Хотелось бы вспомнить слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность
Технические средства обучения (ТСО) — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.
Используя все методы и средства обучения, воспитатель должен подготовить дошкольников к дальнейшим опасностям жизни:
В практике преподавания ОБЖ, педагоги часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических материалов.
Многими педагогами признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении ОБЖ, но в силу недостаточной методической базы их применения, а также в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении технических средств и технологий.
Качество усвоенных ЗУН в области «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.
По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:
1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
3. Обучающие: практическое выполнение учебных заданий, электронные тренажеры
Так же существуют следующие виды ТСО:
По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:
- технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
-тренажёрные (для обучения и самообучения);
- вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
- музыкальные центры (аудиосистемы, проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
- комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).
Они должны постоянно совершенствоваться; в детские сады должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.
Нами активно используется ТСО в обучении детей ОБЖ. Так как именно с помощью ТСО мы можем в полной мере погрузить ребенка в необходимую образовательную ситуацию. Активное использование ТСО в обучение дошкольников ОБЖ дало очень положительные результаты.
Использование экранных средств на занятиях по обучению дошкольников ОБЖ.
Дидактические возможности ТСО:
-являются источником информации;
-рационализируют формы преподнесения информации;
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
-организуют и направляют восприятие;
-обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
-создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
-экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д ) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Технические средства используются для обучения правилам безопасности и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», отечественные мультфильмы с высокой нравственной основой. Дети находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.
Подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания служит для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождения детей, подготовки к утренникам.
Использование телепередачи на занятиях. Успешность её применения стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу увиденного, воспитатель своими вопросами помогает детям прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.