Главные преимущества метана в качестве газомоторного топлива (ГМТ)
Экономика. Метан - самый дешевый из широко применяемых видов автомобильного топлива. В Республике Алтай стоимость метана планируется около 10 рублей за 1 м. куб. (1 литр бензина = 0,8 м. куб. метана).
Гарантии. Стабильность цен на метан гарантирована постановлением Правительства Российской Федерации № 31 от 15.01.1993, согласно которому предельная отпускная цена на сжатый природный газ, производимый АГНКС, не должна превышать 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-80, включая налог на добавленную стоимость.
Экология. В 3-4 раза снижаются выбросы CO, на 15-20% - выбросы NOx по сравнению с бензиновыми двигателями. Именно поэтому в перегруженных транспортом городах мира используют в качестве ГМТ метан.
Безопасность. Метан безопасен, при разгерметизации оборудования газ сразу улетучивается, а не оседает, в отличие
от других видов топлива.
Безопасность
ADAC поджег "Опель-Зафиру"
Чтобы доказать безопасность все более популярных автомобилей на природном сжатом газе, германский клуб ADAC провел не только краш-тесты такого известного автомобиля, как «Опель Зафира», но и поджег его! Автомобиль сгорел, но взрыва не последовало: специальные плавкие вставки просто стравили газ и он выгорел. Баллоны, размещенные под днищем, в ходе краш-теста вообще не пострадали. А вот с авто на бензине такой номер без взрыва бы не прошел!
Природный газ является самым динамично развивающимся моторным топливом в мире
Парк АГНКС 12 700 ед.
Сжатый природный газ используется в 75 странах мира
Парк техники
Аргентина 1 690 500
Пакистан 1 650 000
Бразилия 1 512 000
Индия 822 000
Иран 611 000
Италия 432 900
Колумбия 251 000
Китай 200 000
Бангладеш 160 000
США 146 000
Украина 120 000
Армения 96 100
Россия 96 000
Боливия 84 000
Египет 81 000
Германия 68 700
Узбекистан 47 000
Тыс.ед.
Сегодня существует несколько вариантовгазификации транспорта
Новая серийная заводская газовая техника (автобусы, спецтехника);
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на имеющуюся бензиновую и дизельную технику (спецтехника, автобусы, легковые автомобили, сельскохозяйственная);
Заказ новой серийной техники с учетом ее газификации на месте (индивидуальные заказы у заводов-изготовителей).
Коммунальная техника
ОАО «Ряжский авторемонтный завод» поставляет спецавтомобили на карбюраторных шасси ЗиЛ-433112 (удлиненное на 820 мм).
ООО «РариТЭК» выпускает газовую и газо-дизельную грузовую и спецтехнику КамАЗ в любых модификациях и комплекатциях баллонами (Евро-3 и 4). В настоящее время фирма активно проводит адаптацию ГБО для двигателей ЯМЗ и МТЗ.
Стоимость установки ГБО на автомобиль ЗиЛ – около 170 тыс. руб., окупаемость от 0,4 до 1 года, на автомобиль КамАЗ – порядка 300 – 400 тыс. руб., окупаемость в газо-дизельном цикле 17-18 месяцев, в газовом 16 месяцев.
Исключается слив (воровство) топлива, что дает предприятию дополнительный доход от 20 до 30% экономии расходов на топливо (цифры по уже сложившейся статистике)
Новая серийная техника:
Автобусы ЛиАЗ с газовым двигателем Cummins.
Автобусы Hyundai и Daewoo.
Установка ГБО:
Микроавтобусы «Газель».
Автобусы «ПАЗ».
Автобусы «ЛиАЗ».
Автобусы «МАЗ» (дизель Евро-1 и Евро-2).
Автобусы других марок с дизельными двигателями Евро-1 и Евро-2.
Легковые автомобили ВАЗ, ГАЗ, иномарки с бензиновыми двигателями.
Автобусы и легковые автомобили
Газобаллонное оборудование
Газобаллонное оборудование является дополнением к двигателю транспортного средства. При необходимости двигатель можно переключить на бензиновую систему питания.
Современное ГБО по экологическим требованиям соответствует нормам Евро-4.
Автомобильные газовые баллоны имеют многократный запас прочности (выдерживают попадание пули из пистолета) и срок службы до 20 лет.
Стоимость газобаллонного оборудования
Стоимость комплекта ГБО складывается из трех позиций:
1. Подкапотное оборудование и комплектующие.
2. Баллоны.
3. Монтаж.
Комплект баллонов подбирается исходя из необходимого среднесуточного пробега, удаленности АГНКС и ограничений по весу баллонов.
Автомобиль | Подкапотное оборудование, руб. | Монтаж, руб. | Баллоны, руб. | Всего, руб. |
ПАЗ-3205 | 30 840 | 20 000 | 70 800 (6х50Ст) | 121 640 |
М/автобус «Газель» | 38 280 | 12 000 | 35 400 (3х50 МПл) | 85 680 |
ЗиЛ | 35 340 | 20 000 | 94 400 (8х50 Ст) | 149 740 |
«Волга» | 38 280 | 10 000 | 13 500 (1х50 МПл) + 25 000 (2х35МПл) | 86 780 |
Сокращения: Ст – сталь, МПл - металлопластик
Большая разница в стоимости между метаном и другими видами топлива.
Требуется меньшее количество метана относительно других видов топлива (0,8 куб.м. КПГ = 1 литру бензина). Пропан-бутана нужно израсходовать наоборот, на 10-20% больше, чем бензина.
Полностью исключается слив топлива водителями, что по российской статистике дает дополнительно 20 - 30 % экономии от затрат на топливо.
Гарантированная бесперебойность поставок. В отличие от того же пропана, который сегодня есть, а затем в течении нескольких дней его нет и приходится ездить на бензине (факты по городам СФО).
Стабильность цены на метан и ее законадельное ограничение.
За счет чего окупается ГБО
Окупаемость спецтехники с газовым двигателем
Модель | Объем сменной заправки, | Стоимость сменной заправки, руб. | Расходы на топливо за месяц (28 смен), руб. | Расходы на топливо за год, руб. | Экономия месячных расходов на топливо при пробеге 200 км в день, руб. |
КАМАЗ-мусоровоз | 100 | 650 | 18 200 | 218 400 | 23 128 |
КАМАЗ-мусоровоз (дизельный) | 82 | 1 476 | 41 328 | 495 936 |
В расчет заложены следующие характеристики:
- стоимость метана: 6,00 руб./1 м куб;
- стоимость дизельного топлива: 18,00 руб./литр;
- расход газа: 50 м куб./100 км, всего 100 м. куб. за смену (200 км)
- расход дизельного топлива: 41 л/100 км, всего 82 л за смену (200 км).
Газовый мусоровоз КамАЗ дороже дизельного примерно на 400 000 руб., срок окупае-мости этой разницы при указанных ценах на топливо 17,3 месяца (97 000 км.
пробега)
Дополнительно от 20 до 30% затрат на ГСМ (по опыту городов Томска и
Тольятти) будет сэкономлено за счет прекращения слива топлива водителями.
Окупаемость газо-дизельной техники
Модель | Объем сменной заправки | Стоимость сменной заправки, руб. | Расходы на топливо за месяц (28 смен), руб. | Расходы на топливо за год, руб. | Экономия месячных расходов на топливо при пробеге 200 км в день, руб. |
КАМАЗ-самосвал | 70 м³ газа | 995 | 27 860 | 334 320 | 17 500 |
КАМАЗ-самосвал (дизельный) | 90 л. ДТ | 1 620 | 45 360 | 544 320 |
В расчет заложены следующие характеристики:
- стоимость метана: 6,50 руб./1 м куб;
- стоимость дизельного топлива: 18,00 руб./литр;
Газо-дизельный цикл:
- расход газа: 35 м куб./100 км, всего 70 м. куб. за смену (200 км)
расход дизельного топлива: 15 л/100 км, всего 30 л за смену (200 км);
Дизельный двигатель: расход дизельного топлива 45 л/100 км.
Стоимость ГБО составляет порядка 350 000 руб., срок окупаемости
20 месяцев (или 112 000 км. пробега).
Сравнение экономики метан/пропан-бутан
Автомобиль | Вид топлива | Расход топлива на 100 км. пробега | Стоимость суточного пробега 250 км., руб. | Затраты на топливо за месяц, руб. | Экономия на разнице в стоимости топлива, руб./мес. | Стоимость ГБО, руб. | Срок окупаемости ГБО, мес. | Доп. доход за 5 лет, тыс. руб. |
ЗиЛ-433362 поливомоечный | Бензин (14,00р.) | 90 | 3 150 | 88 200 | - | |||
Пропан (8,00р.) | 99 | 1 980 | 55 440 | 32 760 | 28 000 | 1,0 | 1 965 | |
Метан (6,50р.) | 72 | 1 170 | 32 760 | 55 440 | 197 000 | 3,5 | 3 326 | |
ПАЗ 3205 | Бензин (14,00р.) | 35 | 1 225 | 34 300 | - | |||
Пропан (8,00р.) | 38,5 | 770 | 21 560 | 12 740 | 28 000 | 2,2 | 764 | |
Метан (6,50р.) | 28 | 455 | 12 740 | 21 560 | 159 000 | 7,4 | 1 294 |
В расчете принято 28 смен в месяце.
В расчетах не учтены возможные перебои с поставкой пропана
(которые имеют место быть в регионах), а также нестабильность
цен на пропан и бензин.
Масштаб экономии в зависимости от количества техники
На примере газовых мусоровозов КамАЗ
Количество мусоровозов, ед. | Дополнительная выручка | ||
За смену | За месяц | За год | |
1 | 826 | 23 128 | 277 536 |
10 | 8 260 | 231 280 | 2 775 360 |
30 | 24 780 | 693 840 | 8 326 080 |
50 | 41 300 | 1 156 400 | 13 876 800 |
100 | 82 600 | 2 312 800 | 27 753 600 |
150 | 123 900 | 3 469 200 | 41 630 400 |
200 | 165 200 | 4 625 600 | 55 507 200 |
Десять газовых мусоровозов за год эксплуатации в абсо-лютных цифрах «привозят» еще один новый мусоровоз.
Исключается несанкционированный слив топлива.
Удлиненное шасси ЗиЛ-433112
Удлиненное на 820 мм шасси позволяет свободно установить ГБО кассетного типа с 12 баллонами между кабиной и спецоборудованием. Такое размещение ГБО представляется оптимальным, обеспечивая безопасность, большой запас хода, а также легкость в ремонте и обслуживании.
Количество баллонов (от 4 до 12) определяется индивидуально для каждого спецавтомобиля исходя из маршрута работы транспорта, обеспечивая максимальную экономическую эффективность от газификации техники.
ОАО «Ряжский авторемонтный завод» поставляет машину комбинированную МКДС на шасси ЗиЛ-433112 при заказе от 5-ти единиц по цене 2 432 000 руб. плюс 150 000 руб. ГБО, которое устанавливается на месте.
Мнение потребителя о переводе техники на КПГ
В.М. Гордиенко – главный инженер УМП «Спецавтохозяйство г.Томска»:
Как быстро окупается ГБО?
«Спецмашины окупаются в среднем месяцев шесть. Потому что на спецмашинах большой расход горючего. Бортовые и самосвалы
примерно в течение года»
Насколько снижается мощность двигателя?
«Многие ссылаются на это как на отрицательный показатель, я считаю,
что нет. Наши машины специальные и в общем-то не чувствуется этого
падения мощности. Но это, видимо, сказывается на машине с прицепом.
А так нет»
Проблемы с водителями были?
«Бензин все-таки раньше воровали. Здесь мы от этого ушли. И не только экономия получи-
лась на разнице в стоимости, но и в количестве. Поэтому цифра вышла, в общем-то,
приличная. Хотя мы тоже раньше считали, что у нас нормы, контроль есть, но, оказалось,
пользовались горючим водители потихонечку в ущерб. На простых машинах не так
заметно, а вот на технологических - тот же мусоровоз – он один контейнер поднял и
опрокинул в себя 250 граммов горючего. Подъезжает - половина
контейнера есть, он его не берет, но подъехать-то подъехал.
Расписывает, пишет, не уследишь же, забрал все или нет».
Предложение для потребителей
Для предприятий, приобретающих технику, работающую только на природном газе, с месячным объемом потребления КПГ не менее 200 000 м. куб. ООО «Газпром трансгаз Томск» рассматривает принципи-альную возможность строительства АГНКС на территории предприятия и фиксации цены КПГ
на определенный период.
Для организаций, переводящих
транспорт на природный газ,
предлагается рассрочка оплаты
за баллоны. Разрабатываются схемы
банковского кредитования
под гарантии муниципалитетов.
В гаражах (боксах) разрешено хранение автотранспорта только с газобаллонным оборудованием (ГБО), при установке вентиля на каждом баллоне (как обычно и делается). Недопустимо объединение баллонов в кассету (несколько баллонов с одним вентилем).
2. Наличие системы автоматического контроля загазованности.
Рекомендуется устанавливать на каждые 50 кв. м один датчик загазованности. Стоимость отечественного комплекса системы автоматического контроля загазованности для помещения 500 кв. метров от 150 тысяч рублей вместе с проектом и монтажем.
3. Наличие аварийной вентиляции. Количество вентиляторов, их мощность зависит от расчетов, которые определяют кратность обмена воздуха. Расчеты делаются на основе объема помещения. В среднем устройство аварийной вентиляции для помещения 500 кв. метров стоит 250–300 тысяч рублей вместе с проектом и монтажем.
(!) Обойтись без аварийной вентиляции и контроля загазованности можно, если площадь гаража не менее 500 кв. м. и высота потолков не менее 6,5 метров.
Технические мероприятияпо гаражам для хранения автотранспорта на КПГ(цены ориентировочные)
Потребитель: поливомоечная машина ЗиЛ-433362.
Сегодня предприятие тратит на ее заправку бензином А-80 54 600 рублей в месяц при двусменной работе и стоимости бензина 14,00 руб./литр.
Стоимость газа при тех же объемах работы составит 25 350 рублей в месяц при стоимости КПГ 6,5 руб./1 м. куб.
Ситуация: у предприятия нет денег, кроме тех, что есть сегодня на бензин. Необходимо уложить в эту сумму и стоимость газа и оплату ГБО.
Определяем ежемесячную экономию предприятия на разнице в стоимости топлива: 54 600 – 25 350 = 29 250 руб. – это и есть максимальная сумма ежемесячного платежа, которое предприятие сможет себе позволить при расчете за ГБО.
Стоимость ГБО 149 740 рублей. Определяем период рассрочки оплаты за ГБО:
149 740 руб./ 29 250 руб. = 5,1 месяца, округляем до 5 месяцев. За этот срок предприятие сможет, не изыскивая дополнительных источников финансирования, оплатить ГБО.
Через 5 месяцев расчет за ГБО окончен и дополнительный доход предприятия составит 29 250 рублей в месяц с одного автомобиля!
Рассрочка за баллоны (на примере поливомоечной машины ЗиЛ-433362)
Нет необходимости изыскивать деньги для перевода техники на КПГ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.