Автор работы: Романова Жанна Геннадьевна, учитель математики МБОУ «СШ №8 г. Ельца»
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Прежде всего, поясню: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).
Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.
Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.
Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.
Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:
· Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
· На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
· На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.
·
В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:
· планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
· педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе ;
· организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.
·
На каких уровнях происходит цифровая трансформация образования?
Замещение. Традиционный инструмент замещается новым (цифровым).
Улучшение. Функциональность нового инструмента улучшается по сравнению с функциональностью предыдущего инструмента, что позволяет обогатить педагогическую практику, расширить её возможности.
Изменение. Традиционный инструмент тоже замещается новым (цифровым), но при этом его функциональность существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику.
Преобразование. Функциональность новых (цифровых) инструментов не только заметно расширяется, но и становится качественно другой по сравнению с функциональностью традиционных инструментов
Чем отличается цифровая трансформация от цифровизации?
Цифровизация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы компании для повышения их качества и эффективности.
Цифровая трансформация — это внедрение цифровых технологий в систему управления компанией для замены устаревших способов ведения бизнеса современными альтернативами.
Эти процессы похожи, но невозможны друг без друга. Цифровая трансформация — это глубокие изменения, которые влияют на все бизнес-процессы компании. Цифровизация бизнеса заменяет работу человека или облегчает её в некоторых бизнес-процессах.
Цифровая образовательная среда – эта та реальность, в которой живёт современное общество. Технологии всё быстрее и быстрее проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. Образование должно не только идти в ногу со временем, но и опережать его. Поэтому тема педагогического совета - «Цифровая трансформация образования: вызовы времени» была выбрана не случайно.
На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Если в ХХ веке в условиях доминирования репродуктивной модели обучения почти всю совокупность образовательных результатов обеспечивал педагог, и, соответственно, практически только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников, то сегодня в связи с востребованностью компетентного подхода, который, помимо способности воспроизводить знания, требует от человека учебной самостоятельности, навыков сотрудничества и конкуренции, работы в виртуальных средах, умения исследовать и проектировать, критично важным становится все окружение обучающегося.
7 мая 2018 был опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования.
Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:
· «Поддержка семей, имеющих детей»;
· «Цифровая образовательная среда»;
· «Современная школа»;
· «Успех каждого ребёнка»;
· «Учитель будущего»;
· «Молодые профессионалы»;
· «Новые возможности для каждого»;
· «Социальная активность»;
· «Экспорт образования».
ЦОС - одна из главных частей российского проекта «Образование», утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На её создание планируется выделить по крайней мере 79,8 миллиардов рублей из федерального бюджета.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.
Если вкратце, ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Главная задача ЦОС - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Предполагается, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников.
Проект должен стать стимулом для обновления содержательной базы образования и дать школьникам вместе с учителями возможность лучше ориентироваться в цифровом пространстве.
По мнению авторов стратегии, ЦОС поспособствует улучшению качества образования, ведь педагоги будут повышать квалификацию с большей эффективностью, а школы получат нужную инфраструктуру.
Невзирая на распространённый в обществе стереотип, введение ЦОС не означает переход на дистанционное обучение либо отказ от непосредственного посещения детьми учебных заведений. ЦОС расширяет интерактивность получения знаний, а не заменяет личное общение с учителем.
В федеральном проекте перечислены такие преимущества повсеместного внедрения ЦОС, как:
- Всеобщий доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний;
- Цифровые решения, которые позволят ребёнку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока;
- Интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
- Возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
- Автоматизация процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.
Эксперимент будет считаться успешным в случае, если достигнет следующих целей:
- Предоставление равного доступа к платформе ЦОС всем участникам образовательного процесса;
- Повышение с помощью ЦОС качества знаний;
- Предоставление государственных услуг как можно большему количеству людей и рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками.
- Построение индивидуального учебного плана с помощью ЦОС;
- Сокращение бюрократического аппарата и снижение интенсивности документооборота образовательных организаций;
Хотя в настоящее время ЦОС не заменяет классическую классно-урочную систему образования, она создаёт условия для внедрения электронного образования, в том числе технологий дистанционного обучения.
Весна 2020 года дала старт онлайн-образованию в нашей стране. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции российское образование перешло на дистанционное обучение. Наша жизнь быстро поменялась – представления о работе, бизнесе, преподавании стали совсем другими. Стремительное включение онлайн-образования в нашу жизнь заставило изучать и тестировать «на ходу» образовательные платформы и ресурсы, которые нам предлагали. Обратная связь от обучающихся – одно из условий учебного успеха, видеть понимание и заинтересованность в их глазах – дорогого стоит. Для эффективного проведения удаленного занятия хотелось максимально точно воспроизвести формат традиционного занятия. И в то же время учитывать, что ребенок сидит перед монитором и нам необходимо сберечь его здоровье. Всем нам, в срочном порядке, пришлось перестраивать свои занятия на дистанционный формат. Но - «Кто хочет — ищет способы…» И в этот сложный момент на помощь преподавателям пришли цифровые образовательные ресурсы. ЦОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ. Учителям приходилось «на ходу» разбираться в них и находить наиболее подходящие платформы и сайты для обучения учащихся. Пробовали и «Учи.ру», и «Яндекс.Учебник», и «Я-класс», и «Инфоурок». Пробовали проводить онлайн-уроки через «Учи.ру». Но в итоге многие учителя остановились наZoom. Это - одна из наиболее популярных по многочисленности пользователей платформа, сервис для проведения вебинаров, конференций и онлайн-занятий. Работа с ЦОР научила нас быть продвинутыми их пользователями и дала возможность использования цифровых ресурсов в дальнейшем. Так, многие учителя во время дистанционного обучения использовали образовательные порталы для проведения обучающего текущего либо итогового контроля (это платформы «Учи.Ру», «Яндекс.Учебник», «Я-класс» и др.)И сейчас так и продолжают создавать для учащихся карточки, это помогает отследить пробелы в изучаемом материале, даёт возможность отработать навыки и закрепить пройденное. Так. На платформе «Учи.ру» работают многие учителя нашей школы. «Учи.ру» -онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад. Первое, что обращает на себя внимание помимо приятного дизайна и симпатичных иллюстраций — возможность не просто выполнять задания и решать задачи, а получать в процессе решения новые знания. Система автоматически «общается» с учеником, предлагая ему только те задания, к прохождению которых он уже готов. Если же ученик не справляется с решением, система подсказывает ему, что нужно сделать, чтобы получить правильный ответ.
Как работает: предполагается два типа регистрации в системе — для учителей и для родителей. Учителям и их ученикам предоставляется полностью бесплатный доступ в дневное время. Если у ребенка появляется желание заниматься с Учи.ру по вечерам, родители могут приобрести для него доступ без временных ограничений. Стоимость сервиса от 95 до 250 рублей в месяц в зависимости от тарифного плана.
.
Неоценима
помощь цифровых образовательных платформ при подготовке к ОГЭ. Сегодня вопрос сдачи
основного государственного экзамена, беспокоит всех участников
образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно,
учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений
и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие
возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий
с обучающимися 9-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но
и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи
выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий –
обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации. В ходе
развития современного образования на первое место выходит самостоятельная
работа, грамотно организованная учителем. Правильно организовать такую работу
учителю помогают современные электронно- образовательные ресурсы. Сейчас стало
возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать
работу с Интернет- ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету. Работа
на сайтах по подготовке к ОГЭ даёт возможность быть готовым к экзамену, знать
соответствующие требования, набраться опыта в прохождении тестов, сформировать
теоретическую базу знаний и морально настроится на их испытание. Смысл всех
этих сайтов сводится к одному – предупрежден, значит, вооружен, применительно к
ОГЭ – вооружен знанием.
Еще одним
важным направлением использования цифровой образовательной среды является
дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады. Преимущества дистанционных
конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой
творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои
таланты и получить признание. Это: доступность; экономия времени; участие не
только одаренных, но и слабоуспевающих детей; участие в любое время, в любом
месте; возможность пополнения своего портфолио. Участие в дистанционных конкурсах
- это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.
Таким образом, использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов оптимизирует учебную деятельность, сокращает время освоения учебного материала, предоставляет дополнительные сведения для повышения уровня развития обучающихся . Однако следует отметить, что применение информационных компьютерных технологий не заменяет традиционных технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым улучшает качество образовательного процесса.В завершение хочется отметить, что реализация проекта «Цифровая образовательная среда», действующего в рамках нацпроекта «Образование», значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся, включая детей с особенностями здоровья, независимо от места проживания. А в том, что он будет реализован- сомневаться не приходится. Это дело времени. Цифровизация образования неизбежна, а значит, необходимо использовать все ее возможности, чтобы обеспечить доступ к качественному образовательному контенту детей и тем самым повысить общий уровень образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.