Цифровые технологии как средство дистанционного обучения в современном мире
Царенкова Виктория Борисовна – преподаватель
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Дистанционное обучение редко использовалось в отечественных учебных заведениях. Но ситуация резко изменилась в период пандемии COVID-19, всем учебным заведениям пришлось резко перейти в онлайн формат. Но не всё было так гладко, как хотелось бы. Всем нам - и педагогам, и ученикам - пришлось перестраиваться на новую систему обучения. Многие семьи и учебные заведения оказались не готовы к такому резкому переходу на удалённый формат.
Как любое нововведение, эта форма обучения в нашей имеет и противников, и сторонников. Мы относимся к последним: считаем, что в современном мире Интернет способен сделать обучение проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение – единственно возможный способ получения знаний. Давайте же рассмотрим основные плюсы обучения онлайн [2].
Первый плюс, о котором следует упомянуть, это то, что дистанционные занятия могут стать спасением для ребят, пропускающих занятия по причинам болезни. Обучающийся, пропустивший некоторое количество занятий, выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала.
Помимо этого, дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями. Так же считается достоинством такого обучения - возможность изучать материал самостоятельно. Это хорошая возможность воспитать в студенте чувство ответственности.
Помимо прочего, в последние годы в нашей стране распространилось и онлайн-репетиторство. Компании борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте. Плюсом онлайн-репетиторства также является домашняя атмосфера. Человек чувствую себя более сосредоточенным в родных стенах [3].
В основном дистанционное обучения проводят на таких площадках, как Zoom, Skype и Discord. Для начала хотелось бы поговорить о первой платформе.
Платформа Zoom – это один из самых популярных сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-лекций. На данный момент Zoom помогает бизнесу продолжать свою работу, а школьникам и обучающимся - учиться.
Для данного сервиса характерно:
· Специализация данного инструмента состоит в видеоконференцсвязи, а также встречах «онлайн». Благодаря данному сервису можно связаться одновременно с большим количеством коллег. Имеется как online-версия (в браузере), так и приложения, которые можно установить на ПК и смартфон.
· К встрече, пока она планируется и создается одним человеком, могут присоединиться все те, кто не получил на нее ссылку, т.е. любой желающий. Нет совершенно никакой необходимости в регистрации или SMS, ни в учетных записях (только по своему собственному желанию). Достаточно будет указать имя для отображения его в общем чате, а также ввести пароль, при его наличии, от конференц-комнаты.
· Бесплатный пакет сервиса предоставляет возможность создавать конференцию не более, чем на 100 человек. Видеочат при этом может длиться не более 40 мин. Однако, на данный момент ограничение длительности видео-сессий снято (из-за сложившейся в обстановки в мире), а потому имеется возможность проводить довольно длительные сессии.
· Сервис имеет платные подписки, которые дают возможность увеличить количество пользователей, посещающих конференции или вебинары.
Данный сервис на протяжении более, чем 15 лет - один из самых популярных сервисов в мире, используемых для видеосвязи. Данный сервис имеет простую структуру. Кроме того, работает он на большинстве устройств.
Сервису Skype характерны следующие черты:
· Возможно общение в чатах, а также звонки имеющимся контактам. Данная услуга - бесплатная. Хотя, возможна подписка и модели предоплаты для совершения звонков как на мобильные номера, так и на стационарные.
· Для возможности пользования сервисом, необходима учетная запись (либо самого сервиса Skype, либо аккаунт Microsoft с привязанным к нему адресом электронной почты или же номером телефона). Кроме того, контакты, с которыми будем необходимо выходить на связь, должны будут также пройти аналогичную регистрацию для возможности принять звонок.
· Имеется приложение Microsoft Teams, которое аналогично ранее имеющейся версии «Skype для бизнеса».
· Существует возможность проводить видеоконференции для не более, чем 50 участников. Кнопка «Собрание», расположенная в интерфейсе слева, позволяет отправить ссылку всем необходимым контактам на встречу, которая была создана.
Сервис Discord изначально создавался для игр, но в последнее время получил популярность у широкой аудитории.
Особенности платформы:
· Имеется чат, причем преподаватель может создать два чата - один для того, чтобы писать на занятии, а другой, чтобы выкладывать оставшийся материал для самостоятельной работы.
· Возможность включить демонстрацию экрана.
· Время неограниченно.
· Можно писать личные сообщения
· Во время занятия не видно лицо оратора. На наш взгляд, это некритично, так как учитель всё равно включает запись экрана [1].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что с внедрением дистанционного образование сразу решается множество проблем: дистанционное обучение помогает, как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто выбыл на короткий срок из учебного процесса, не потерять нужные знания и время. Преимущества дистанционное образование очевидны. Однако, нельзя не сказать и о недостатках, которые мы сейчас попытаемся разобрать.
Первый минус: дистанционная форма обучения нуждается в технической базе, но, к большому сожалению, не все учебные заведения могут им похвастать. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, вряд ли смогут дать нужный положительный эффект. Также для подобного обучения важна скорость Интернет-соединения. Таким образом получается, что некоторые учебные заведения осуществляют дистанционное обучение исключительно «для галочки».
Вторая не менее важная проблема – недостаточная подготовленность к подобным нововведениям, особенно это касается старших по возрасту категорий преподавателей. В результате онлайн-обучение теряет ценность и эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений. Также, и ученики, и родители отмечают, что такое обучение не помогает, а даже сбивает с учёбы. Дети вынуждены узнавать материал из интернета, потому что видеоурок не может объяснить всего и сразу.
Насколько нам известно, в России не до конца разработана законодательная база, связанная с дистанционным обучением. Хотелось бы, чтобы наше государство чётко определило правовые рамки в этой сфере. Мы полагаем, что тогда и отношение общества к дистанционной форме станет более лояльным, ведь многие соотечественники до сих пор принимают такое формат обучения несерьёзным занятием [4].
Резюмируя вышесказанное, можно полагать, что дистанционное обучение в России набирает стремительные обороты. Сомневаемся, что в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные лекции и семинары: классическая система складывалась слишком долгое время, чтобы в одночасье сдать позиции. Однако, именно за дистанционной формой обучения – будущее.
Список литературы
1. zen.yandex.ru: [сайт]. - URL: https://zen.yandex.ru/ (дата обращения: 05.10.2021).
2. Тихонов А.Н. Управление современным образованием: Учебное пособие / А.Н. Тихонов. М.: ИНФРА-М, 2019. - 211 с.
3. Вайндорф-Сысоева М.Ф. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов / М.Ф. Вайндорф-Сысоева. М.: Юрайт, 2018. - 181 с.
4. Крук Б.И. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения: Учебное пособие / Б.И. Крук. М.: Юрайт, 2020. - 202 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.