Цивилизация Востока. Запад есть запад, восток есть восток, Не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья В день страшного суда. Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. ... В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками
27. Цивилизации Востока.doc
27. Цивилизации Востока
Термин «Восток» в исторической науке применяется не только к Азии, но
и к Африке и Океании. В рассматриваемом нами периоде выделяется три
цивилизации: Османская империя. Китай и Индия. Всех их объединяет похожая
модель построения общества.
Феноменом этих цивилизаций была
государственная бюрократия над крестьянами и частными владельцами,
которая поддерживалась и освящалась религией. Вся власть принадлежала
правителю, которой он наделялся от Бога. Благодаря такой структуре
государство сохраняло стабильность. Единственное, что могло ослабить
государство изнутри, это частная собственность.
Процесс увеличения доли частной собственности был связан с
проникновением европейцев на восточные земли в эпоху географических
открытий и с образованием колоний на новых землях. За пряности, шелковые
ткани, оружие и драгоценности с Востока Европа платила золотом, которое
вывозила из Латинской Америки, а не собственными товарами, так как в них
восточные народы не нуждались. По доходам на душу населения Восток
опережал Запад. К примеру, в ценах одна тысяча девятьсот шестидесятого года
доход на душу населения в одна тысяча восьмисотом году в Китае был на пять
долларов выше, чем в Европе.
Государство верховный собственник.
Восточное государство являлось верховным собственником. Во всех
государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей
схеме. Каждый, кто обрабатывал землю, имел право и обязанность обрабатывать
ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду,
пастбища, лес и так далее. За это право община крестьян платила налог в
различной форме: отработка или передача части урожая. Этот своеобразный
налог затем распределялся для поддержания властных структур. Следовательно,
тот, кто обладал властью в государстве, получал доступ к распределению
производимых продуктов, то есть становился их владельцем. Поэтому
особенностью восточной цивилизации было наличие власти владельца. Со
временем государство приобрело огромное влияние абсолютно на все стороны
жизни людей. Постепенно в государстве устанавливалась диктатура, власть
одного человека – правителя, перед которым все остальные, невзирая на
происхождение и должности, были покорными рабами. Жизнь любого человека
зависела от отношения правителя к нему или от его каприза. Это значит, что в
основе государственного управления восточных стран лежали не законы, а ничем
не регулируемые взаимоотношения между людьми. Фактически здесь сохранялся
старый, еще родоплеменной, принцип назначения на главные государственные
должности. Европейцев приводил в ужас церемониал казней: к числу почетных
способов лишения жизни относилось удушение провинившегося особым
шелковым шнурком – “милостью султана”, а самой позорной – отрубание голов
или сажание на кол. Процветание государства, как системы, зависело от силы власти и работы
всех чиновников, а также от объема налогов, что в свою очередь зависело от
производительности ремесленников и эффективности сельского хозяйства.
Государство было заинтересовано в развитии сельского хозяйства и ремесел,
которые были гораздо продуктивнее, чем в Европе. Ослабление власти приводило
к нарушению традиционного уклада жизни населения и к упадку государства,
даже могло привести к его распаду. Это могло быть вызвано различными
причинами:
ослабление
государственных структур власти (злоупотребления чиновников, крупных
землевладельцев). В таких случаях не редки были крестьянские восстания, целью
которых было восстановление привычного уклада жизни.
грандиозное строительство,
военные походы,
Сельская община самое низкое звено общества Востока.
Основой государства, как системы, была сельская община, жители одной
деревни. Принцип организации общины был примерно одинаков: в центре
располагался храм, а вокруг него – дома жителей. В пользовании общины были
определенные земли, леса, пастбища. Время от времени размеры участков каждой
семьи или члена общины менялись в зависимости от количества членов семьи или
работоспособных членов общины. Такое перераспределение давало равное
материальное положение всех членов общины. Во главе общины стол выборный
или назначаемый староста. Также за счет общины содержались ремесленники,
которые обеспечивали всех остальных необходимыми вещами и инструментами.
Самый высокий уровень организации был в индийских общинах, даже смена
власти не могла повлиять на ее уклад. Таким образом, сельская община была
залогом стабильности и консерватизма восточной цивилизации.
Частная собственность.
Частная собственность в восточных государствах хоть и была, но играла
второстепенную роль. Собственник мог обладать большим имуществом, но в
любой момент мог ее лишиться по приказу правителя. Способом защитить свою
собственность было получение высокой государственной должности, то есть
получение престижа. Должность давала гарантии владения определенным
имуществом. Кроме должности престижем было и приобретение земель, которые
тоже не гарантировали получение неприкосновенности ее владельцу. Регулярная
уплата налогов была лишь слабой гарантией, ведь государству было все равно,
кто уплатит эти налоги: владелец или крестьянинарендатор. Кроме владения
землей, необходимо было поддерживать определенный статус: иметь дом, слуг,
организовывать выезды. Число крупных собственников было ограничено, что
обеспечивало стабильность государства. Государство также ограничивало власть
собственников, если владельцы земель переступали грань, то власти отдавали
землю крестьянам, в таком случае налоги могли быть даже меньше, чем
уплаченные ранее собственнику. Крестьяне также могли оказать решающую роль в восстановлении традиционного уклада путем восстаний, если государственная
власть ослабевала.
Города Востока.
Города Востока существенно отличались от европейских городов. Их
развитие и процветание зависело от правителя и торговли. Своим
существованием они были обязаны правителям и торговли. Большинство городов
были резиденциями правителей, религиозными центрами или лежали на
перекрестках торговых путей, поэтому у европейцев сложилось представление о
сказочных богатствах городов Востока. Обслуживание двора правителя, крупного
чиновника и т. д. потребовало значительного количества слуг, ремесленников,
торговцев, которые селились вокруг дворца правителя. Ремесленники для
правителя изготовляли вещи, которые были недоступны простым людям:
украшения, дорогая посуда, ткани, оружие и прочее. За свой труд ремесленники
получали продукты питания, собранные с крестьян в виде налогов, либо деньги. В
городах также находились дома, склады, магазины купцов. Товары (в основном
дорогие) покупали или вельможи, или иностранные купцы, поэтому у европейцев
и сложилось впечатление о богатствах Востока. В городах не производились вещи
для простых людей, их изготовляли ремесленники в сельских общинах.
Процветание города зависело от правителя, который в нем жил. Когда
правитель менял свое место жительства, город приходил в упадок, а иногда и
вообще прекращал существование.
Сословное деление общества.
Как и в Европе, общества Востока делились на сословия. Социальные
группы различались в зависимости от положения в структуре власти, от формы
деятельности, от способа получения средств к существованию (земледельцы,
ремесленники, администраторычиновники, жрецы, воины). Как правило, эти
социальные группы были замкнутыми и наследственными. Также общество
делилось по юридическому статусу на полноправных, неполноправных и
бесправных, то есть рабов.
Существовала также система имущественного неравенства. Среди
каждого сословия были свои богатые и бедные. Богатство было присуще только
полноправным. К земледельцам принадлежали как крестьяне, так и крупные
землевладельцы; к ремесленникам как мелкие сельские ремесленники, так и
владельцы мастерских и мануфактур; к чиновникам как мелкие сборщики
налогов, так и приближенные к императору чиновники, и так далее. Итак,
традиционные социальные слои, юридический статус, имущественное положение
не совпадали и представляли собой сложную и запутанную социальную
структуру. Наиболее привилегированными на Востоке были сословия,
причастные к государственной власти, причем количество и качество привилегий
росло по мере приближения к лицу верховного правителя.
Роль религии на Востоке.
Религия на Востоке была залогом
государственной власти. Она освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, объединяла общество, способствовала формированию
национальных черт характера. Религия скрепляла государственный механизм и
социальную структуру, сохраняла вековые традиции. Но различные религиозные
системы делали это поразному. В Китае, например, религия энергично освящала
политическую власть, что способствовало сохранению последней в течении
нескольких тысячелетий. В Индии, наоборот, религия была равнодушной к
государству, что приводило к непрочности политической власти и частой смене
государств, а вот относительно структуры общества она была активной и
сохранила ее до наших дней. Для стран исламского мира религия стала основой
формирования единой исламской цивилизации.
Цивилизации Востока
Цивилизации Востока
Цивилизации Востока
Цивилизации Востока
Цивилизации Востока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.