"Цифровые помощники учителя".
«…Если учитель
соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он - совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Учитель начальных классов открывает двери, за которыми детей ждет новая жизнь, жизнь человека, пришедшего учиться. Задача учителя – сделать эту жизнь интересной, построить для них «мир», в котором дети будут чувствовать себя комфортно, где в центре обучения окажутся те знания и навыки, с которыми маленький ребенок приходит в школу, имея шестилетний опыт.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной среде: он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками преподавания и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами. Если говорить о цифровых помощниках педагога, то они делают труд учителя более интересным и осмысленным. С их помощью возможно кардинально изменить форму образования в целом.
На сегодняшний день цифровые инструменты очень широко используются в учебном процессе, существуют многочисленные варианты их использования, в том числе и для организации мониторинга учебного процесса. Для меня, как и для многих учителей, компьютер сегодня отличный помощник в данном деле.
Варианты использования цифровых помощников на различных этапах уроках разнообразны: это и урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений , урок усвоения навыков и умений в форме исследовательской работы, урок усвоения новых знаний (навыков и умений)–в виде виртуальной экскурсии, урок обобщения, систематизации, урок контроля и коррекции.
Использование цифровых технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, способствует развитию интереса школьников к обучению. Работая в начальной школе с маленькими детьми, понимаешь, что уроки должны быть интересными и разнообразными. Всегда стараешься удивить детей, оригинально преподнести материал, сделать так, чтобы ребенок ушел с урока с максимально положительными эмоциями и мыслью в голове: «Ничего себе! Я хочу знать об этом больше!». Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, а так же облегчить решение практических задач. Интерактивные доски помогают детям, преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекают их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.
Благодаря IT-технологиям учитель успевает сделать за урок гораздо больше, да и сам урок становится интереснее и продуктивнее. И даже электронный журнал, о котором негативно отзываются многие педагоги, имеет больше плюсов, чем минусов: налажена обратная связь с родителями, решена проблема записывания домашнего задания, процесс выставления оценки за урок не отнимает много времени. Тем не менее, актуальная до сих пор проблема бумажной загруженности учителя, отсутствие высокоскоростного интернета в сельских школах делают невозможным использовать в полной мере цифровые ресурсы.
В своей работе я активно использую различные цифровые ресурсы: электронные формы учебников, образовательные платформы, документ- камера и многое другое. Каждый раз, когда готовишься к очередному уроку, задумываешься о том, как преподнести тот или иной материал, чтобы ребенку было понятно, доступно, интересно и возникало желание и дальше узнавать что-то новое. Здесь, конечно, цифровые инструменты мои верные друзья и недооценивать их значение в работе учителя никак нельзя.
Но, не смотря на все плюсы современных новшеств, не стоит забывать о том, что никто и ничто не заменит ребенку живого общения с учителем, его вовремя оказанной помощи и внимания. А главным качеством современного учителя, по прежнему, является способность любить детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.