов), как их стали называть, поддерживали в среде стрельцов, старого родовитого боярства. Можно вспомнить картину И.Сурикова «Боярыня Морозова». Это трагическое полотно необыкновенно ярко и выразительно отражает суть происходивших на Руси событий, итогом которых является утверждение православия нового обряда и появление старообрядческой церкви, державшейся за старину.С этого времени в России стала существовать отдельная православная старообрядческая церковь. Старообрядцы подвергались гонениям в течение всей российской истории. Православная церковь предала их анафеме, которая была снята только в 1971 гг. II Община Церкви Духовных христиан-молокан Государственной политикой было очищение Центральной Части от опасных и быстро распространяющихся ересей: молокан (как и духоборцев, хлыстов и др.) высылали на поселение на Дальний Восток, на Украину, в Закавказье и Среднюю Азию. Именно так попали молокане в Карскую область. И для них, пожалуй, был совершенно обыденным вид горы Арарат с той стороны. Карта региона на 1914 год. Ныне этот город принадлежит Турции Город Карс-столица одноименной провинции. Поскольку в XVIII и XIX вв. слово "православные" воспринималось как синоним слова "русские", духоборцы и молокане, разорвавшие с Православной Церковью, осознавали себя не русскими, а "особыми народами Божиими". Молокане в каком-то смысле протестанты, потому что отрицают Православие. В каком-то смысле близки пресвитерианской церкви, потому что у них нет "служителей культа", только выборные старшины. Спасаясь от преследований, староверы продолжали свой путь на юг и на восток. Русские общины старообрядцев оказались в Турции, в Китае, на Аляске, на Тихоокеанском побережье США (вплоть до Калифорнии). Они по сей день говорят на русском языке, носят традиционную одежду, живя далеко за границей России. Молоканская община в Турции В нашей стране также сохранилось немало старообрядческих общин. Они живут весьма изолированной жизнью, оставаясь верными старине, древней культуре, обычаям и бытовым устоям. Старообрядцы не составляют единой церковной организации. Они делятся на два толка (направления)- поповцев и беспоповцев. Поповцы признают священство и все обряды, которые с ним связаны. В 18 в. в России возникло течение духовных христиан, близких во многом к старообрядцам- беспоповцам. Самое заметное течение этого направления - молокане. Название «молокане» объясняется по-разному. Некоторые связывают название "молокане" рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие - с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи - с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии. Есть другие версии названия. Сами же молокане связывают его с текстом Священного Писания: "Как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" Связали не безосновательно, так как любовь к "словесному молоку" - Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра "возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ". Молокане признают Библию. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатологии (с греческого учение о конечной точке) – ожидание скорого второго пришествия Христа и установления царства Божьего на земле. Молокане отрицают церковную иерархию, монашество и почитание икон. Единственным руководством в жизни признается Библия, которая ассоциируется с материнским молоком. Молокане, так же как и западноевропейские протестанты, исповедуют "этику добрых дел". Горячо поощряется получение образования, занятия спортом и забота о здоровье. Принуждение посещать богослужения (во время которых читается Библия и поются псалмы) порицается, не запрещен и переход в другую церковь. Предосудительны пьянство и курение, недопустимы разводы. Слухи о том, что наименование "молокане" связано с воздержанием от мясного, преувеличены: постятся они лишь на Страстной неделе, перед Пасхой. Первое поколение родившихся в США молоканских детей. Сан-Франциско, Калифорния, 1938 год. Из архива Библиотеки Конгресса США. В начале XX-го века в России насчитывалось около 500 тысяч молокан. Около 5 тысяч тогда переехали в Америку. Сейчас в США около 20000 человек "этнически идентифицируют себя как молокане" - большинство из них живет в окрестностях Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Общины молокан есть в Армении, Мексике и Австралии. В России около 150 молоканских общин: в основном, на юге страны. В 1990-х годах много молокан переехало из Закавказья в Ставропольский и Краснодарский края. Некоторые молокане вернулись на родину. На Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине и в центральном районе России живут общины молокан как вернувшихся, так и сохранивших здесь свои поселения. В 1991 г., так же как и духоборы, молокане России провели свой съезд и объединились в союз, имеющий периодический печатный орган. Ответвлением молокан является секта прыгунов (во время молитвы они приходят в состояние экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились небольшие группы верующих этого направления. На территории Ставропольского края живут несколько общин молокан, одна из которых расположилась в селе Каменная Балка. Молокане составляют почти половину жителей села, поэтому не могут не влиять на все сферы жизнедеятельности многонационального местного сообщества. III Религиозная община и календарные праздники молокан В основных календарных праздниках у молокан наблюдается обращение к традициям первых христианских общин, в то же время наблюдаются православные и кавказские заимствования. Основной социальной ячейкой у молокан является община. С Поминальный обед. самого возникновения молоканского течения религиозная община представляла собой подобие первых христианских общин. Эту традицию молокане стараются поддержать и сейчас. С этим связаны многие обычаи молокан, даже религиозные праздники они отмечают так, как, по их мнению, отмечал Иисус Христос со своими апостолами. Отсюда прослеживается традиция проведения «общих обедов», отсутствие института церкви и т.д. Жизнь молоканской общины строго регламентируется Законами Моисея. Религиозная община молокан представляет собой особую социальную группу, в рамках которой люди (члены общины) объединяются для отправления культа. Индивидуальная религиозность питается извне через механизмы социального влияния – такие, как традиции, обычаи, привычки. Духовные христиане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. 1.Признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоанн, 4:23) 2.Не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой (сотворенной по образу Божьему) 3.Не признают святых 4.Не имеют церковной иерархии, клира 5.Не употребляют в пищу свинину и спиртное, не соблюдают православных постов 6.Не признают разводы Показателем религиозности в общине является посещение церкви (собрания), участие в соблюдении обрядов и богослужении. Близкие родственники ходят в одно собрание (церковь), в настоящее время они даже стараются устраиваться на работу вместе со «своими». И если у крестьян России сельская поземельная община просуществовала до 20-х годов XX века, то религиозная молоканская община практически без изменений существует до сих пор. Община оказывает повседневное и ощутимое влияние на всех её членов: удовлетворяет потребности в общении, в утешении, в моральной и материальной поддержке (здесь очень важно чувство опоры на единоверцев), ощущение социальной защищенности. Еще одна особенность современной молоканской общины – она ведает в основном духовно-нравственной жизнью своих членов и воспитанием подрастающего поколения. Община могла решать и экономические вопросы, касающиеся исключительно её. Основной единицей общины является семья. Молоканская свадьба Человек представляет собой часть общины, в которой он рождается, живет, вступает в брак, умирает. Получается, что община приветствует рождение ребенка, благословляет его на брак, молится о душе после его смерти. Особую заботу в общине вызывают сироты, вдовы, вдовцы и старики. У молокан никогда не существовало в селах сиротских приютов. Считается, что человек всегда должен оставаться в своей семье, поэтому сироты, инвалиды и одинокие старики не отдавались на попечение государства. За всю свою историю молоканская община сохранила демократические принципы управления. Это прежде всего отражается в выборности пресвитера. Ещё в начале XX века после провозглашения свободы совести со стороны царского правительства существовали попытки подчинить пресвитеров местным органам власти путем утверждения той или иной кандидатуры, но молокане смогли сохранить свою независимость и продолжали самостоятельно решать свои внутренние дела. Во время проживания на территории Турции власти не вмешивались во внутренние дела молокан. В своем обрядовом культе, молокане подражают церкви апостольских времен, отвергают каждение, лампады, свечи, сами храмы как отдельные здания, известным образом устроенные, но ограничиваются чтением Св. Писания, а также чтением и пением самими ими составленных или принятых от церкви молитв. Богослужебные собрания их устраиваются в «горницах» или больших комнатах (по образу якобы «Сионской горницы») обыкновенных домов, в которых посередине стоит обыкновенный стол, а по стенам – лавки, на которых справа садятся мужчины, слева – женщины. В более позднее время у молокан появляются специально составленные чин «общего моления» и чины «молений на частные случаи»: на дни рождения, кончины и браки. При некоторых обрядах употребительны коленопреклонение и воздеяние рук. На молитвенные собрания община собирается по воскресеньям. В настоящее время большинство общин имеют свои молитвенные дома – «церкви», а там, где их нет, собираются на дому у кого-то из верующих. Молебный дом представляет собой светлое помещение, со стоящими вдоль стен длинными лавками для молящихся. Простота обстановки и отсутствие на стенах изображений святых объясняется собственной трактовкой библейских постулатов. "Мы верим и молимся только тому, кто выше нас — Господу Богу", — говорят верующие в собрании. Собрание проходит в большой светлой комнате. По правую сторону от двери располагается деревянный стол – «престол», накрытый белой скатертью, дальше располагаются скамейки. Садятся по старшинству. Если заходит кто- то постарше, все двигаются. «Престол» занимают «сказатели», которые во время богослужения сказывают (читают выдержки их Библии и объясняют их). Они сидят напротив хора. Первая скамейка – очень ответственное место, поэтому требует соответственного поведения как данного старца, так и членов его семьи. Он должен очень хорошо ориентироваться в писании. Общий обед. Женщины тоже садятся по старшинству. Молитвенное собрание состоит из чтения и разъяснения текстов из Библии, периодически сменяющихся псалмами. Если заходит на молитвенное собрание опоздавший человек, все встают, зашедший читает молитву (псалом 133). Из женщин только вдовы могут самостоятельно зайти, и тогда все встают, а остальных женщин заводит мужчина, поэтому опоздавшие женщины обычно стоят на улице и ждут его прихода. Необходимо отметить, что молоканская песенная культура – одна из уникальнейших традиций. Религиозные песнопения являются непременной составной частью молитвенных собраний. Особенностью исполнения своеобразного многоголосого пения является пение по слогам. Каждый слог очень долго распевается, вытягивается. Считается, что подобный тип пения зародился вследствие постоянных гонений: молокане распевали слоги для того, чтобы посторонние не могли определить, о чем поется в песне. Кроме того, в молоканских песнях прослеживается традиция донского пения «на улыбке». Чтобы овладеть навыками такого слогового пения, требуется немало времени. Псалмы исполняются на напевы, бытовавшие среди молокан еще в начале ХIХ в., и в музыкальном отношении эти духовные песни представляют несомненный интерес для исследователей. Но в настоящий момент молоканская песенная культура не изучена. Среди сектантов широко распространены и духовные песни. Многие из них являются общими для верующих разных сект – баптистов, молокан и др., так как разучиваются по сборникам. Основными мотивами духовных песен являются воспевание силы всемогущего Бога, безропотное повиновение суровой судьбе, борьба добра со злом и т.п. Духовные песни поют во время семейных обрядов, праздничных гуляний, на посиделках. Носителями традиционного песенного фольклора молокан являются верующие всех возрастов, особенно популярны они были всегда среди молодежи. Особенно ярко традиции общины проявляются во время проведения «дел», как называют молокане общественные обеды. Они связаны или с большим религиозным праздником, или каким-то событием в семье одного из членов общины (крестины, свадьба, похороны, поминки, проводы в армию или «обещанное»). Обед по поводу «обещанного» в честь радостного события связан с каким-либо обетом человека Богу (окончание института, рождение ребенка, решение бросить пить или курить и. т. д ). На примере этого обряда видно заимствование молоканами аналогичного горского обычая. Одной из важных традиций у молокан являются общие моления, связанные с тяжелой болезнью одного из членов (серьезная операция, автомобильная авария и т.д.). По просьбе близких родственников вся община «выходит на круг» – становится на колени, падает ниц и просит Бога даровать больному исцеления. Как показывает практика, больному действительно становится лучше. Психологи объясняют подобный феномен тем, что во время моления от верующих исходит большая положительная энергия, которая реально влияет на состояние человека. После исцеления больной человек делает «обещанное». В связи с любым из этих событий забивается животное (делается жертва) и собирается вся община, которая накануне помогает «хозяевам» (по чьей инициативе проводится мероприятие). Женщины катают лапшу, пекут хлеб, мужчины заготавливают дрова для печи, готовят самовары и т.д. В зависимости от масштабов «дела» могут приглашаться несколько общин. Здесь прослеживается обычай апостольской Вечери, так как во время трапезы происходит, по мнению молокан, духовное просвещение. Еда наделяется особым духовным ореолом. Во время трапезы особенно четко прослеживаются многие семейные традиции: за столом сидят вначале мужчины по старшинству, потом женщины, хлеб нарезают только мужчины, главный гость (в данном случае пресвитер приглашенного собрания) молится за хлеб, в первую очередь подается чай, затем остальная еда. Самое главное, что на подобных мероприятиях прослеживается чувство единства, ощущение общества. Семья разделяет свою радость или горе со всей общиной, она чувствует её поддержку. Спецификой календарной обрядности является то, что основу праздничного календаря составляют религиозные праздники, которые проводятся по строго определенному ритуалу. Праздничный календарь молокан включает Пасху, Пятидесятницу, Память труб, Судный день и праздник Кущи. Кроме перечисленных дней все верующие обязательно отмечают весенний и осенний праздники, связанные с началом и завершением сельскохозяйственных работ. В праздничные дни молокане проводят молитвенные собрания, на которых произносятся проповеди на евангельские сюжеты, положенные в основу праздника, и поются соответствующие псалмы. Начинается и завершается служба общими молениями. Праздничные богослужения отличаются многолюдностью. В собрания приходят целыми семьями, собирается много молодежи. Все праздники в молоканских общинах отмечаются торжественными собраниями, а в ближайшие к ним воскресные дни проводятся общие обеды. Необходимо отметить, что они празднуют их не как иудейские, а как праздники, которые отмечали первые христиане, и трактуют их молокане по-своему. Молокане, как уже было сказано, отмечают всего пять ветхозаветных праздников: Пасху, Пятидесятницу, Память труб, Судный день и праздник Кущи. Отличие их от обыкновенных дней состояло в свободе и покое от трудов и работ и в торжественных жертвоприношениях животных. В отношении времени празднования они придерживаются законов Моисея, поэтому их праздники совпадают с иудейскими праздниками. В отличие от иудеев молокане не празднуют субботу. Но воскресенье всегда считался особым днем недели. Подобно первым христианам они чтят каждый воскресный день как день Воскресения Христова. В этот день, как и у православных, запрещены все какие-либо работы. Особым грехом считается убой животных или птицы, а женщинам нельзя до обеда заниматься рукоделием. С утра, празднично одетые, все дружно идут в собрание, потом идут по гостям. В этот день принято посещать больных, близких и дальних родственников. Более того, считается плохим тоном в этот день сидеть дома. Главный христианский праздник – Пасха, которая продолжается семь дней. Молокане отмечают этот праздник подобно первым христианам одновременно с иудеями, поэтому, как правило, он всегда попадает на рабочий день. Пятидесятница празднуется молоканами три дня через 50 дней после Пасхи. Этот праздник является прообразом новозаветной Пятидесятницы, в которую Дух Святой сошел на апостолов. На следующий день после Пятидесятницы – праздник в честь Животворящего Духа (Духов день). Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа на апостолов устроен был первый христианский храм. В этот день делается жертвоприношение, чтение книги Деяний Апостольских. Память труб совершался осенью. Праздник проводится в строгом покое от работ. Вскоре отмечается Судный день как день очищения. Праздник символизирует душевный покой и ставит своей целью нравственное очищение людей, «дабы очистить вас перед лицом Господа, Бога вашего; и всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребиться из народа своего». Поэтому в этот день на молитвенном собрании торжественно проходит «мир» (лобзание) и все просят друг у друга прощения. Через неделю – праздник Кущей, который отмечается семь дней. Ничего общего с иудаизмом праздник не имеет. Он связан с окончанием полевых работ. В эти дни также запрещено работать, а в воскресенье делается хлебное приношение и жертвоприношение как благодарность за прошедший год. Кроме этого, молокане собираются перед празднованием нового года и жертвоприношением они также благодарят Бога и Святого Духа за прошедший год и просят мира и благополучия в следующем. В результате переселения части молокан в конце XIX – XX века в Карсскую область молоканская религиозная община сохранилась без изменений, впоследствии она так же без изменений была перенесена на территорию Советского Союза. Её функции остались прежними: воспитание подрастающего поколения и развитие религиозной и духовно-нравственной жизни членов общины. Община является опорой человека и защитой от различных неприятностей и ударов судьбы. И в горе, и в радости человек не чувствует себя одиноким, что тоже очень важно, особенно для старшего поколения. В настоящее время во многих общинах наблюдаются попытки восстановить разорванную связь поколений, хотя для этого необходимо довольно длительное время. Создаются специальные молодежные собрания по типу тех, которые существовали в начале XX века. Они очень сильно напоминают православные воскресные школы. Молодых людей обучают молоканскому пению, знакомят со Священным Писанием. При этом делаются попытки привлечения на собрания даже малышей, которые с огромным удовольствием слушают рассказы о жизни Иисуса Христа. Ежедневный прилежный труд на общее благо, Знакомство с традициями молокан учащихся МКОУ «СОШ №7» порой нелегкий и самоотверженный, неизменно должен чередоваться с праздниками — днями всеобщего ликования и отдыха для души. День святой Пасхи у христиан неразрывно связан с мыслями об обновлении, то есть с весной. Этот древний красивый весенний праздник — символ новой жизни. Христос восстал из мертвых, значит, есть надежда, и это еще одно подтверждение всемогущества Бога. Наряду с православными и католиками этот праздник отмечали все христиане нашей страны, в том числе и молокане. День празднования религиозного праздника святой Пасхи широко отмечается в Каменной Балке. Традиционно в четверг пекутся куличи, пироги, рулеты, ватрушки. Дрожжевое тесто в больших количествах замешивается на дрожжах, полученных из местного хмеля — не менее двух ведер теста в одном дворе. Выручает русская печь — в ней помещается сразу много выпечки. На начинку идут консервированные продукты лета — жемы, конфитюры и, конечно, орехи. Грецкими орехами богат каждый двор. Яйца окрашивают по две — три клетки. Не только потому, что они есть, а потому, что в эти дни принято навещать с гостинцами родных, друзей, а также одиноких и больных односельчан. Частые гости — соседская детвора. Для детей сбор угощений — просто возможность позабавиться. В ночь на праздничное воскресенье православные христиане собираются в храме ближе к полуночи, чтобы ровно в двенадцать совершить вокруг церкви крестный ход. Молокане приходят к четырем утра и молятся до восьми. В молитве они встречают утро нового дня. Перед Пасхой православные должны выдержать сорокадневный великий пост. У молокан нет длительных постов. Но дважды в год перед Пасхой и перед священным для них Праздником урожая три дня выдерживается строгий пост. В течение дня нельзя ничего класть в рот — ни пить, ни есть. Есть можно только один раз в день после захода солнца. Для сельского жителя, заботы которого не прекращаются ни на минуту, это очень сложное испытание. Еще может быть назначен главой церкви трехдневный пост перед молитвой о дожде во время длительной засухи. Пресвитер церкви очень демократичен в выборе дня молитвы — последнее слово за старейшинами общины. IV Заключение. Скоро наступит светлый праздник Пасха. Одни Каменнобалковцы пойдут в храм Святой Троицы, чтобы с молитвами встретить Воскресение Иисуса Христа, молокане отпразднуют Пасху на неделю раньше. На Каменнобалковской земле живут православные и молокане по одним заповедям Христа, и поэтому нет вражды между людьми. Не вдаваясь в тонкости того или иного вероучения, можно сказать одно — хорошо, что есть такие праздники, наводящие человека на светлые мысли и заставляющие немного призадуматься о собственных поступках. Литература и источники: 1. Бунятов Г. Быт русских крестьян Лорийского участка, Борчалинского уезда Тифлисской губернии / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31. Отд. II. С. 140. 2. Калашев Н. Селение Ивановка / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 13. Отд. II. С.286. 3. Общая ведомость исследованных селений / Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян закавказского края. Т. IV. Ч.2. С. 347 – 360. 4. Полевой материал 2004 г. г. Ставрополь. 6. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905. С. 59. 7. А.Е.Кулаков. Религии мира. Издательство АСТ, 1996 г. Труды юридического факультета СевКавГТУ: Сборник научных трудов. Выпуск 3. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. – 220 с. ISBN 5-9296-0216-6 © Северо-Кавказский государственный технический университет, http://www.ncstu.ru
Церковь духовных христиан- молокан.doc
АВТОР РАБОТЫ:                ХОХЛОВА ВАЛЕНТИНА УЧЕНИЦА 8 КЛАССА МКОУ «СОШ №7» с. КАМЕННАЯ БАЛКА. РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ МОРОЗОВА  АЛЛА ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «СОШ№7» с. КАМЕННАЯ БАЛКА БЛАГОДАРНЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ. [email protected]   89624495157 2016г. 1 Введение. Каждого человека, которому небезразлична нравственность детей, не может не  волновать, с какой легкостью наше общество в последние годы отказалось от главной своей задачи­воспитания. Мы растерялись под шквалом сомнительных новшеств,   обрушившихся на нас, растерялись перед пропагандой зла, захлестнувшие детские  души.  «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной  жизни, которую вели в прежние времена, ­ писал С.Роуз, в России или в Америке, или любой западноевропейской стране,­ не может не поразить то, насколько  ненормальной стала сейчас жизнь.  Сами понятия авторитета и послушания,  приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни­все резко  изменилось, стало с ног на голову. Нашу сегодняшнюю  жизнь можно  охарактеризовать как испорченную, ненормальную». Отсюда очевидна необходимость усиления духовно­нравственного воспитания детей. Именно здесь мир наносит в первую очередь удары, воспитывая детей по своему  образу. «Но не только дети, ­ писал  С.Роуз, но и все мы стоим перед лицом мира,  который пытается сделать нас антихристами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас,  особенно в больших городах».   Сейчас, когда в обществе царит не свобода совести, а свобода от  стыда и совести,  очень важна реальная программа противостояния духовной агрессии. Нам нужна  решимость общества и государства в решении вопроса нравственности на  нравственных путях.    И когда наше государство старается не замечать той  пропасти, над которой оказалось наше общество, общество само ищет пути своего  спасения. Для многих наших граждан религия является  тем путем, который  приведет к духовному возрождению. Религии (хотя им неоднократно предрекали  близкую смерть) и сегодня остались существенным фактором окружающей жизни. В  современной России это приняло характер прямо­таки религиозного возрождения,  сменившего многие десятилетия безбожия. Это объясняется тем, что трагическая  история нашей страны, приведшая к разрушению традиций и национально­ религиозных устоев, создала уникальную ситуацию, когда большинство наших  соотечественников как бы «заново самоопределяются» в мире, выбирают себе веру  (необязательно религиозную), способ жить. В других обществах, как правило,  религиозные устои впитываются с детства через школу, окружение, семейное  воспитание. В данной работе я попытаюсь выяснить, какую роль играет религия в  воспитании  детей в  старообрядческой молоканской семье.                                   I  Раскол и старообрядчество. 2 Единство духовной и светской власти, свойственное первой половине XVII века,  было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из  династии Романовых. Его правление (1645­1677) отмечено бурными общественными  потрясениями, бунтами. Раскол церкви, произошедший в это время, до глубины  потряс русское общество и имел далеко идущие последствия для отечественной  истории. Все намечавшиеся реформы касались того, что за долгие годы  существования православия на Руси накопилось множество разночтений и  расхождений в обрядах, книгах и богослужении по сравнению с греческими  образцами.  В первую очередь необходимо было исправить богослужебные книги по  греческим оригиналам. Никон стал патриархом, потребовав согласия переустройства церкви. Но одновременно у Никона имелась ещё одна очень важная идея:  церковная  власть должна быть , как и в прошлом, выше светской. Когда на Вербное воскресенье в Москве устраивалось при народе торжественное «шествие на осляти», патриарх  въезжал в Кремль на осле ( как когда­то въезжал в Иерусалим Иисус Христос), а осла вел под уздцы сам российский  царь! Но и сам царь Алексей желал сильной и  единоличной власти. Как говорили современники, «два солнца» не могли долго  светить на одном небосклоне.  Реформы начались и шли очень успешно. Книги активно переправлялись, вместо  написания «Исус» стали писать «Иисус», вместо крестного знамения двумя перстами (символ Христа­богочеловека) стали креститься тремя (символ Святой Троицы),  признали четырехконечный крест наряду с восьмиконечным (староверы признают  только восьмиконечный). Были и другие нововведения: крестный ход вокруг храма  стал совершаться в другую сторону, литургия теперь совершалась над шестью  просфорами вместо семи, «Аллилуйя» стало повторяться три раза вместо двух,  вместо земных поклонов стали совершать поясные и т.д.*  Все эти различия  превратились в конечном итоге в отличительные черты между православными  церквями «нового» и «старого» обряда. Большие изменения произошли в церковном  искусстве: иконописи, музыке, архитектуре. Никон запретил, например, строить на  Руси шатровые храмы как неканонические.   Все эти новшества были приняты не сразу. Они вызвали бурный протест множества  православных  христиан, священников. Во главе сопротивления стояли такие мощные и колоритные фигуры, как знаменитый протопоп (старое название церковной  должности протоирея) Аввакум. Ревнителей старой веры осуждали и ссылали.  Спасаясь от преследований, они бежали в глухие уголки России­ на Север, в  Поволжье, в Сибирь. Многие в знак протеста совершали самосожжения. Сгорел  заживо в Пустозерске и мятежный Аввакум, оставив после себя великолепные  литературные произведения. Старообрядцев (или староверов), как их стали называть, поддерживали в среде стрельцов, старого родовитого боярства.  Можно вспомнить  картину И.Сурикова «Боярыня Морозова». Это  трагическое полотно необыкновенно ярко и выразительно отражает суть  происходивших на Руси событий, итогом которых является утверждение  православия нового обряда и появление старообрядческой церкви, державшейся за  3 старину.С этого времени в России стала существовать отдельная православная  старообрядческая церковь. Старообрядцы подвергались гонениям в течение всей  российской истории. Православная церковь предала их анафеме, которая была снята  только в 1971 гг.                    II Община Церкви Духовных христиан­молокан Государственной политикой было очищение Центральной Части от опасных и быстро распространяющихся ересей: молокан (как и духоборцев, хлыстов и др.) высылали на поселение на Дальний Восток, на Украину, в Закавказье и Среднюю Азию. Именно  так попали молокане в Карскую область. И для них, пожалуй, был совершенно  обыденным вид горы Арарат с той стороны.   Карта Ныне этот город принадлежит Турции региона на 1914 год.  Город Карс­столица одноименной провинции. 4 Поскольку в XVIII и XIX вв. слово "православные" воспринималось как синоним  слова "русские", духоборцы и молокане, разорвавшие с Православной Церковью,  осознавали себя не русскими, а "особыми народами Божиими".  Молокане в каком­то смысле протестанты, потому что отрицают Православие. В  каком­то смысле близки пресвитерианской церкви, потому что у них нет  "служителей культа", только выборные старшины.  Спасаясь от преследований, староверы продолжали свой путь на юг и на восток.  Русские общины старообрядцев оказались в Турции, в Китае, на Аляске, на  Тихоокеанском побережье США (вплоть до Калифорнии).  Они по сей день говорят  на русском языке, носят традиционную одежду, живя далеко за границей России.                                                  Молоканская община в Турции В нашей стране также  сохранилось немало старообрядческих общин. Они живут  весьма изолированной жизнью, оставаясь верными старине, древней культуре,  обычаям и бытовым устоям.  Старообрядцы не составляют единой церковной  организации. Они делятся на два толка (направления)­ поповцев и беспоповцев.  Поповцы признают священство и все обряды, которые с ним связаны. В 18 в. в России возникло течение духовных христиан, близких во многом к старообрядцам­  беспоповцам. Самое заметное течение этого направления ­ молокане. Название  «молокане» объясняется по­разному. Некоторые связывают название "молокане"  рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие ­ с  непризнанием  православных постов и употреблением молока в пост, третьи ­ с предпочтением есть  молочную пищу в тюрьмах и армии. Есть другие версии названия. Сами же молокане  связывают его с текстом Священного Писания: "Как новорожденные младенцы  возлюбите чистое словесное молоко" Связали не безосновательно, так как любовь к  "словесному молоку" ­ Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских  сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в  повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет  библейское происхождение и связано со словами Петра "возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ".  Молокане признают Библию. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатологии (с греческого учение о конечной  5 точке) – ожидание скорого  второго пришествия Христа и  установления  царства  Божьего на земле.  Молокане отрицают церковную иерархию, монашество и  почитание икон. Единственным руководством в жизни признается Библия, которая  ассоциируется с материнским молоком. Молокане, так же как и западноевропейские  протестанты, исповедуют "этику добрых дел". Горячо поощряется получение  образования, занятия спортом и забота о здоровье. Принуждение посещать  богослужения (во время которых читается Библия и поются псалмы) порицается, не  запрещен и переход в другую церковь. Предосудительны пьянство и курение,  недопустимы разводы. Слухи о том, что наименование "молокане" связано с  воздержанием от мясного, преувеличены: постятся они лишь на Страстной неделе,  перед Пасхой.   Первое поколение родившихся в США молоканских детей. Сан­Франциско, Калифорния, 1938 год.  Из архива Библиотеки Конгресса США. В начале XX­го века в России насчитывалось около 500 тысяч молокан. Около 5  тысяч тогда переехали в Америку. Сейчас в США около 20000 человек "этнически  идентифицируют себя как молокане" ­ большинство из них живет в окрестностях  Лос­Анджелеса и Сан­Франциско. Общины молокан есть в Армении, Мексике и  Австралии. В России около 150 молоканских общин: в основном, на юге страны. В  1990­х годах много молокан переехало из Закавказья в Ставропольский и  Краснодарский края. Некоторые молокане вернулись  на родину. На Северном  Кавказе, в Закавказье, на Украине и в центральном районе России живут общины  молокан как вернувшихся, так и сохранивших здесь свои поселения.  В 1991 г., так же как и духоборы, молокане России провели свой съезд и  объединились в союз, имеющий периодический печатный орган. Ответвлением  молокан является секта прыгунов (во время молитвы они приходят в состояние  экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились  небольшие группы верующих этого направления. На территории Ставропольского  6 края  живут несколько общин молокан, одна из которых расположилась в селе  Каменная Балка. Молокане составляют почти половину жителей села, поэтому не  могут не влиять на  все сферы жизнедеятельности  многонационального местного  сообщества. III Религиозная община и календарные праздники молокан В основных календарных праздниках у молокан наблюдается обращение к традициям первых христианских общин, в то же время наблюдаются православные и кавказские заимствования. Основной социальной ячейкой у молокан является община. С                                                                                                                       Поминальный обед. самого возникновения молоканского течения религиозная община представляла  собой подобие первых христианских общин. Эту традицию молокане стараются  поддержать и сейчас. С этим связаны многие обычаи молокан, даже религиозные  праздники они отмечают так, как, по их мнению, отмечал Иисус Христос со своими  апостолами.                           Отсюда прослеживается традиция проведения «общих обедов», отсутствие  института церкви и т.д. Жизнь молоканской общины строго регламентируется  Законами Моисея. Религиозная община молокан представляет собой особую  социальную группу, в рамках которой люди (члены общины) объединяются для  отправления культа. Индивидуальная религиозность питается извне через механизмы  социального влияния – такие, как традиции, обычаи, привычки.  Духовные христиане  отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. 1.Признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоанн, 4:23) 2.Не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой  (сотворенной по образу Божьему) 3.Не признают святых 4.Не имеют церковной иерархии, клира 5.Не употребляют в пищу свинину и спиртное, не соблюдают православных постов 6.Не признают разводы  Показателем религиозности в общине является посещение церкви (собрания),  участие в соблюдении обрядов и богослужении. Близкие родственники ходят в одно  собрание (церковь), в настоящее время они даже стараются устраиваться на работу  вместе со «своими». И если у крестьян России сельская поземельная община  просуществовала до 20­х годов XX века, то религиозная молоканская община  практически без изменений существует до сих пор. Община оказывает повседневное  и ощутимое влияние на всех её членов: удовлетворяет потребности в общении, в  7 утешении, в моральной и материальной поддержке (здесь очень важно чувство опоры  на единоверцев), ощущение социальной защищенности. Еще одна особенность  современной молоканской общины – она ведает в основном духовно­нравственной  жизнью своих членов и воспитанием подрастающего поколения.  Община могла решать и экономические вопросы, касающиеся исключительно её.  Основной единицей общины является семья.  Молоканская свадьба 8 Человек представляет собой часть общины, в которой он рождается, живет, вступает  в брак, умирает. Получается, что община приветствует рождение ребенка,  благословляет его на брак, молится о душе после его смерти. Особую заботу в  общине вызывают сироты, вдовы, вдовцы и старики. У молокан никогда не  существовало в селах сиротских приютов. Считается, что человек всегда должен  оставаться в своей семье, поэтому сироты, инвалиды и одинокие старики не  отдавались на попечение государства. За всю свою историю молоканская община  сохранила демократические принципы управления. Это прежде всего отражается в  выборности пресвитера. Ещё в начале XX века после провозглашения свободы  совести со стороны царского правительства существовали попытки подчинить  пресвитеров местным органам власти путем утверждения той или иной кандидатуры, но молокане смогли сохранить свою независимость и продолжали самостоятельно  решать свои внутренние дела. Во время проживания на территории Турции власти не  вмешивались во внутренние дела молокан.  В своем обрядовом культе, молокане  подражают церкви апостольских времен, отвергают каждение, лампады, свечи, сами  храмы как отдельные здания, известным образом устроенные, но ограничиваются  чтением  Св. Писания, а также чтением и пением самими ими составленных или  принятых от церкви молитв. Богослужебные собрания их устраиваются в «горницах» или больших комнатах (по образу якобы «Сионской горницы») обыкновенных домов,  в       которых посередине стоит                                    обыкновенный стол, а по стенам – лавки, на которых справа садятся  мужчины, слева – женщины. В более позднее  время у молокан появляются специально составленные чин «общего моления» и чины «молений на частные случаи»: на дни рождения,                           кончины и браки. При некоторых обрядах употребительны коленопреклонение и  воздеяние рук.  На молитвенные собрания община собирается по воскресеньям. В  настоящее время большинство общин имеют свои молитвенные дома – «церкви», а  там, где их нет, собираются на дому у кого­то из верующих. Молебный дом  представляет собой светлое помещение, со стоящими вдоль стен длинными лавками  для молящихся. Простота обстановки и отсутствие на стенах изображений святых  объясняется собственной трактовкой библейских постулатов. "Мы верим и молимся  только тому, кто выше нас — Господу Богу", — говорят верующие в собрании. Собрание проходит в большой светлой комнате. По правую сторону от двери  располагается деревянный стол – «престол», накрытый белой скатертью, дальше  располагаются скамейки. Садятся по старшинству. Если заходит кто­ то постарше, все двигаются. «Престол» занимают «сказатели», которые во время богослужения сказывают (читают выдержки их Библии и объясняют их). Они сидят напротив хора. Первая скамейка – очень 9 ответственное место, поэтому требует соответственного поведения как данного  старца, так и членов его семьи. Он должен очень хорошо ориентироваться в писании.  Общий обед.  Женщины тоже садятся по старшинству. Молитвенное собрание состоит из чтения и  разъяснения текстов из Библии, периодически сменяющихся псалмами. Если заходит на молитвенное собрание опоздавший человек, все встают, зашедший читает молитву  (псалом 133). Из женщин только вдовы  могут самостоятельно зайти, и тогда все    встают, а остальных женщин заводит мужчина, поэтому опоздавшие женщины обычно стоят на улице и ждут его прихода. Необходимо отметить, что молоканская песенная культура – одна из уникальнейших традиций.  Религиозные песнопения являются непременной составной частью молитвенных  собраний. Особенностью исполнения своеобразного многоголосого пения является  пение по слогам. Каждый слог очень долго распевается, вытягивается. Считается,  что подобный тип пения зародился вследствие постоянных гонений: молокане  распевали слоги для того, чтобы посторонние не могли определить, о чем поется в  песне. Кроме того, в молоканских песнях прослеживается традиция донского пения  «на улыбке». Чтобы овладеть навыками такого слогового пения, требуется немало  времени. Псалмы исполняются на напевы, бытовавшие среди молокан еще в начале  ХIХ в., и в музыкальном отношении эти духовные песни представляют несомненный  интерес для исследователей. Но в настоящий момент молоканская песенная культура не изучена.  Среди сектантов широко распространены и духовные песни. Многие из  них являются общими для верующих разных сект – баптистов, молокан и др., так как разучиваются по сборникам. Основными мотивами духовных песен являются  воспевание силы всемогущего Бога, безропотное повиновение суровой судьбе, борьба добра со злом и т.п. Духовные песни поют во время семейных обрядов, праздничных  гуляний, на посиделках. Носителями традиционного песенного фольклора молокан  являются верующие всех возрастов, особенно популярны они были всегда среди  молодежи. Особенно ярко традиции общины проявляются во время проведения  «дел», как называют молокане общественные обеды. Они связаны или с большим  религиозным праздником, или каким­то событием в семье одного из членов общины  (крестины, свадьба, похороны, поминки, проводы в армию или «обещанное»). Обед  по поводу «обещанного» в честь радостного события связан с каким­либо обетом  человека Богу (окончание института, рождение ребенка, решение бросить пить или  курить и. т. д ). На примере этого обряда видно заимствование молоканами  аналогичного горского обычая. Одной из важных традиций у молокан являются  общие моления, связанные с тяжелой болезнью одного из членов (серьезная операция, автомобильная авария и т.д.). По просьбе близких родственников вся община  «выходит на круг» – становится на колени, падает ниц и просит Бога даровать  больному исцеления. Как показывает практика, больному действительно становится  лучше. Психологи объясняют подобный феномен тем, что во время моления от  верующих исходит большая положительная энергия, которая реально влияет на  состояние человека. После исцеления больной человек делает «обещанное». В связи  10 с любым из этих событий забивается животное (делается жертва) и собирается вся  община, которая накануне помогает «хозяевам» (по чьей инициативе проводится  мероприятие). Женщины катают лапшу, пекут хлеб, мужчины заготавливают дрова  для печи, готовят самовары и т.д. В зависимости от масштабов «дела» могут  приглашаться несколько общин. Здесь прослеживается обычай апостольской Вечери,  так как во время трапезы происходит, по мнению молокан, духовное просвещение.  Еда наделяется особым духовным ореолом. Во время трапезы особенно четко  прослеживаются многие семейные традиции: за столом сидят вначале мужчины по  старшинству, потом женщины, хлеб нарезают только мужчины, главный гость (в  данном случае пресвитер приглашенного собрания) молится за хлеб, в первую  очередь подается чай, затем остальная еда. Самое главное, что на подобных  мероприятиях прослеживается чувство единства, ощущение общества. Семья  разделяет свою радость или горе со всей общиной, она чувствует её поддержку.  Спецификой календарной обрядности является то, что основу праздничного  календаря составляют религиозные праздники, которые проводятся по строго  определенному ритуалу. Праздничный календарь молокан включает Пасху,  Пятидесятницу, Память труб, Судный день и праздник Кущи. Кроме перечисленных  дней все верующие обязательно отмечают весенний и осенний праздники, связанные с началом и завершением сельскохозяйственных работ. В праздничные дни молокане  проводят молитвенные собрания, на которых произносятся проповеди на  евангельские сюжеты, положенные в основу праздника, и поются соответствующие  псалмы. Начинается и завершается служба общими молениями. Праздничные  богослужения отличаются многолюдностью. В собрания приходят целыми семьями,  собирается много молодежи. Все праздники в молоканских общинах отмечаются  торжественными собраниями, а в ближайшие к ним воскресные дни проводятся  общие обеды. Необходимо отметить, что они празднуют их не как иудейские, а как  праздники, которые отмечали первые христиане, и трактуют их молокане по­своему.  Молокане, как уже было сказано, отмечают всего пять ветхозаветных праздников:  Пасху, Пятидесятницу, Память труб, Судный день и праздник Кущи. Отличие их от  обыкновенных дней состояло в свободе и покое от трудов и работ и в торжественных жертвоприношениях животных. В отношении времени празднования они  придерживаются законов Моисея, поэтому их праздники совпадают с иудейскими  праздниками. В отличие от иудеев молокане не празднуют субботу. Но воскресенье  всегда считался особым днем недели. Подобно первым христианам они чтят каждый  воскресный день как день Воскресения Христова. В этот день, как и у православных,  запрещены все какие­либо работы. Особым грехом считается убой животных или  птицы, а женщинам нельзя до обеда заниматься рукоделием. С утра, празднично  одетые, все дружно идут в собрание, потом идут по гостям.  В этот день принято посещать больных, близких и дальних родственников. Более  того, считается плохим тоном в этот день сидеть дома. Главный христианский  праздник – Пасха, которая продолжается семь дней. Молокане отмечают этот  11 праздник подобно первым христианам одновременно с иудеями, поэтому, как  правило, он всегда попадает на рабочий день.                                            Пятидесятница празднуется молоканами три дня через 50 дней после Пасхи. Этот  праздник является прообразом новозаветной Пятидесятницы, в которую Дух Святой  сошел на апостолов. На следующий день после Пятидесятницы – праздник в честь  Животворящего Духа (Духов день). Есть предание, что на месте сошествия Святого  Духа на апостолов устроен был первый христианский храм. В этот день делается  жертвоприношение, чтение книги Деяний Апостольских. Память труб совершался  осенью. Праздник проводится в строгом покое от работ. Вскоре отмечается Судный  день как день очищения. Праздник символизирует душевный покой и ставит своей  целью нравственное очищение людей, «дабы очистить вас перед лицом Господа, Бога  вашего; и всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребиться из народа  своего». Поэтому в этот день на молитвенном собрании торжественно проходит  «мир» (лобзание) и все просят друг у друга прощения. Через неделю – праздник  Кущей, который отмечается семь дней. Ничего общего с иудаизмом праздник не  имеет. Он связан с окончанием полевых работ. В эти дни также запрещено работать,  а в воскресенье делается хлебное приношение и жертвоприношение как  благодарность за прошедший год. Кроме этого, молокане собираются перед  празднованием нового года и жертвоприношением они также благодарят Бога и  Святого Духа за прошедший год и просят мира и благополучия в следующем.               В результате переселения части молокан в конце XIX – XX века в Карсскую  область молоканская религиозная община сохранилась без изменений, впоследствии  она так же без изменений была перенесена на территорию Советского Союза. Её  функции остались прежними: воспитание подрастающего поколения и развитие  религиозной и духовно­нравственной жизни членов общины. Община является  опорой человека и защитой от различных неприятностей и ударов судьбы. И в горе, и в радости человек не чувствует себя одиноким, что тоже очень важно, особенно для старшего поколения. В настоящее время во многих общинах наблюдаются попытки восстановить разорванную связь поколений, хотя для этого необходимо довольно длительное время. Создаются специальные молодежные собрания по типу тех, которые существовали в начале XX века.  Они очень сильно напоминают православные воскресные школы. Молодых людей  обучают молоканскому пению, знакомят со Священным Писанием. При этом  делаются попытки привлечения на собрания даже малышей, которые   с      огромным удовольствием  слушают рассказы о жизни Иисуса Христа. Ежедневный прилежный труд на общее  благо,                                                                                               Знакомство с традициями молокан учащихся МКОУ «СОШ №7»     12 порой нелегкий и самоотверженный, неизменно должен чередоваться с праздниками  — днями всеобщего ликования и отдыха для души.       День святой Пасхи у христиан неразрывно связан с мыслями об обновлении, то есть с весной. Этот древний красивый весенний праздник — символ новой жизни. Христос восстал из мертвых, значит, есть надежда, и это еще одно подтверждение всемогущества Бога. Наряду с православными и католиками этот праздник отмечали все христиане нашей страны, в том числе и молокане. День празднования религиозного праздника святой Пасхи широко отмечается в Каменной  Балке. Традиционно в четверг пекутся куличи, пироги, рулеты, ватрушки.  Дрожжевое тесто в больших количествах замешивается на дрожжах, полученных из местного хмеля — не менее двух ведер теста в одном дворе. Выручает русская печь — в ней помещается сразу много выпечки. На начинку идут консервированные продукты  лета — жемы, конфитюры и, конечно, орехи. Грецкими орехами богат каждый двор. Яйца окрашивают по две — три клетки. Не только потому, что они есть, а потому, что в эти дни принято навещать с гостинцами родных, друзей, а также одиноких и больных односельчан.  Частые гости — соседская детвора. Для детей сбор угощений  — просто возможность позабавиться. В ночь на праздничное  воскресенье православные христиане собираются в храме  ближе к полуночи, чтобы ровно в двенадцать совершить  вокруг церкви крестный ход. Молокане приходят к четырем  утра и молятся до восьми. В молитве они встречают утро  нового дня. Перед Пасхой православные должны выдержать  сорокадневный великий пост. У молокан нет длительных постов. Но дважды в год  перед Пасхой и перед священным для них Праздником урожая три дня  выдерживается строгий пост. В течение дня нельзя ничего класть в рот — ни пить, ни есть. Есть можно только один раз в день после захода солнца. Для сельского жителя,  заботы которого не прекращаются ни на минуту, это очень сложное испытание. Еще  может быть назначен главой церкви трехдневный пост перед молитвой о дожде во  время длительной засухи. Пресвитер церкви очень демократичен в выборе дня  молитвы — последнее слово за старейшинами общины.  IV Заключение.  Скоро наступит светлый праздник Пасха. Одни Каменнобалковцы      пойдут в храм  Святой Троицы, чтобы  с молитвами встретить Воскресение      Иисуса  Христа,  13 молокане отпразднуют Пасху  на неделю раньше. На Каменнобалковской земле  живут православные и молокане по одним заповедям Христа, и поэтому нет вражды  между людьми. Не вдаваясь в тонкости того или иного вероучения, можно сказать  одно — хорошо, что есть такие праздники, наводящие человека на светлые мысли и  заставляющие немного призадуматься о собственных поступках.   Литература и источники: 1. Бунятов Г. Быт русских крестьян Лорийского участка, Борчалинского уезда  Тифлисской губернии / Сборник материалов для описания местностей и племен  Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31. Отд. II. С. 140. 2. Калашев Н. Селение Ивановка / Сборник материалов для описания местностей и  племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 13. Отд. II. С.286. 3. Общая ведомость исследованных селений / Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян закавказского края. Т. IV. Ч.2. С.  347 – 360. 4. Полевой материал 2004 г. г. Ставрополь. 6. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905. С. 59. 14 7.  А.Е.Кулаков. Религии мира. Издательство АСТ, 1996 г.  Труды юридического факультета СевКавГТУ: Сборник научных трудов. Выпуск 3. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. – 220 с. ISBN 5­9296­0216­6 © Северо­Кавказский государственный технический университет, http://www.ncstu.ru 15

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан

Церковь духовных христиан- молокан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017